Оцените материал

Просмотров: 8907

Новые имена в активе

Анна Арутюнова · 23/09/2008
После нескольких выставок, посвященных советскому неофициальному искусству, MacDougall’s решил показать Бориса Анисфельда

©  Macdougall’s

 Рахиль. 32.4 х 48.2 см. 1916

Рахиль. 32.4 х 48.2 см. 1916

©  Macdougall’s

 Дафнис и Хлоя. 37.2 х 27.5 см. ок. 1932

Дафнис и Хлоя. 37.2 х 27.5 см. ок. 1932

Торговые залы MacDougall’s уже не первый раз превращаются в выставочное пространство. За последние два года здесь прошли как минимум три крупные выставки, правда, до сих пор акцент делали на неофициальное искусство. Во время Frieze 2007 года показали нонконформистов, изобразив историю советского андеграунда в виде схемы московского метро. Рухину, Ситникову и Харитонову была посвящена экспозиция, совпавшая с аукционом современного русского искусства Sotheby’s в марте 2008-го. Наконец, весной 2008-го MacDougall’s показали масштабный проект Комара и Меламида «История СССР», который должен был стать лакомым кусочком прошедших летом торгов.

©  Macdougall’s

 Амазонка с лошадью. 37 х 27.6 см. ок. 1931

Амазонка с лошадью. 37 х 27.6 см. ок. 1931

Выставки у MacDougall’s обычно многофункциональные: на них и продают, и выставляют лоты будущих торгов, и показывают вещи из частных коллекций.

Анисфельд, конечно, сильно выбивается из ряда вышеупомянутых имен, и его не назовешь фаворитом на рынке русского искусства — эскизы декораций, которые он делал для многочисленных постановок в России и за рубежом, время от времени появляются на аукционах и стоят не очень дорого. Цены на среднего уровня живописные работы Анисфельда достигают €100 тыс., а за самые редкие ранние работы русского периода отдают и по €500—600 тыс. Тем не менее Софья Комарова, директор женевской Artvera’s gallery считает, что рынок до Анисфельда еще не дорос.

©  Macdougall’s

 Озеро в Колорадо. 27.6 х 37.8 см

Озеро в Колорадо. 27.6 х 37.8 см


Рекорд на живопись художника был установлен уже два года назад — за €744 тыс. была продана «Ольховая роща — Тверь» (1907), превысив эстимейт (€125—190 тыс.) в несколько раз. Еще две работы, написанные незадолго до эмиграции, перешагнули отметку в полмиллиона евро — «Сад Гесперид» (€561 тыс.) и «Сентябрь. Тверь» (€524 тыс).

©  Macdougall’s

 Танец. 37.1 х 28. ок. 1932

Танец. 37.1 х 28. ок. 1932

Сегодня наследие художника сосредоточено в руках двух-трех крупных дилеров и галеристов, в их числе Анатолий Беккерман и его нью-йоркская A.B.A. Gallery. «Вещи Анисфельда находятся у нескольких человек, которые партиями пускают их на рынок и иногда просто перенасыщают», — отметил Валерий Дудаков, коллекционер и эксперт по русскому искусству. Действительно, художник был невероятно плодовит, а рынок, как известно, одинаково плохо реагирует, когда работ слишком мало или слишком много.

На аукционах MacDougall’sАнисфельд продается с мая 2005 года. По словам совладельца аукционного дома Уильяма Макдугалла,

©  Macdougall’s

 Анютины глазки. 36.9 х 27.7 см. ок. 1920-1925

Анютины глазки. 36.9 х 27.7 см. ок. 1920-1925

практически все представленные на выставке вещи происходят из США, а покупают их в основном русские.

Цены на Анисфельда у MacDougall’s колеблются от £3 до £70 тыс. В основном представлены работы американского периода, например «Амазонка с лошадью» (ок.1931) или «Озеро в Колорадо». Все шансы на успех есть у небольшой картины «Рахиль», написанной в 1916 году. Впрочем, сейчас рекордных цен от Анисфельда ожидать не стоит, и дело не столько в неблагоприятной рыночной конъюнктуре, сколько в том, что художник никогда не входил в ряд первых имен. «Неизвестно, конечно, что будет лет через десять, — говорит Валерий Дудаков, — какое-то время назад никто не мог предположить, что за акварели Серебряковой будут отдавать по миллиону долларов, а за пейзажи Горбатова по $300—400 тысяч».

©  Macdougall’s

 Женские фигуры в тумане. 28.5 х 40.7 см. ок. 1932

Женские фигуры в тумане. 28.5 х 40.7 см. ок. 1932

 

 

 

 

 

Все новости ›