Арт-рынок замер в ожидании: быть или не быть новым австралийским рекордам?
Все знают, что Австралия — «зеленый континент», там кенгуру и антиподы. Это как про нас и медведей. Сложнее понять, что такое австралийское искусство и кого считать его законными представителями — аборигенов, потомков британских каторжан или вольных поселенцев времен «золотой лихорадки»? Тем не менее проблемы пресловутой национальной идентичности не мешали и не мешают австралийским художникам работать, а публике их любить и, что самое замечательное, активно покупать.Первые аукционные дома появились в Австралии еще в конце XIX века, в русле традиций метрополии. Сейчас на растущий арт-рынок пришли гиганты — они всегда там, где выгодно. Christie’s начал заниматься австралийским искусством еще в 60-е, Sotheby's — в начале 80-х, а в начале двухтысячных появился Bonhams, который вместе с австралийскими специалистами образовал новый холдинг Bonhams & Goodman.
Местные институции тоже не отстают. На сиднейском аукционе Menzies Art Brands в июне этого года установлен абсолютный рекорд продаж произведений искусства на австралийской земле — «Сильветт» Пикассо куплена по телефону за $6 млн. Там же в 2007-м самую крупную сумму, $3 млн., заплатили за полотно австралийского художника Бретта Уайтли.
Цены, конечно, скромнее громких мировых продаж последнего времени — сказывается отсутствие шальных денег. Но положение меняется, специалисты отмечают настоящий бум на арт-рынке Австралии и связывают его с притоком китайских капиталов в австралийские горные разработки и, соответственно, с появлением богатых коллекционеров.
Двухдневный аукционный марафон с участием Sotheby's и Bonhams & Goodman, который состоится 25 и 26 августа в Мельбурне, позволит понаблюдать за развитием этих тенденций. Первым стартует Sotheby's. 25 августа он проведет вечерний сейл «Австралийское искусство», на котором представит все важные периоды развития континентальной живописи и графики, а на следующий день продаст менее дорогие лоты.
Самый высокий эстимейт у полотна англо-австралийца Джона Гловера, значительного пейзажиста начала XIX века. «Линяющая лагуна и Большой устричный залив от Соснового холма» (эстимейт $1,6—1,9 млн) — редкий и качественный образец его творчества так называемого «колониального стиля». Романтика неизведанных пространств и могущества Британской империи на долгие годы определила направление развития австралийской живописи.
Среди самых дорогих лотов и работы мастеров XX века, ориентировавшихся на мировой авангард. «Злоумышленник и попугаи» экспрессиониста Альберта Такера (эстимейт $ 350—524 тыс.) демонстрирует не самые идиллические стороны австралийского национального характера, но, судя по популярности автора на рынке, это покупателей совсем не смущает.
Джон Брэк — успешно продающийся австралийский художник (его прошлогодний рекорд на Sotheby's равен $2,9 млн). Этот любитель Сартра и ненавистник абстрактного экспрессионизма представлен «Возвращением блудного сына» (эстимейт $ 612—786 тыс.) Его живопись странно напоминает произведения мастеров нашего «сурового стиля». Удивительно, как диаметрально противоположные объекты осуждения (соцреализм и абстрактный экспрессионизм) приводят к формально схожим результатам.
Австралийская живопись, надо сказать, зачастую выглядит ужасающе безвкусно, поэтому жаль пропустить Tessaraez Z Розали Гаскуань, пока еще мало раскрученной художницы, умершей в 1999 году. Небольшой ассамбляж из щепочек от старых упаковок со следами маркировки (эстимейт $31—44 тыс.) — минималистичное напоминание о том, что восточные традиции (японские в данном случае) Австралия тоже благополучно ассимилировала.
Зато трудно не заметить графический лист «Любовники» рекордсмена Бретта Уайтли, обладателя множества премий, в числе которых и премия Венецианской биеннале. Двухцветный скринпринт (5/70) уже появлялся на Sotheby's — в 2002 году он был продан за $6,5 тыс. От него, видимо, так хотят поскорее избавиться, что выставляют с тем же, что и шесть лет назад, эстимейтом ($5,2—7 тыс.).
Главная приманка аукциона австралийского искусства, который проведет вечером 26 августа Bonhams & Goodman, — это шесть шедевров из известной коллекции удалившегося от дел мельбурнского дилера Джулиана Стерлинга и его жены Мириам — пять классических пейзажей и парный портрет. Безусловным гвоздем торгов станет «Бель-иль-ан-Мер» «последнего импрессиониста» Джона Рассела. Владельцы очень вовремя решили расстаться с холстом, больше тридцати лет не появлявшимся на рынке. Совсем недавно, в июне, «Пруд с кувшинками» Моне был продан на Christie's за $80,5 млн, и, возможно, ажиотаж вокруг этого громкого рекорда поможет выручить хорошую сумму за «лучшую импрессионистическую картину Австралии». Во всяком случае, имя Моне используется в раскрутке полотна очень активно. В каталоге значится эстимейт по запросу, но ранее в пресс-релизе называлась цифра $877 тыс.— 1 млн.
Коллекция Стерлингов собрана в отдельной части каталога, но и в основном разделе много интересных лотов. Самый популярный, пожалуй, австралийский модернист Сидни Нолан представлен серией из четырех «Купальщиц» 1945 года (эстимейт каждой $175—262 тыс.), которые пародируют и изображение обнаженного тела, и попытку импрессионистов фиксировать каждое мгновение жизни.
Картина австралийского искусства не будет полной без творчества коренных жителей — аборигенов. Обычно их объединяют самостоятельные торги (очень успешные, как правило), но несколько образцов есть и у Bonhams & Goodman. Автор с труднопроизносимым именем Каапа Тьямпитьинпа рассказывает простую «Женскую историю». Великолепная геометрическая абстракция 1973 года может, вероятно, раскрыть сведущему человеку множество интересных подробностей (эстимейт $ 10—16 тыс.).
Bonhams & Goodman рассчитывают заработать на предстоящем аукционе $ 6,3—8,7 млн, и если все пройдет успешно, то это будет самая крупная сумма, вырученная этим аукционным домом на австралийских торгах. Замечательно, когда национальное искусство пользуется таким устойчивым спросом у себя дома. Остается надеяться, что и наш рынок когда-нибудь цивилизуется и станет настолько привлекателен, что большие торги будут проходить в Москве или Петербурге. Хотя, конечно, нам легче — мы с Лондоном все-таки в одном полушарии.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452103
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343567
- 3. Норильск. Май 1269572
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897883
- 5. Закоротило 822433
- 6. Не может прожить без ирисок 783983
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760910
- 8. Коблы и малолетки 741711
- 9. Затворник. Но пятипалый 472858
- 10. ЖП и крепостное право 408167
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404003
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371308