6 и 7 февраля Christie’s проводит в Лондоне торги послевоенного и современного искусства. В прошлом, 2007 году именно это направление принесло аукционному дому максимальную прибыль в $1,6 млн
6 и 7 февраля Christie’s проводит в Лондоне торги послевоенного и современного искусства. В прошлом, 2007 году именно это направление принесло аукционному дому максимальную прибыль в $1,6 млн
Художники второй половины ХХ века уже не дышат в затылок импрессионистам и модернистам (хотя в расписании торги идут друг за другом), а с легкостью их обгоняют. Февральские торги — это своего рода подготовка к майским битвам за рекорды. Именно они задают тон дальнейшему развитию событий на рынке послевоенного искусства и даже определяют фаворитов на предстоящий год. Так, по крайней мере, случилось в 2007 году с Фрэнсисом Бэконом, известным скандалистом и главным английским живописцем.Низким стартом для него стало полотно «Этюд к портрету II» 1956 года. Оно было продано как раз на февральских торгах Christie’s 2007 года в Лондоне за $27,5 млн. Дальше — больше, в разгар аукционного сезона, в мае 2007 года, в Нью-Йорке за $52,8 млн ушла работа «Этюд к портрету папы Иннокентия Х». Правда, эта рекордная сумма уже оказалась на счету Sotheby’s. Репутацию самого успешного продавца Бэкона этот аукционный дом упрочил в ноябре 2007-го, когда были проданы «Автопортрет» за $33 млн и «Вторая версия этюда боя быков #1» за $45,9 млн.
Но теперь эстафета должна перейти Christie’s. На торги 6 февраля выставляется уникальный триптих — очередное яркое, гнетущее полотно Бэкона. Его триптихи вообще не частые гости на торгах. Последний, например, появился на Sotheby’s в 2005 году. Правда, тогда три эскиза к автопортрету, ушедшие за $5,2 млн, даже не превысили верхней планки эстимейта.
Но нынешний триптих — совсем другое дело. Это последний из целой серии подобных работ, которые художник посвятил своему возлюбленному Джорджу Даеру. В 1971 году Даер покончил с собой в номере парижского отеля, в тот самый вечер, когда Бэкон был на торжественном открытии собственной ретроспективы в музее Метрополитен. Это печальное событие стало для художника источником вдохновения на многие годы вперед. Именно в 1970-е годы он создает свои лучшие работы, и «Триптих», безусловно, одна из них. Полотно происходит из частной коллекции и впервые выставлено на торги.
Бэкон изображает своего возлюбленного обнаженным на пляже с трех разных ракурсов. Любопытно, что фигура написана на пленэре — вокруг море, небо, песок. Гораздо чаще Бэкон помещает своих персонажей в закрытое пространство, ограниченное четырьмя стенами. Но наиболее узнаваемые черты его живописи есть и здесь — утрированные и искаженные формы, перестающие быть похожими на человеческие тела.
Заполучить и выставить на торги такой лот — серьезная заявка на успех. Christie’s даже не раскрывает эстимейт «Триптиха» в официальных релизах — вероятно, чтобы не спугнуть сенсацию. И неудивительно, ведь, по сообщению представителя Christie’s, ответственного за проведение этих торгов, он достигает $46 млн. К слову, такая таинственность сопровождает не только работу Бэкона. Например, только по специальному требованию аукционный дом сообщает и цену на Жан-Мишеля Баскиа.
Февральскую неделю современного искусства до сих пор проводил только Christie’s. Хотя аукционные дома нередко устраивают промежуточные продажи между главными весенними и осенними торгами. Они, естественно, приносят дополнительную прибыль и увеличивают шансы на лидерство в том или ином направлении. Оценив все преимущества таких торгов и красноречивые результаты роста рынка современного искусства (348% с 2001 по 2006 год), специалисты Sotheby’s сошлись во мнении, что пришло время для учреждения собственной февральской недели современного искусства. Ставка снова сделана на Фрэнсиса Бэкона — его «Этюд обнаженной фигуры с отражением в зеркале» оценен экспертами в Sotheby’s $36 млн.
Практически все работы Бэкона, появляющиеся сегодня на аукционах, происходят из лондонской галереи Marlborough Fine Art. Она была основана в 1946 году, а уже в 1958 году стала эксклюзивным представителем художника во всем мире, коим и оставалась вплоть до его смерти в 1992 году. Какие-то работы остались у друзей и возлюбленных Бэкона.
С галереей связан один весьма нелицеприятный скандал, в котором уже посмертно оказался замешан художник. Не так давно, а именно в 2000 году, Фонд наследия Фрэнсиса Бэкона обвинил Marlborough Fine Art в мошенничестве. Неблагодарные галеристы якобы покупали у художника работы по сильно заниженным ценам и тут же продавали их уже по рыночным, не выплачивая полагающихся ему процентов. Галерею обвинили и в том, что она скрывала отчеты об операциях с работами (так, 33 полотна, написанные Бэконом с 1971 по 1983 год, не фигурируют ни в каких документах, хотя считается, что все они были приобретены галереей) и пыталась контролировать все его финансовые — личные и рабочие — сделки.
Как бы то ни было, на подлинность работ этот скандал никак не влияет. Галерея долгое время оставалась основным поставщиком произведений Бэкона на рынок. Любопытно, что работы, появляющиеся на торгах в течение последних 3—5 лет, в основном обрели своих последних владельцев в 1970—1980-х годах. Неудивительно, что большинство коллекционеров решились расстаться с ними только сегодня — хотя Бэкон уже давно потерял статус самого дорогого художника (в 1989 году его триптих был продан на Sotheby’s за рекордные по тем временам £3,5 млн), он до сих пор в числе самых дорогих живописцев ХХ века.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452592
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343915
- 3. Норильск. Май 1270893
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898168
- 5. Закоротило 822917
- 6. Не может прожить без ирисок 787036
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763471
- 8. Коблы и малолетки 742713
- 9. Затворник. Но пятипалый 475076
- 10. ЖП и крепостное право 408552
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405419
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372473