Оцените материал

Просмотров: 33500

Современный этикет, версия OPENSPACE.RU

Екатерина Дёготь · 24/06/2009
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ предлагает к обсуждению правила этикета в арт-среде: кто должен делать реверансы, кто – брать под ручку, а кто – подставлять подножку

©  Игорь Скалецкий

Современный этикет, версия OPENSPACE.RU
Как человек, одновременно играющий роли куратора (культурного производителя) и журналиста (культурного комментатора), я очень чувствительна к тому, как обе стороны ведут себя по отношению друг к другу. Ситуация еще больше усложнилась в последнее время, когда между двумя этими инстанциями обычно встает третья — PR-агентство или PR-подразделение того или иного учреждения. Настало время для написания нового кодекса хорошего тона, чтобы уже раз и навсегда стало ясно, кому с какой стороны идти и сколько раз загибать угол на визитной карточке.

В порядке предложения — правила поведения, написанные для следующих персонажей: роскошная дама Культурная Институция; юркий молодой человек Пиар; а также загадочное животное неопределенного пола, известное под кличкой СМИ, которое ведет на поводке наглая юная девица по имени Публика.


ЭТИКЕТ ИНСТИТУЦИИ

Институция — музей, галерея, фонд, выставочный зал — занимается культурным производством, то есть создает события в области культуры. Для этого внутри Институции работают Кураторы, некие ее, как бы сказать, кишки, с которыми она обязана идентифицироваться на все 100% и слушать, что они ей подсказывают, если она хочет в принципе выжить. Иногда Куратор, если он фрилансер, — это и есть Институция (так вот частенько бывает в моем случае). Но сейчас речь не о Кураторах. Как бы то ни было, автором культурного проекта всегда считается, и справедливо, сама прекраснейшая Институция.

Институция должна прежде всего соблюдать достоинство. Она должна быть флегматична, молчалива и величава. Ей не пристало болтать — она должна делать дело. Делать дело она должна лучшим из доступных ей на данный момент способов. Сделав свое дело, она должна успокоиться и смотреть выше горизонта.

Для болтовни и взгляда ниже горизонта Институция может нанять Пиара, молодого человека с развитым слогом и безупречной грамотностью. Он, как хороший секретарь, должен за нею ходить и все записывать, а потом давать финальные документы на подпись.

Институция может слегка опереться на своего чичисбея при ходьбе, но совершенно неприлично было бы, если бы она дала ему больше полномочий. Ужас как непристойно, например, когда Институция прямо рассчитывает на то, что Пиар (за деньги, конечно) обслужит ее по высшему классу, при том что культурное событие ее слабо, ничтожно и несамостоятельно, о чем она сама прекрасно знает. Про таких неосторожных Институций с презрением говорят, что они «распиарились», «запиарились» и «выпиарились».

Институция должна всегда вести себя так, как будто Пиара при ней и вовсе нет. Например, она обязана стоически воспринимать критические оценки агрессивного СМИ и невозмутимо двигаться дальше своим собственным курсом. Если надо, одна.

Согласно классическим правилам хорошего тона, Институции вообще не следует уметь читать, и замечания СМИ должны оставаться ей вовсе неизвестными. Впрочем, некоторые учебники сейчас допускают послабления в этом вопросе. Однако в любом случае Институции совершенно негоже отвечать СМИ — ни самой, ни устами Пиара. На опасных млекопитающих не лают в ответ. По крайней мере высшие члены нашего общества.

С другой стороны, Институция, как бы ни была она ранена СМИ в самое сердце, не имеет никаких оснований сечь или тем более увольнять юного Пиара за негативную оценку СМИ ее предприятий. Он тут совершенно ни при чем. Сетовать она может только на самое себя.


ПИАР И ИНСТИТУЦИЯ

Пиар, как секретарь, часто живет и столуется в доме Институции и находится у нее на зарплате. Однако бывают такие случаи, когда Пиар нанят со стороны и куда более знаменит, чем его хозяйка. Например, он может являться звездным агентством, за плечами у которого выгуливание целого стада Институций разного рода.

