Московская биеннале бросала меня из жара в холод. Либо какой-то магазин экзотических ковров и свет ярчайших софитов, либо трэш, темнота и мороз.

Оцените материал

Просмотров: 40071

Дневник биеннале. Часть четвертая

Екатерина Дёготь · 28/09/2009
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ побывала в «Гараже» на выставке Жан-Юбера Мартена, и ей не хватило трех вещей

Имена:  Екатерина Дёготь · Жан-Юбер Мартен · Иосиф Бакштейн

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Global Art для чайников

Для тех, кто дальше читать не будет: на выставку в «Гараж» идти, безусловно, нужно. Выставки такого класса у нас еще не было. Правда, об этом «классном» (а может, «классовом») ее характере стоит подумать.

Я была на всех трех официальных превью выставки Жан-Юбера Мартена: на супер-VIP, на пресс-показе, на эксклюзивном открытии. Многие читатели упрекают меня в випопоклонстве, но дело не в этом. Люди искусства ходят на вернисажи по той же причине, по какой люди кино предпочитают ходить на фестивальные просмотры, а не в кинотеатр. Кинокритикам важно оказаться среди своих, чтобы все вокруг смеялись, когда отпускается тонкая шутка (например, герой разрезает героине глаз), и не смеялись, когда происходит мрачная драма (например, героиня отрезает себе клитор). Да, я знаю, это сложно понять, но вот у профессионалов так. И они любят это чувство единения перед произведением искусства.

Но тут с этим единением случился даже некоторый перебор. По первому впечатлению, выставка понравилась абсолютно всем, причем «понравилась» — это недостаточно сильное слово. Многие говорили, что в жизни не видели ничего подобного. Некоторые плакали от счастья. Толпа дышала в едином порыве. Что интересно, никто, даже випы, не жаловался на то, что современное искусство непонятно, хотя на мой вопрос, какова идея выставки, почти никто ответить не мог.

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Я тоже получила известное удовольствие. Вот что я увидела: сначала летают такие большие воздушные шары и опускается водопад, даже брызгается. Потом идет целый вольер живых кур. Потом чучела зверей в шубах. Есть много-много ржавых баков, а внутри светятся такие зеркальные штучки. Потом живые птички летают по загончику и садятся на электрогитары. Еще есть насекомые, есть гигантские цветы, заполняющие всю комнату. Поворачиваешь за угол, там тоже много интересного: вышивки с неприличными взрослыми сюжетами, голые люди на фото. Правда, начинают идти какие-то одинаковые маленькие комнатки, рядом с каждым пожарным краном стоит по африканской статуэтке, и становится немного скучно, потому что побегать уже негде. Но все кончается опять хорошо и интересно: искусственные старички катаются на колясках, потом два дяденьки без головы стреляют друг в друга, а рядом огромные кроссовки и фотографии страшных-страшных мертвецов. (Если все это не встало перед вашими глазами как живое, мы скоро сделаем видеоэкскурсию.)

Я, в общем, не иронизирую. Выставка привлечет широкую публику, которая и правда не знает художников по имени и просто погружается в какие-то сны, для чего тут полное раздолье (я бы как куратор, конечно, это только подчеркнула, поставив кроватки с одеяльцами).

Как мне справедливо сказал на вернисаже мой друг-галерист: «ты пойми, эта выставка не для нас с тобой». К работам написаны объяснения (даже кое-где написано, что в капитализме есть некая несправедливость), но это для продвинутых пользователей, а в основном выставка — для начинающих (в последнее время «Гараж» у нас на глазах успешно отнимает у «Винзавода» его хлеб).

Вероятно, таково и отношение Жан-Юбера Мартена к московской выставке в целом: она — для начинающих. Она сделана специально «для непродвинутой Москвы». «Моя первая книжка по современному глобальному искусству». Причем начинающими он считает и меня, и вас, читатель, и весь московский арт-мир, и даже, страшно сказать, Иосифа Марковича Бакштейна.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • shp1on· 2009-09-28 21:32:00
    катя, я во многом согласен - выставка носит характер страны чудес, которую можно обходить, не оставив пристального взгляда, и почему-то там очень много животных...но мне все-таки кажется, что тебя бы удовлетворила выставка, так сказать, более направлена "на тебя. иными словами ты недовольна тем, что мартен как бы не "отвечал" на твои вопросы и не принял "твои темы" в во внимание.

    допустим, если бы сделали выставку вроде документы или стамбульской вместо мартеновской на биеннале...где ИМБ нашли бы деньги на это? кто вообще из широкой публики бы пришел? получилось бы еще одно мероприятие для того же самого узкого круга московских леваков, сорвеменное искусство осталось бы таким же неинтересным как и западным профессионалам, так и отечественной швали. такая выставка критикам (нашим или вашим) не нужна, но самой москве она очень не хватило
  • shp1on· 2009-09-28 21:37:48
    ...в германии все учатся до 30 лет, а тут студентки факультетов искусствоведения думают, что СИ - о поисках Вечной Красоты и в недоумение спрашивают "где выставка у вас?" в галереях, и то, что они вообще ходят считается достижением...на этом фоне твои претензии не менее интересны, но, пожалуй, не совсем по теме. мечтать о "праздниках движения человеческой мысли вперед" в москве еще рано. она такого ни в чем не заслуживает
  • kotomish· 2009-09-29 00:57:59
    Вот хорошая и интересная статья! Но только опять претензии к Мартену!!!
    Но мне кажется прежде чем делать что-то непонятное и продвинутое - передовой край исследований в СИ, надо сначала научиться показывать и инсталлировать все правильно! Да - возможно основной проект биеналле должен быть в авангарде совриска и там должно быть самое-самое!
    Но это все же "Гараж", который задает планку в другом.
    Да и вряд ли нашелся бы спонсор на передовое...
    Получилась бы передовая выставка, но с условиями как в Октябре.... Чего совсем не хотелось бы...
    Наверное стоит еще пару лет подождать и многое встанет на свои места!
    Проблема неприезда международных гостей связана с общими моментами в большей степени - у нас нет ни инфраструктуры, ни музея СИ, ни организованных от арт-москвы или биеналле пакетных туров, ничего нет.
Читать все комментарии ›
Все новости ›