Директор обреченного ЦДХ Василий Бычков, еще недавно лицо неофициальное, вдруг стал членом Общественной палаты. Что это значит?
В конце января директора ЦДХ Василия Бычкова пригласили войти в Общественную палату и сразу же избрали руководителем Комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры. По словам Марата Гельмана,Читать!
Комиссия Бычкова начала заседания, пока в закрытом режиме. За год предполагается разработать концепцию новой культурной политики, а потом в течение года следить за ее выполнением (в Общественной палате двухлетний выборный цикл). По мнению Гельмана, главная проблема культуры в стране — централизация, и концепция должна быть направлена в первую очередь на развитие региональных культурных центров. Бычков вписывается в эту историю.
Кажется, Бычков попал в большую игру: речь идет едва ли не о создании альтернативного Министерства культуры. На сайте Палаты Гельман критикует Минкульт, обвиняя его в потере связи с культурой и отсутствии четкой политики. Кроме Минкульта обозначена и другая мишень: спайка бизнеса с местными властями, которая не дает возможности искусству развиваться. Предполагается наладить связи с локальными сообществами, связать их с центром, между собой и научить эффективно противодействовать местным властям.
Главная функция Общественной палаты, созданной в 2006 году по инициативе Кремля, — формирование лояльного сектора гражданского общества. И чтобы вовлечь в него также побольше нелояльного народу, предлагается поддержка в борьбе с бюрократами и оживление локальной культурной жизни.
Но в любом случае ситуация со сносом ЦДХ будет лакмусовой бумажкой эффективности предложенной схемы. Ведь если Общественная палата не в силах защитить от московских чиновников самый известный выставочный зал страны, то вряд ли она сможет помочь кому-то и в регионах.
Василий Бычков ответил на вопросы OPENSPACE.RU
— Почему главой Комиссии назначили именно вас?
— Логика понятна: выбрали менеджера культуры, а не художника. Почему именно меня? В первую очередь это связано с моим участием в защите ЦДХ и протестами против возведения Охта-центра. Еще я нескромно предполагаю, что не последнюю роль сыграли выставки, которые я проводил в ЦДХ: Книжный фестиваль, Архитектурная биеннале и молодежный Фестиваль новой культуры (в январе 2010 года. — OS). Особо отмечу, что последнее событие хорошо вписывается в предложенную президентом формулу инновации и модернизации.
— Менеджер культуры, который борется с незаконным строительством, но в то же время сверяется с государственным курсом, избран в Общественную палату. Теперь вы государственный человек?
— Нет, я не государственный человек.
— Тем не менее в Общественную палату вы прошли по президентскому списку, а деньги на ваш последний проект, Фестиваль новой культуры, выделил близкий к президентской Администрации Институт общественного проектирования, возглавляемый Валерием Фадеевым, президентом прокремлевского Медиасоюза. Кстати, почему Фадеев поддержал фестиваль?
— Когда я год назад рассказал ему об идее фестиваля, показалось важным, что в этом проекте есть исследовательский потенциал. За последние годы вырос целый пласт новой, в первую очередь молодежной, культуры, связанной со ставшими доступными мультимедийными и коммуникационными технологиями. О нем мало что известно. Фестиваль дает информацию. С одной стороны, мы увидели, кто может формировать эту среду: за год подготовки фестиваля через организационный штаб прошло больше ста человек. С другой стороны, фестиваль за три дня работы посетили около девяти тысяч человек, что дает возможности для анализа среды. Я специально включил в работу агентство Instant Grass, специализирующееся на молодежных маркетинговых и социальных исследованиях. По результатам фестиваля готовится аналитический отчет для Института общественного проектирования.
— И что же собой представляет эта среда, вокруг которой формируется новая культура?
— Пока мне проще описать того, кто эту среду формирует. Ему тридцать с небольшим. Не панк и не хиппи, а амбициозный человек. В отличие от культурных деятелей прошлого поколения он не привязан к видам искусства и жанрам. Это универсальный культурный менеджер, отлично разбирающийся в технике и коммуникационных технологиях, работающий дешево и эффективно.
— Я так понял, что это было описание идеального участника Ассоциации независимых продюсеров — общественной организации, которую вы хотите создать на основе команды, сложившейся вокруг фестиваля.
— На самом деле под Ассоциацией независимых продюсеров не обязательно подразумевается создание общественной организации, это может быть неформальное объединение. Но если я через два года уйду из Палаты, после меня должна остаться сеть комиссаров культуры.
— А зачем эта сеть нужна?
— В первую очередь для работы с провинцией. Это один из главных вопросов выживания огромной территории — найти скрепы, которые бы держали тело страны. Комиссары должны найти опорных людей, которые сейчас, как правило, привязаны к локальным учреждениям культуры: музеям, театрам, памятникам. При них есть люди, которые притягивают к себе эту культурную и гуманитарную жизнь. Надо дать им связь, мотивацию для активирования деятельности и включить в общую сеть.
— И как все это будет осуществляться на практике?
— Будет запущена система веерных фестивалей. Очень маленьких, дешевых и коротких. На грани самоокупаемости. Опробуем на книжных фестивалях: будем привозить в регионы издателей, писателей, блогеров, музыкантов, которые будут представлять свои книги. Сейчас у издателей проблемы с распространением в провинции, поэтому они заинтересованы в том, чтобы нас поддержать. Такие фестивали дадут площадки для локальных сообществ, включат в общую сеть.
