Оцените материал

Просмотров: 6181

Русское искусство падает в цене?

Анна Арутюнова · 17/06/2008
С начала недели русских торгов в Лондоне было очевидно, что все идет не так гладко, как хотелось бы. Больше других не повезло Christie’s

©  Christie’s. Исаак Левитан. Крымский пейзаж

Русское искусство падает в цене?
С начала недели русских торгов в Лондоне было очевидно, что все идет не так гладко, как хотелось бы. Больше других не повезло Christie’s
Не будет преувеличением сказать, что ход аукциона Christie’s, прошедшего в среду 11 июня, вызвал у присутствовавших недоумение — итоговая сумма составила всего £11,3 млн за 305 лотов (включая изделия из серебра и предметы военной истории).

Дневные торги преподнесли несколько неприятных сюрпризов. Не нашли покупателей некоторые топ-лоты, среди которых безупречная ранняя работа Гончаровой — «Распятие» (эстимейт £1,5—2 млн). Затерялся среди менее выдающихся и дорогих работ еще один топ-лот торгов — пейзаж Левитана «Дорога» (эстимейт £500—700 тыс.). Не проданы «Вид Нескучного сада» Боголюбова (эстимейт £800—1,2 млн), «Майский день» (£500—700 тыс.) и «Вишни» (£450—650 тыс.) Ларионова.

©  Christie’s. Петр Кончаловский. Портрет японского актера Тодзуро Каварасаки

Русское искусство падает в цене?
Всего в первой части торгов было одиннадцать работ, нижние эстимейты которых превышали отметку в £300 тыс., и только три из них все же ушли с молотка. Тройку лидеров составили пейзаж «Мачтовый лес в Вятской губернии» Шишкина (£1,38 млн) и две работы Кончаловского: портрет японского актера Тодзуро Каварасаки (£1,05 млн) и пейзаж с французским парком Монсури (£577 тыс.).

Алекс Лахман, кельнский галерист и коллекционер, предположил, что крупные отечественные собиратели переключились на западное искусство, а остальным сильно подорожавшее за последние пару лет русское искусство уже не по карману. «Образовалась ниша, которую пока что некому занять», — объясняет Лахман. Действительно, нашумевшие покупки Абрамовича на последних аукционах и ярмарках как будто задали новую моду на все западное. В итоге музейного уровня Гончарова остается не у дел.

©  Christie’s. Петр Кончаловский. Франция, парк Монсури, каштан

Русское искусство падает в цене?


По общему убеждению, далеко не все коллекционеры отчетливо себе представляют художественную ценность тех или иных работ, а потому нередко оставляют важные вещи без внимания. В то же время все чаще можно услышать мнение, будто русские покупатели стали гораздо разборчивее и покупать невнятные работы за большие деньги больше не собираются.

Действительно, проблема, присущая не только Christie’s, но и Sotheby’s, в том, что коллекции лотов, выставленные на торги, очень неоднородны. По мнению совладельца московской галереи «Альбион» Алексея Зайцева, качество работ на аукционах пострадало потому, что руководство Christie’s настояло на проведении двух аукционов в год вместо одного, а Sotheby’s закрыл торговый зал в «Олимпии», где обычно продавали менее дорогие вещи, якобы не соответствующие имиджу Бонд-стрит, в том числе и произведения русского искусства.

©  Christie’s. Иван Шишкин. Мачтовый лес в Вятской губернии

Русское искусство падает в цене?


Константин Журомский, совладелец московского аукционного дома «Кабинетъ», отметил, что и в разделе предметов военной истории качество представленных лотов было очень разным. Тем не менее топ-лоты проданы успешно: орден св. Георгия 2-й степени превысил эстимейт в два раза (£481 тыс.), за ту же сумму, но превысив эстимейт в четыре раза, ушла кавказская шашка наследника престола цесаревича Алексея Романова.

Несмотря на пессимистические настроения и неважные результаты, эксперт стокгольмского Stockholm Auktionsverk Иван Самарин считает, что опасаться за судьбу рынка русского искусства все же преждевременно: «Рынок не умирает, просто мало хороших работ, а цены завышены». Кроме того, владельцы выставляемых на аукцион вещей нередко показывают их специалистам одновременно нескольких аукционных домов, чтобы выяснить, кто больше даст, но оказывается, что торг не всегда приводит к нужным результатам.
Все новости ›