Оцените материал

Просмотров: 7446

Русский музей — московскому музею

Екатерина Дёготь · 17/06/2008
Поневоле подумаешь: а не унизительно ли для Русского музея выставляться в столь, мягко выражаясь, московской обстановке?

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею
На один только аргумент у меня нет ответа. Это когда говорят: а вдруг какой-нибудь дедушка с внучком придет погулять в парк, зайдет случайно на выставку, увидят они Малевича, и перевернет тот буквально всю их жизнь. Ну, главным образом жизнь внучка, конечно. Потому что ради него-то весь аргумент и приводится.

Нечего мне на это сказать. Действительно, может быть такое. И потому признаю: это хорошо, что Русский музей вывез из города Петербурга всю свою (несуществующую на настоящий момент) постоянную экспозицию искусства ХХ века и показал ее в музее-заповеднике «Царицыно». Повторяю: это хорошо. В принципе.

Привезли буквально все, причем на любой вкус. И для продвинутых, и для начинающих. Здесь есть и Филонов, и Ларионов, и «Старатели пишут письмо творцу советской Конституции». Даже не известная мне дотоле гигантская картина художника Кабачека «Едут парни на стройку», не лишенная отдельных достоинств. Где бы я ее еще увидела? Кроме того, показана еще и выставка «Время собирать» (русское искусство из зарубежных коллекций) — вещи более редкие, больше, может быть, для специалистов (которые в последнее время любят пообсуждать, подлинна та или иная картина или нет, — тут для этого большой простор).

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею


Так что у меня один совет: если вы давно не были в запасниках Русского музея или в частных коллекциях Лондона, немедленно собирайте корзинку для пикника и отправляйтесь в Царицыно. Корзинка обязательна потому, что магия искусства тут должна возникнуть как бы неожиданно, иначе не подействует. Так сказать, шли дедушка с внучком на пикник, вдруг пошел дождь, и т. д. (смотри выше).

Но все-таки с другой-то стороны. Какая же кошмарная у нас с вами получилась в Царицыно архитектура после ударной достройки г-ном Лужковым гениального здания Баженова. Снаружи для близорукого человека вроде меня еще туда-сюда, да и пейзаж смягчает эффект. Но вот внутри... Интерьер дешевого ресторана а ля рюс с панелями на стенах и колоссальными наддверными украшениями, как будто опухшими от жратвы и пьянства. То и дело, естественно, золото. Немыслимая архитектурная отсебятина в форме перилец и балюстрадок. Посреди всего этого купеческого шика вдруг эскалатор выползает, чтоб народные массы (их через главный вход, как обычно, пускать не будут, только через людскую, из подвала) ни шагу не ступили самостоятельно, чтоб быстрее въезжали в искусство, а точнее, искусство прямо им в раскрытую пасть. Чтоб не надо было идти по облагораживающей душу высокой лестнице (как обычно бывает в классических музеях). И чтоб чувствовали себя как дома, в ТЦ «Охотный ряд».

Тут поневоле подумаешь: а не унизительно ли для Русского музея выставляться в столь, мягко выражаясь, московской обстановке? Нам-то, жителям столицы и особенно микрорайона «Царицыно», повезло. Но как же это Русский музей, известный своей непримиримостью, согласился вешать картины в неприспособленном здании, напротив окон, под прямыми лучами солнца?

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею


Ведь не может же быть так, что аргументы спонсора Русского музея и этой выставки, АФК «Система» (близкого, как известно, к московскому мэру), оказались столь убедительны? Не может же быть так, что Русский музей в обмен на какие-то блага любезно согласился своим присутствием сделать лужковский новодел в Царицыно, так сказать, «кошерным»?

В разговорах на вернисаже все передо мной как-то слегка извинялись, с грустной улыбкой. И руководство Русского музея, и сотрудники «Царицына». Типа — ну вы же понимаете.

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею


Да, я, к сожалению, понимаю. Другого помещения нет. Манеж не лучше, и к тому же не имеет должной музейной охраны. У Третьяковки на Крымском валу своих проблем по горло — их вообще, как известно, скоро снесут. Новый Манеж без тени иронии предлагает устроить выставку дней на восемь. Так что музей «Царицыно» является единственным местом, где есть и площади, и музейный статус, и посетители, и, что немаловажно, деньги. Тут, и только тут всему зеленая улица. Я и сама куратор, сама порой думаю: может, когда-нибудь... Может, удастся что-то такое там устроить, чтоб было не совсем стыдно...

Но не может ли быть так, что эта обстановка изнутри разъест любую выставку?

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею


Ведь, например, то, что привез из своих закромов Русский музей, вообще не есть выставка. Не бывает таких выставок, которые называются «Всё сразу, и побольше». Это не выставка, это заполнение дворца, практически меблировка. Неслучайно тут почти в каждой комнате (не скажешь даже «зале») стоит по плазменному экрану, где вертится какая-то информация, как в тех домах, где телевизор не выключают.

Если бы это был не Русский музей, известный своим жестким характером, я бы опасалась за коллекцию: не оставят ли ее во дворце навсегда? Надо же чем-то заполнять «Царицыно», если для выставок оно подходит плохо. Ведь теперь такая же проблема возникает с Константиновским дворцом, несмотря на то что ему подвалил нежданный подарок в виде коллекции Ростроповича (видимо, дворец большой, и этого мало). Ползли слухи, что у г-на Некрасова («Арбат-престиж»), того самого, что под следствием, то ли вымогают, то ли конфискуют коллекцию именно в виду Константиновского дворца, которому дали статус музея, а заполнять нечем. Чуть ли не вообще вся эта криминальная история из-за дворца-то и затеялась.

Не знаю, так это или нет, но в любом случае желание сохранить дворец дворцом не доводит до добра.

То, что здание Царицынского дворца изначально не было достроено, позволяло сделать в нем деликатные, простые интерьеры, с белыми стенами и дощатыми полами, как в любом современном музее. В такой нейтральной обстановке можно было бы в самом деле показать какую-нибудь выставку. Да любую выставку. И Тициана, и скульптуру древнего Вавилона, и советскую живопись, и какие-нибудь огромные современные инсталляции типа Бойса, и видеопроекции. Бойса любой музей повез бы в такое идеальное «Царицыно», я вас уверяю!

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Русский музей — московскому музею


Но все эти выставки — в идеале. В реальности для современного искусства тут слишком много золота и стен, поделенных панелями надвое. Да в общем-то и для Тициана тоже. Он тоже, знаете ли, в последнее время предпочитает в простоте висеть, этот Тициан.

Проблема в том, что у нас теперь искусство понимается как предмет богатой обстановки, а не как предмет интеллектуального ландшафта. Хоть вроде бы «Царицыно» и находится где-то на природе, на самом деле находится оно (как и большинство наших музеев сегодня) в самой сердцевине художественной коммерции. Для этого не обязательно искусством торговать — достаточно так выглядеть.

Музей-усадьба «Царицыно». www.tsaritsyno-museum.ru
«ХХ век в Русском музее». По 21 сентября
«Время собирать». По 10 июля

 

 

 

 

 

Все новости ›