Изучив каталоги предстоящих аукционов, приходишь к выводу, что в этом месяце за русским искусством надо отправляться в эпицентр экономического кризиса
При упоминании о торгах импрессионистов и модернистов, проводимых аукционными домами Christie’s или Sotheby’s, на ум сразу приходят громкие имена вроде Ван Гога или Пикассо и шестизначные суммы. Однако такие торги проходят всего три-четыре раза в год, в то время как раз в месяц проводятся аналогичные по тематике, но значительно более демократичные аукционы. Именно на них нередко попадаются работы русских художников. В этом месяце подобные торги, способные заинтересовать коллекционера русского искусства, сосредоточены в Нью-Йорке. Там можно будет найти все или почти все — от театральной графики мирискусников до картины Сергея Бугаева (Африки), не исключая, конечно, и традиционного Фаберже.В коллекцию нью-йоркских торгов импрессионистов и модернистов, которые Sotheby’s проводит 7 октября, включен очень обширный стринг русского искусства — около 100 произведений художников ХХ века. Как всегда, разнообразно представлена «парижская школа», в том числе работами художников русского происхождения и международного значения. Так, скульптура Александра Архипенко «Прошлое», 1926 года, оценена в $30—40 тыс. К слову, его живописная работа недавно стала самым дорогим лотом аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s, достигнув отметки в $218,5 тыс. «Клоун» (1929) — работа еще одного француза с русскими корнями, сценографа Павла Челищева — оценен в $50—70 тыс.
Кроме работ художников парижской школы, на торгах встречается и русская театральная графика начала ХХ века: эскизы Александра Бенуа к постановкам «Травиаты» и «Пиковой дамы» (эстимейт $6—8 тыс.), проекты декораций Константина Коровина (эстимейт $ 5—7 тыс.) и Мстислава Добужинского (эстимейт $10—15 тыс.), а также серия графических работ Бориса Анисфельда (цены на его рисунки и гуаши колеблются в пределах $10—30 тыс.). Выставка его работ проходит сейчас в Лондоне в помещении аукционного дома MacDougall’s.
Закономерно, что в коллекции нью-йоркских торгов множество произведений художников, оказавшихся в эмиграции: на Западе русское искусство «в изгнании» найти куда легче, чем классическую живопись XIX века, например передвижников. На предстоящем аукционе представлены работы Марии Васильевой («Мадонна с розами», эстимейт $8—12 тыс.), Константина Горбатова («Деревенский пейзаж», эстимейт $18—25 тыс.) и Давида Бурлюка («Баба с уткой», эстимейт $12—18 тыс.). Все они написаны за пределами России в 1920—1950-е годы, но сюжет каждой из этих работ так или иначе напоминает о России. Невольно задаешься вопросом, является ли это свидетельством искренних ностальгических чувств или удачно выбранной и последовательно эксплуатируемой «русской темой». На этом фоне выгодно выделяется небольшая ранняя гуашь Николая Рериха, «Крепость», 1909 года (эстимейт $12—18 тыс.), где изображение характерного русского пейзажа со старинной архитектурой еще не стало штампом и общим местом.
20 октября Christie’s проведет аукцион декоративно-прикладного искусства XIX века из коллекции Марвина Гринфилда и его супруги, в которой в том числе есть изделия фирмы Карла Фаберже и одного из его мастеров Федора Рукерта. Последний представлен на аукционе двумя предметами — выполненными из позолоченного серебра и украшенными эмалью клуазоне кубком ($40—60 тыс.) и ковшом ($100—150 тыс.). Кроме этого, будет еще около десятка изделий ведущих мастеров русского эмальерного искусства начала ХХ века в ценовом диапазоне от $2—3 до $20—30 тыс. Ровно 10 лет назад супруги Гринфилд уже выставляли на торги значительную часть своего собрания русских эмалей, которая стала настоящей сенсацией на рынке искусства.
Помимо ударного аукциона дореволюционного ювелирного искусства, Christie’s приготовил пару интересных работ и для коллекционеров русской живописи — как классической, так и современной. На торгах послевоенного и современного искусства 21 октября будет представлена работа Сергея Бугаева (Африки) — художника и звезды культового фильма конца 1980-х «АССА». Его «Обратный пазл», выполненный в сложной технике с применением меди, акрила и силикона, выставлен с эстимейтом $27—36 тыс. Сумма, конечно, незначительная для такого коммерчески перспективного художника, особенно на фоне эстимейта картины Алексея Харламова «Капризная девочка» ($1,2—1,8 млн). Опубликованная в каталоге raisonné художника с иллюстрацией и участвовавшая в передвижной выставке 1904—1905 года, эта работа станет настоящей находкой для поклонников русского искусства. Неясно одно, почему столь бесспорная и дорогая вещь выставлена не на русские торги, а на проходящий 22 октября аукцион «Европейское искусство XIX века и ориенталистика». Единственное объяснение, которое приходит в голову, — нетерпеливость владельца, не пожелавшего ждать до ноября и везти картину из Нью-Йорка в Лондон.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454345
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345014
- 3. Норильск. Май 1272364
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898720
- 5. Закоротило 823720
- 6. Не может прожить без ирисок 789737
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765219
- 8. ЖП и крепостное право 760861
- 9. Коблы и малолетки 744214
- 10. Затворник. Но пятипалый 477397
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407286
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373830