Оцените материал

Просмотров: 10358

Old Masters – тихая заводь?

Анна Савицкая · 07/07/2009
Директора отделов искусства старых мастеров аукционных домов Christie's и Sotheby’s в один голос утверждают, что кризис обошел их стороной
Микеле Мариески. Внутренний двор Дворца дожей в Венеции с видом на Лестницу Гигантов и собор Святого Марка. Christie’s, 07.07.2009

Микеле Мариески. Внутренний двор Дворца дожей в Венеции с видом на Лестницу Гигантов и собор Святого Марка. Christie’s, 07.07.2009

7—9 июля Sotheby's и Christie's проведут в Лондоне серию аукционов искусства старых мастеров. В преддверии торгов главы соответствующих отделов аукционных домов рассказали о том, какие работы пользуются сейчас наибольшим спросом.

— Повлиял ли кризис на рынок старых мастеров?

Александр Бэлл (Sotheby's):  Пока что дела идут очень хорошо, в этом можно убедиться не только по результатам прошедших в Лондоне и Нью-Йорке аукционов, но по объему работ, проданных в Маастрихте на TEFAF, крупнейшей ярмарке классического искусства. Произведения старых мастеров пользовались там устойчивым спросом.

Необходимо признать, что покупатели стали более избирательно и ответственно совершать любые приобретения. Наибольшим спросом пользуются вещи высокого качества с невысокими, привлекательными эстимейтами. Однако в целом я не заметил серьезных изменений на рынке старых мастеров.

Питер Брейгель Младший. Избиение младенцев. Sotheby's, 08.09.2009

Питер Брейгель Младший. Избиение младенцев. Sotheby's, 08.09.2009



Ричард Найт (Christie's): Этот сегмент наименее всего подвержен ценовым колебаниям и остается стабильным даже в период экономических потрясений. Произведения признанных художников XVII—XIX веков по-прежнему с успехом продаются на аукционах. Рынок искусства значительно отличается от рынка ценных бумаг: как правило, старинную живопись не приобретают для последующей быстрой перепродажи, проданные вещи возвращаются на рынок не ранее чем через 25—30 лет, а в случае с работами знаменитых мастеров они могут «всплыть» в следующий раз и через 100—200 лет. Именно поэтому коллекционеры никогда не упускают возможности приобрести действительно редкую работу.

Франс ван Мирис. Девушка с попугаем. Sotheby's, 03.12.2008

Франс ван Мирис. Девушка с попугаем. Sotheby's, 03.12.2008

— Насколько удачно проходили торги в этой категории в последние полгода?

Александр Бэлл (Sotheby's):  Сумма продаж по результатам декабрьских торгов приблизилась к верхней отметке предварительного эстимейта, тогда же был установлен новый рекорд на произведение голландского художника Франса ван Мириса Старшего — его «Девушка с попугаем» ушла за £3,6 млн. Успех январских аукционов в Нью-Йорке еще более очевиден: две работы были проданы по сенсационным ценам: «Храм Юпитера Панэллинского» Уильяма Тернера за $13 млн и «Волынщик» Хендрика Тербрюггена за $10,2 млн. Разве не это является показателем здоровья рынка?

Ричард Найт (Christie's): На лондонских торгах в декабре процент проданных лотов составил 80, а эстимейты некоторых вещей были превышены в два раза. Наиболее показательной я считаю историю с «Флорой», недавно обнаруженным шедевром Джованни Баттиста Тьеполо. При предварительной оценке в £700—900 тыс. он был продан почти за £3 млн (£2,8 млн), то есть в три раза дороже! То же самое случилось и с этюдом маслом на бумаге Федерико Бароччи: «Голова святого Иоанна Евангелиста» в итоге ушла за $1,8 млн на нью-йоркских торгах старых мастеров в январе.

Хендрик Тербрюгген. Волынщик. Sotheby’s, 29.01.2009

Хендрик Тербрюгген. Волынщик. Sotheby’s, 29.01.2009

— Изменилась ли ценовая политика аукционного дома с началом кризиса? Снижаете ли вы эстимейты на произведения старых мастеров?

Александр Бэлл (Sotheby's):  Начнем с того, что каждая картина требует индивидуального подхода. Каждый раз, устанавливая цену, необходимо учитывать художественное качество, редкость и провенанс отдельно взятой работы, поэтому у нас не было задачи в целом снизить цены на все работы. Тем не менее я считаю, что невысокий старт побуждает покупателей более активно торговаться за вещь, поэтому я стараюсь придерживаться консервативных эстимейтов.

Ричард Найт (Christie's): Ажиотаж вокруг «Флоры» Тьеполо во время торгов и троекратное превышение предварительной оценки подтвердили, что привлекательные эстимейты — ключ к успеху на аукционе. Однако при определении цены определяющим является то, насколько востребован тот или иной художник на рынке.

Джованни Баттиста Тьеполо. Флора. Christie’s, 02.12.2008

Джованни Баттиста Тьеполо. Флора. Christie’s, 02.12.2008

— Вещи какой ценовой категории наиболее интересны сейчас вашим покупателям?

Александр Бэлл (Sotheby's):  На рынке старых мастеров ставка всегда делается на «голубые фишки». Мы могли наблюдать, что во все времена — как благополучные, так и экономически нестабильные — лучшие работы великих художников продавались по самым высоким ценам.

Ричард Найт (Christie's): Шедевры востребованы всегда, но мы отмечаем интерес к самым различным произведениям в ценовом диапазоне от $1 тыс. до $1 млн.

 

 

 

 

 

Все новости ›