Даже если все это и так, Пиару неприлично напоминать об этом Институции. Пиар всегда моложе и красивее Институции, за ним вьется шлейф разного рода поклонников, и у него может создаться ощущение, что он тут вообще главный; однако он находится у Институции на службе, он призван защищать интересы Институции и донести до ветреной девушки Публики ее идеи. Но в чем эти идеи состоят, знает только сама Институция. Пиар не должен пиарить насильно и тем более тайно! Это есть предательство интересов Институции.

Например, если Институция проводит научную конференцию про среднепалеолитическую культуру Волгоградской области «Барбашин Овраг III», не слишком уместно было бы убеждать ее, что вместо этого ей стоит устроить более пиароёмкую выставку «Дольче и Габбана, на все времена». За пределами приличий также компромиссное предложение: провести конференцию, но в форме закрытой вечеринки с VIP-коктейлем на краю бассейна. Не стоит также приглашать випов на такую вечеринку, при том что сама Институция об этом не знает и не будет соответствующим образом одета.

Амбициозный Пиар может решить, что ему пора самому стать Институцией и начать производить культурные продукты. В этом случае ему будет прописан по крайней мере шестимесячный детокс. В течение этого времени, для выведения пиаровских шлаков, ему нельзя будет видеть и слышать никаких рекламных материалов (для этого он будет изолирован от мира на подводной лодке в глубинах Тихого океана). Однако некоторые особи заражены пиаровским ядом еще с рождения, и в этом случае детокс окажется неэффективен.{-page-}


ПИАР И СМИ

Институция нанимает Пиара в первую очередь для того, чтобы исключить прямое общение с непредсказуемым крупным хищником по кличке СМИ.

Пиар обязан кормить СМИ информацией. Информация должна быть качественная, свежая, полная и поставляться заблаговременно.

Информацию нельзя заменить подарками и легким (или тяжелым) подпаиванием, к чему склоняются многие Пиары. Зверь СМИ устроен так, что нуждается именно в полноценной трехблюдовой информации (на закуску анонс, на основное блюдо пресс-релиз, на десерт фотографии), а не в улыбках и задабривании. СМИ, которому надо написать материал заранее, не будет рад, если ему вместо пресс-релиза пришлют только приглашение на коктейль, причем за час до него, даже если это приглашение принесут с огромным букетом роз.

Информирование СМИ (как и приглашение на вернисаж Публики в лице ее VIP-представителей) производится только в одностороннем порядке, причем с таким расчетом, чтобы минимально побеспокоить. Допускаются рассылки по почте, имейлу, факсу — в последнем случае не ночью! SMS непристойны, т.к. издают неприятные звуки. Тем более абсолютно неприличны звонки на домашний, служебный или мобильный телефон. Это может сделать только сама Институция — если СМИ является, например, ее бывшей сторожевой собакой или их связывают иные, глубоко личные отношения.

Информирование не накладывает на СМИ ни малейших обязательств не то что позитивно пролаять об этом, а даже вообще сообщить об этом кому-то другому, если только Институция и СМИ не заключили на эту тему особого договора под названием «инфопартнерство». Как и Институция, Пиар обязан быть стоиком. Сообщил — сделал все, что мог. Совершенно неприлично перезванивать СМИ на следующий день и спрашивать, как он пообедал полученной информацией и что из этого впоследствии вышло.

Также неприлично перезванивать и спрашивать, будет ли принято приглашение на вернисаж или тем более пресс-конференцию. Так у СМИ может создаться ложное впечатление, что там ожидается сидячий ужин со считанным количеством гостей и черной икрой.

Пиару также следует с самого начала отучиться от выражения «разместить информацию», в противном случае ему лучше сразу перейти на работу в коммерческий отдел. СМИ ужасно не любит, когда в него что-то размещают. Он любит, когда ему приносят, а он еще решит, кушать ему или нет. У СМИ есть свое чувство чести.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМИ

СМИ — это зверь, нанятый Публикой для осуществления ее права на информацию и самозащиту. В качестве такового СМИ обязан быть потенциально злым, хотя и справедливым; скажем, как лев или сенбернар, но не как питбуль. Всегда добрые СМИ — это комнатные собачки глянцевой прессы. У них прекрасная ленивая жизнь на мягкой подушечке у камина, но их никто не уважает.

