Русские торги начнутся только через полтора месяца, но крупнейшие собиратели русского искусства или их дилеры уже сегодня собрались в зале аукционного дома Christie's на Кинг-стрит. Те же, кто остался в Москве, наверняка торгуются по телефону
Имена:
Александр Попов
© Christie’s
Александр Серебряков. Галерея «Popoff&Cie» в Париже. 1945
Целых два дня, 12 и 13 октября 2009 года, аукционный дом
Christie's будет продавать в Лондоне коллекцию знаменитой
Galerie Popoff & Cie — старейшей из ныне существующих русских антикварных галерей Парижа. Она была основана в 1920 году офицером императорской армии Александром Поповым, оставшимся во Франции после революции 1917 года. Оказавшись в эмиграции, он открыл антикварную галерею в самом центре Парижа, в доме 86 по престижной улице Фобур-Сент-Оноре, прямо напротив Елисейского дворца. Галерея «Попов и
К°» успешно занималась продажей французского и немецкого искусства, но ее владелец приобретал для себя русские вещи — прежде всего фарфор и акварели XIX века. Русская колония в Париже в 1920-е годы жила очень сплоченно, поэтому вскоре в среде эмигрантов стало известно о коллекционерской страсти Александра Попова. Все, кому удалось увезти в эмиграцию семейные ценности, будь то екатерининский сервиз или портрет прабабушки кисти Владимира Гау, знали, куда лучше всего обратиться в Париже, — конечно же, в
Galerie Popoff.
© Christie’s
Зинаида Серебрякова. Портрет Александра Попова. 1942
Об интуиции и профессионализме Попова ходят легенды — так, глава русского отдела
Christie's рассказывает, что, когда галерист в старости потерял зрение, он мог отличить мейсенский фарфор от гарднеровского, просто проведя по предмету рукой. Правда это или выдумка, уже не так важно, однако несомненным фактом является то, что именно Попов удерживал галерею на плаву более сорока лет, вплоть до своей смерти в 1964-м, несмотря на несколько экономических кризисов и Вторую мировую войну. За это время
Galerie Popoff & Cie получила известность не только как одна из самых престижных галерей Парижа, но и благодаря своему собранию русского искусства — пожалуй, самому крупному за пределами России.
© Christie’s
Фарфор из коллекции галереи Popoff & Cie
Среди клиентов Попова были и члены британской королевской семьи, и творческая богема — Леонард Бернстайн, а позже Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Но при жизни Александра Попова галерея практически не занималась продажей русского искусства — все предметы, которые удавалось найти, попадали в его личную коллекцию. Зато в
Galerie Popoff & Cie проходили выставки русских художников, в которых участвовали эмигранты, современники владельца — Константин Коровин, Юрий Анненков,
Константин Сомов и Александр Бенуа. Так их работы попали в собрание галереи. Попов вообще поддерживал тесные контакты с русскими художниками — например, Сергей Чехонин делал по его заказу афиши выставок галереи. Зинаида Серебрякова написала несколько портретов членов семьи Попова, а ее сын Александр выполнил несколько акварельных видов интерьеров парижской квартиры Александра Попова, а также был иллюстратором его книги о Григории Орлове — «Исторической поэмы», вышедшей в 1947 году.
Читать текст полностью
© Christie's
Владимир Гау. Портрет Натальи Гончаровой. 1844
После смерти Попова его галерея была приобретена семьей потомственных французских антикваров Барюш, которые не только сохранили прежнее название, фактически уже ставшее брендом, но и продолжили собирать, изучать и показывать русское искусство. На протяжении многих лет бессменный директор галереи искусствовед и коллекционер Морис Барюш занимался систематизацией коллекции, ее пополнением и организацией выставок. Главная страсть Барюша — акварельные рисунки русских художников пушкинской эпохи. Значительная часть коллекции акварели из Galerie Popoff & Cie выставлялась летом 1999 года в ГМИИ имени Пушкина; проект назывался «Современники Пушкина, 100 акварельных портретов из парижского собрания». Там были показаны, в частности, и работы, которые сегодня уйдут с молотка и, возможно, вернутся в Россию. Среди них портрет Натальи Гончаровой работы Владимира Гау (1844) с эстимейтом £120—160 тыс. — самое дорогое произведение Гау на этом аукционе. Несколько дешевле, в £40—60 тыс., оценены его акварельные портреты членов императорской семьи — дочерей Николая I Марии и Александры, а также будущего императора Александра II (в пору написания этого портрета Александр был еще цесаревичем и до трагической смерти от брошенной террористом бомбы оставалось ровно 40 лет).
© Christie's
Владимир Гау. Портрет Цесаревича Александра Николаевича. 1841
По коллекции галереи Попова можно изучать русскую школу акварельной живописи XIX века — здесь есть работы Александра и Карла Брюлловых, Петра Соколова, а также иностранных художников, работавших в России (в частности, Александра Молинари и Кристины Робертсон). Их рисунки создают своеобразную портретную хронику жизни петербургского высшего света середины века. Одна из знаковых для истории русского искусства работ — акварельный портрет Джованины Пачини (эстимейт £100—120 тыс.), написанный Карлом Брюлловым в 1831 году, за год до знаменитой «Всадницы», для которой также позировала Пачини. Вообще, такого набора имен давно не было ни на одних русских торгах — Алексей Венецианов (одну из его великолепных пастелей, вроде «Очищения свеклы» из Русского музея, можно приобрести за £30—50 тыс.), Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин (акварельный вид неаполитанской серии, эстимейт £20—30 тыс.), Джованни Баттиста Лампи (придворный портретист Екатерины Великой, его графика обойдется в £6—9 тыс.) и Пьетро ди Гонзага (набросок архитектуры с тем же эстимейтом).
