Оцените материал

Просмотров: 7038

Масштабы и цены современного искусства

Анна Арутюнова · 27/06/2008
Не успели затихнуть страсти вокруг торгов импрессионистов и модернистов, как коллекционеров ждут новые испытания — аукционы современного искусства

©  Фрэнсис Бэкон. «Этюд к портрету Джоржда Дайера»  ⁄  Sotheby’s

Масштабы и цены современного искусства
Не успели затихнуть страсти вокруг торгов импрессионистов и модернистов, как коллекционеров ждут новые испытания — аукционы современного искусства
30 июня и 1 июля в Лондоне пройдут вечерние торги современного и послевоенного искусства. Снова все внимание приковано к Фрэнсису Бэкону. Sotheby’s выставляет на торги совсем небольшой, всего 36 на 30 см, одиночный (а не триптих, к которым уже так привыкла публика) портрет Джорджа Дайера — возлюбленного художника. Более сорока лет она находилась в одном и том же собрании и, несмотря на миниатюрные размеры, оценена в £67 млн. Портрет написан по фотографии, сделанной Джоном Дикином, завсегдатаем Soho Colony Room, где собиралась вся художественная богема Лондона 1960—1970-х годов. «Поворачивающаяся фигура», выполненная в более привычных для художника масштабах (почти два на полтора метра), стоит £10—15 млн. Рыночная история обеих работ началась в известной галерее Marlborough art, которая в свое время заполучила практически монопольные права на продажу работ Бэкона, и это стало причиной неоднократных обвинений галереи в махинациях и даже судебных разбирательств с фондом наследия художника.

©  Фрэнсис Бэкон. «Этюд к портрету Джоржда Дайера»  ⁄  Sotheby’s

Масштабы и цены современного искусства
Christie’s не отстает от конкурента и выставляет на аукцион написанный в Париже в 1975 году триптих — «Три этюда к автопортрету». Практически сразу полотно оказалось в парижской галерее Клода Бернара, а уже в 1976 году триптих был приобретен коллекционером, только теперь решившим с ним расстаться. Впрочем, в случае удачи картина принесет ему не менее £10 млн.

Безусловные фавориты Christie’s — «Обнаженная и отражение» Люсьена Фрейда (эстимейт £10—15 млн), огромная скульптура Джеффа Кунса «Воздушный шар в форме цветка (красно-лиловый)» (эстимейт £12 млн), которая сейчас выставлена на лондонской площади Сент-Джеймс, и «Пространственная концепция» Лючио Фонтана (эстимейт £8 млн). Но Эми Каппеллаццо, вице-председатель Christie’s в Америке, отметила несколько важных дебютов — некоторые художники будут впервые выставлены на вечерние торги современного и послевоенного искусства. Например, объект «Дубай-Калькутта #19» индийского художника Субодха Гупта (эстимейт £150—200 тыс.) или работа шведки Карины Маммы Андерсон «Родина» (эстимейт £120—180 тыс). «Несмотря на то что Андерсон до сих пор продавалась только на местных шведских аукционах, сейчас самый удачный момент для того, чтобы выставить ее на вечерние торги, — утверждает госпожа Каппеллаццо. — Мы уверены в хорошем результате».

©  Карина Мамма Андерсон. «Родина»  ⁄  Christie’s

Масштабы и цены современного искусства
У Sotheby’s есть и Фрейд, и Кунс, однако к топ-лотам аукциона они не относятся. Чего не скажешь о ранней работе Жан-Мишеля Баскиа «Без названия. Грудь/ухо» (эстимейт £4—6 млн), написанной им в 22 года. Картину в свое время заприметил басист группы U2 Адам Клейтон в нью-йоркской галерее Роберта Миллера. Участники рок-команды одобрили выбор коллеги, и с 1989 года полотно находилось в их дублинской студии.

Sotheby’s продолжает распродавать обширную коллекцию промышленника Уолтера Лауфа и его жены Хельги. Созданием коллекции послевоенного искусства в конце 60-х годов прошлого века занимался известный немецкий куратор и директор Музея кайзера Вильгельма Пауль Вембер, прозванный газетой Die Zeit за свой безупречный вкус «глаз-алмаз». Сразу двенадцать работ из их собрания выставлены на вечерние торги, в том числе композиция «RE 3»

©  Бриджит Рилей «Песнь 2»  ⁄  Sotheby’s

Масштабы и цены современного искусства
Ива Кляйна, сделанная из губок и камешков, облитых насыщенной розовой краской (эстимейт £700—900 тыс.). Из знаменитой коллекции Хохов (в ней находилась работа Натальи Гончаровой «Цветы», проданная недавно за рекордные £5,5 млн) происходит редкое полотно британской художницы Бриджит Рилей «Песнь 2» (эстимейт £2—3 млн). В 1969 году «Песнь 2» стала одной из трех работ художницы, показанных на Венецианской биеннале. Две другие уже давно обрели постоянное место жительства — одна в Тейт Модерн, другая в коллекции Британского совета.

Учитывая интерес, который новые русские покупатели по разным причинам проявляют к современному западному искусству, оба аукционных дома серьезно рассчитывают на их активное участие в нынешних торгах. «Когда на рынок приходит новый клиент и начинает сразу же покупать самые качественные работы, — сказала Эми Каппеллаццо (имея в виду вполне конкретного человека), — рынок должен реагировать и подстраиваться под его запросы».
Все новости ›