Хотя у СМИ могут быть свои внутренние начальники разного уровня, он должен всегда помнить, что именно Публика является его настоящей хозяйкой, причем вся Публика без остатка, а не только ее выдающаяся вперед привлекательная оконечность под названием VIP.

СМИ также не может перейти под покровительство Пиара. Очень предосудительно принимать от него многозначительные подарки и вступать с ним в личные отношения какого бы то ни было характера. В противном случае СМИ лишается квалификации породы и переводится в категорию морских свинок.

Всю полученную информацию СМИ обязан хорошо пережевать, а потом переварить и усвоить. Поэтому СМИ могут быть только существа с высоким метаболизмом, которые переваривают быстро, качественно, без остатка и не делают ошибок в усвоении. Точнее говоря, не делают большого количества ошибок, потому что ошибки были, есть и будут. СМИ обязан уметь признавать свои ошибки и, если надо, переварить информацию по второму разу.

Переварив информацию, СМИ обязан выкристаллизовать из нее факты и произвести интерпретацию, после чего поставить все это, еще теплое, Публике. Если СМИ выдаст только произвольную интерпретацию, без фактов, то факты останутся гнить у него в желудке. Именно так происходит с теми СМИ, которым нравится думать, что они не животные, а цветы или (в особо тяжелых случаях) феи. Они называют себя Критиками. Непереваренные факты приводят к тому, что у них испорченное здоровье и скверный характер.

У СМИ не должно быть излишне аффективных личных привязанностей и вытекающих из них сентиментальных обязательств, особенно в среде Институций. Если у СМИ они есть, ему лучше сложить с себя звание, подстричь гриву и стать Пиаром. Бывают, кстати, такие Пиары, которые уже вовсе не юны и не шустры. Это как раз выслужившиеся бывшие СМИ, бросившие Публику и ушедшие к частному владельцу.

СМИ обязан иметь хороший нюх на проблемы и не отключать его даже в присутствии своих личных друзей, спонсоров и многочисленных высших лиц нашей необъятной Родины. СМИ обязан беречь свое обоняние, как сопрано — голос.

СМИ также не имеет права отключать свой нюх, подтачивать зубы и надевать намордник в присутствии той Институции, которая назвала его своим инфопартнером. В этом случае у него есть обязательство ограниченной верности: СМИ и Институцию связывает контрактное отношение взаимной поддержки и приоритетного информирования в относительно розовом свете, которое валидно ровно до момента осуществления культурного проекта. В эту же секунду чары рассеиваются, розовый свет белеет, трижды кричит петух, и все возвращаются к своим обычным обязанностям.

И, наконец, самое главное для всех категорий: ритуал целования. Приближаясь на вернисаже к цели своего приветствия, нужно уметь мгновенно оценить, сколько раз намерено целоваться то или иное лицо. Для справки: ноль — для американцев, один — для модернизированных русских, два — для европейцев, три — для воцерковленных православных и южных французов. Оценить это сложно, навык дается долгой тренировкой. В среднем необходимо полтора года, чтобы научиться целоваться снайперски и удовлетворительно для партнера.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • unknart· 2009-06-24 21:06:36
    Катя. Как Вы переработали импульс, данный ещё Зощенко!(ему). И Гоголю в т. ч. Восхитительно. И верно. И очень талантливо.
    И творите дальше, Катя.
    А мы будем ждать и читать. Ц.
    ПС. Злободневность хорошая, но важней другое, что у Вас есть.
  • beka· 2009-06-25 02:30:50
    Браво
  • arist· 2009-06-25 02:39:19
    Смешно, и можно использовать как инструкцию. Было бы неплохо написать подобную сатирическую инструкцию для связки ХУДОЖНИК - ИНСТИТУЦИЯ - КУРАТОР - КРИТИК, чтобы не возникало недопонимания и ложных надежд.
Читать все комментарии ›
Все новости ›