© Christie’s
Карл Брюллов. Портрет Джованины Пачини. Около 1831
Хотя художники русской эмиграции никогда не входили в сферу специальных интересов галереи, в коллекции оказалось немало первоклассных, а часто и редких вещей. Например, уникальная серия из 39 эскизов костюмов Александра Бенуа, созданных художником в 1924—1925 годах для фильма Абеля Ганса «Наполеон» (эстимейт £60—70 тыс.). Несколько дешевле, в £40—60 тыс., обойдутся коллекционерам графический «Портрет великой княгини Надежды Петровны» салонного живописца Савелия Сорина, пастель японской серии Александра Яковлева и также написанный пастелью портрет Берты Поповой кисти Зинаиды Серебряковой. Собрание графики начала ХХ века из Galerie Popoff впечатляет: здесь можно найти рисунки Юрия Анненкова и Сергея Чехонина, Павла Мансурова и Валентины Ходасевич, Бориса Григорьева и Филиппа Малявина. При этом цены вполне умеренные, в диапазоне от £8 до £15 тыс. Живописи в коллекции немного, всего 15 вещей, зато в их числе «Портрет художника Максимова» кисти Ильи Репина, «Натюрморт с шляпой и яблоками» Леопольда Сюрважа и «Возвращение в деревню» Сержа Фера, все с эстимейтом £20—30 тыс.
© Christie’s
Александр Бенуа. Эскизы костюмов к фильму Абеля Ганса «Наполеон». 1924-1925
Однако главная гордость Galerie Popoff & Cie — это, разумеется, уникальное собрание русского фарфора, по которому можно проследить развитие этого вида искусства с самого момента его появления в России до начала ХХ века. Коллекция галереи насчитывает около двух сотен первоклассных образцов начального и наиболее ценимого коллекционерами периода деятельности отечественных мануфактур. Многие произведения принадлежат к числу хрестоматийных памятников, известных по выставкам и публикациям, однако не имеющих аналогов в России. Немаловажен и провенанс изделий — большая часть из выставленных на аукцион предметов были созданы по заказам императорского двора. Прошлой весной в Москве в издательстве «Пинакотека» вышел роскошный каталог коллекции галереи — «Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи "Попов & К°"». Теперь, к сожалению, собрание утратит свою целостность, и предметы окажутся в различных частных собраниях по всему миру.
Несомненный топ-лот аукциона — фарфоровый сервиз, изготовленный мастерами Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры для великого князя Павла Петровича по заказу прусского короля Фридриха II. Каждый предмет сервиза, оцененного в £200—300 тыс., украшен гербом Российской империи и герцогской эмблемой рода Гольштейн-Готторп, к которому принадлежал отец Павла Петр III. Не уступает по качеству и подарочный набор Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга, выпущенный ко дню коронации Екатерины Великой в 1762 году. Комплект из блюдца и чашки с крышечкой, украшенной двуглавым орлом, не имеет аналогов ни в одной музейной коллекции в России и за рубежом и потому оценен в £150—170 тыс.
© Christie’s
Фарфоровый набор, состоящий из блюдца и чашки с крышечкой, украшенной двуглавым орлом. Санкт-Петербург. 1762
Задолго до начала торгов многие эксперты и коллекционеры говорили о том, что распродажа Galerie Popoff — для российского арт-рынка событие не менее значимое, чем нашумевший аукцион Ива Сен-Лорана. Впервые продажа коллекции исключительно русского искусства продлится целых два дня. Продажа собрания русского искусства такого уровня не имеет прецедентов: 550 лотов; множество опубликованных, хрестоматийных вещей; провенанс не только надежный, но и увеличивающий цену предметов чуть ли не на четверть. Глава русского отдела Алексей Тизенгаузен справедливо называет коллекцию галереи Попова уникальной: «Это, пожалуй, единственная частная коллекция предметов русского искусства, находящаяся за границей, которая выставляется на торги за последние десятки лет. Октябрьские торги Christie’s в Лондоне предоставят коллекционерам уникальную возможность приобрести вещи из собрания, о котором будут помнить и говорить еще многие десятки лет». Тизенгаузен признается, что оценивать собрание было очень непросто; особенно много проблем было с предметами фарфора, так как аналогов этим вещам было не найти: «Пришлось поднять каталоги аукционов и выставок 20—30-летней давности, сравнивать вещи и цены. Зато работа по подготовке этого аукциона была очень интересной».
© Christie’s
Александр Серебряков. Интерьеры парижской квартиры Александра Попова. 1945
Уровень собрания и громкое имя коллекционера позволяли надеяться, что коллекция Galerie Popoff будет выкуплена еще до аукциона и вернется в Россию целиком, как это случилось, например, с собранием театральных эскизов русских художников Никиты Лобанова-Ростовского или с коллекцией Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Приходится с сожалением признать, что этого не случилось. Хотя, по мнению московского коллекционера и владельца галереи «Старые мастера» Михаила Перченко, «собрание галереи Александра Попова в Париже — одно из самых выдающихся в мире и уникальное по своей цельности. И в области фарфора, и в области акварели — это лучшая на сегодняшний день коллекция».