Листая аукционные каталоги, обратите внимание на неприметные значки, заботливо расставленные рядом с номерами лотов: иначе рискуете купить кота в мешке
Взять хотя бы стартовую цену. Как известно, это весьма условная сумма, с которой начинается торг. Обычно все выставленные на аукцион лоты имеют резервную цену — ту, ниже которой работа не может быть продана. Чаще всего эта цена совпадает с нижней границей эстимейта. Когда резервной цены нет, лот отмечается знаком 1. Но бывает, что продавец и аукционный дом заключают соглашение, по которому владелец предмета получает определенную сумму, даже если лот не продан, — своего рода утешительный приз. Такие «гарантированные» лоты в каталогах Sotheby’s отмечаются кружком 2.
Впрочем, неопределенность минимальной цены предмета еще полбеды. Опаснее те метаморфозы, которые могут произойти с аукционной ценой, или пресловутой hammer price. Покупателю в любом случае придется заплатить значительно больше той суммы, которая была названа в ходе торгов — к ней обязательно прибавятся комиссионные, которые могут составлять 12—25%.
Нельзя забывать и о налогах, прежде всего о налоге на добавленную стоимость (НДС). В большинстве случаев он составляет 17,5% от аукционной цены (hammer price) и суммы комиссионных. Его действие распространяется на лоты, отмеченные в каталогах Sotheby’s и Christie’s знаком креста 3. Если символа нет, налогом облагается только чистая прибыль аукционного дома, то есть комиссионные, и платить его будет именно покупатель.
Еще сложнее обстоит дело с предметами, ввезенными в страну, где проводятся торги. Так, если произведение искусства прибыло из страны, не входящей в Евросоюз на условиях временного ввоза, НДС взимается с покупателя по стандартной схеме. Такие лоты отмечены знаками Ω в каталогах Sotheby’s и * в каталогах Сhristie’s. (Кстати, непонятно, зачем каждый аукционный дом использует собственную систему обозначений, если принципы налогообложения одни и те же.) Но бывает, что предметы ввезены в страну для продажи (отмечены в каталогах Sotheby’s символом из двух ромбиков 4), а значит, неизвестно, отправятся ли они после аукциона домой, останутся ли в стране, где он проходил, или продолжат свое путешествие. В этом случае покупатель не только платит гораздо более внушительный налог, но и получает массу дополнительных проблем с перевозкой работы.
Кроме налоговых премудростей, на окончательную цену произведения искусства может повлиять и действующее в стране, где проводятся торги, законодательство об авторском праве — так называемом droit de suite (франц. «право следования»), по которому при публичной перепродаже произведения искусства автор имеет право на получение от продавца вознаграждения. По российскому закону об авторском праве всякий раз, когда произведение продается по цене, превышающей предыдущую на 20%, автор получает 5% от суммы сделки. Это право затем переходит к наследникам и действует достаточно долго — около 70 лет после смерти художника. Аукционные дома и эти затраты перекладывают на плечи покупателя, поэтому, приобретая лоты, отмеченные специальным знаком, надо быть готовым к тому, что придется заплатить еще и авторский гонорар, который может составлять от 0,25 до 4%. Наибольшую изобретательность аукционные дома проявили именно в отношении символа, обозначающего такие лоты: буквально у каждого аукционного дома он свой. Так, у Sotheby’s это белый крестик в черном круге 5, у Christie’s — λ; Stockholms Auktionsverk использует для обозначения букву D, Dorotheum отмечает свои лоты звездочкой *, а MacDougall’s и вовсе знаком параграфа §.
Вообще аукционисты, как оказалось, люди коварные и с фантазией. Создается впечатление, что все эти изыски были придуманы лишь с одной целью — окончательно запутать потенциального покупателя. Иначе как объяснить, что Christie’s обозначает астериском лоты, импортированные из стран, не входящих в ЕС, Dorotheum — предметы, на которые распространяется право следования, Sotheby’s — лишь те работы, в отношении которых есть сомнения в указанном авторе. Проще говоря, если в каталоге вы видите Айвазовского «со звездочкой», будьте внимательны и не поленитесь узнать, чем же вам это грозит.
1 | |
Нет резервной цены |
2 | |
Гарантированные лоты |
3 | |
Лот облагается НДС в размере 17,5% от аукционной цены и суммы комиссионных |
4 | |
Лот ввезен в страну для продажи |
5 | |
Droit de suite |
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451748
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343378
- 3. Норильск. Май 1268622
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897686
- 5. Закоротило 822137
- 6. Не может прожить без ирисок 782279
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758964
- 8. Коблы и малолетки 740914
- 9. Затворник. Но пятипалый 471326
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403119
- 11. ЖП и крепостное право 386086
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370504