— Книготорговля — это бизнес. А откуда возьмутся деньги для других фестивалей?
— На самом деле везде есть какие-то, пусть микроскопические ресурсы. То, как нам Фадеев дал деньги на фестиваль — модель. Можно найти деньги у города, у бизнеса. И вообще, в связи с тем, что проекты малобюджетные, многое зависит от энтузиазма. Мы не велосипед изобретаем. Во Франции во время Ширака с помощью таких небольших интервенций в провинцию удалось значительно увеличить энтропию культурной жизни.
— Но ведь создание сети не может быть самоцелью. У культурной политики, кроме формы, должно быть и содержание.
— Безусловно, перед Комиссией стоят и стратегические задачи. Но нам бы хотелось избежать ситуации, когда быстро будет состряпан какой-то документ под названием «концепция культурной политики». Куда важнее запустить продуктивный процесс обсуждения и осмысления того, что у нас происходит с культурой. Один мой знакомый, умудренный сединами человек, однажды искренне признался: «Я не понимаю, что происходит». В тот момент меня это немного удивило, но я тоже должен признаться, что не понимаю, что происходит. И мне кажется, что это диагноз ситуации.
— Общий контур предложенной концепции развития культуры достаточно реформаторский, что сразу же вызывает вопрос, как это будет сопрягаться с защитой культурного наследия?
— Этот пласт не должен отделяться от создаваемой сети продюсеров и региональных фестивалей. Технологически это должно происходить в виде стимулирования создания институтов общественной экспертизы как с привлечением более широких слоев населения, так и с применением новых методик. Во время защиты ЦДХ я убедился, что заказывать социологические исследования часто бывает дорого и неоперативно. Эффективнее создание в интернете сайтов и комьюнити, посвященных нужной теме. Мы предлагаем создать такую шаблонную сеть, где, кроме сбора мнения, была бы вывешена необходимая правовая информация: как написать письмо президенту, как — префекту; опросные листы; таблицы для сбора подписей и т.д. Такой «шаблонный» сайт можно было бы использовать для любой кампании по защите какого-нибудь здания от незаконного сноса или для другого важного для общества вопроса.
— Какие проблемы, кроме защиты исторических зданий от произвола местных властей, кажутся вам наиболее острыми?
— Назову три. Конфликты между церковью и музеями из-за имущества; то, что московские законы ограничивают финансовую самостоятельность музеев; отмена уроков пения и рисования в общеобразовательных школах. Последнее вообще ужас. Мне кажется, что люди, которые рисуют и поют, добрее, чем те, кто этого не делает.
— И какая ваша позиция по поводу передачи церквям музейного имущества?
— Это очень тонкий вопрос. Нет ничего плохого, если церкви будут передаваться какие-то полуразрушенные строения. Хотя это не значит, что церкви нужно отдавать все, на что она претендует. Но у провинциальных музеев часто нет денег на содержание памятников, а у церкви есть. В таких случаях нужно искать варианты совместного финансирования. В мире так делается — например, Кельнский собор, где разработан сложнейший механизм взаимодействия церкви и музея, но при этом все работает как часы, несмотря на колоссальную посещаемость.
— Ваше назначение повлияет на судьбу ЦДХ?
— Не вижу прямой связи.
— Так его все-таки снесут?
— В ближайшие несколько лет не снесут. Все разговоры по поводу сноса ЦДХ основаны на подхваченном прессой утверждении о том, что якобы было подписано правительственное постановление о сносе ЦДХ. На самом деле такого документа не было — премьер подписал постановление о передаче городу территории, на которой располагается ЦДХ. В любом случае речи о сносе или реконструкции не может идти, пока не построят новое здание для Третьяковской галереи и не перевезут туда все фонды.
— А почему тогда Мосархитектура заявляет, что у «Моспроекта-2» есть свой план построить что-то вместо ЦДХ?
— Да, мне это известно. Михаил Михайлович Посохин (архитектор «Моспроекта-2». — OS) заявил, что у него есть свой вариант ЦДХ в том случае, если будет объявлен архитектурный конкурс на здание. Я знаю этот проект, он был давно сделан, а архитектурного конкурса никто не объявляет. Мы продолжаем отстаивать здание: в ближайшее время будем проводить большую пресс-конференцию, в которой выскажем свои опасения по поводу ряда объектов в Москве, в том числе Парка искусств, в котором находится ЦДХ.
— Вас часто критикуют за то, что ЦДХ, который по идее задумывался едва ли не как храм чистого искусства, часто используется как площадка для коммерческих выставок. Многих раздражают ларьки — небольшие павильончики на нижних этажах, где торгуют чем-то явно тленным.
— Должен согласиться, что отчасти эта критика справедлива. Но только отчасти. Из последних 260 выставок, которые прошли в ЦДХ, только 30 коммерческие. Все остальные либо полностью нонпрофитные проекты, либо дотационные. Но нужно понимать, что мы вынуждены зарабатывать. Содержание ЦДХ стоит 159 миллионов рублей в год; ларьки — существенная часть дохода, и все, что в них продается, имеет отношение к искусству; в основном они торгуют антиквариатом.
— А есть выставки, за которые вам стыдно?
— Да, есть. Мне стыдно за то, что у нас в Доме художника проходит выставка меха. Но она приносит деньги, на которые мы можем проводить другие выставки, за которые не стыдно.
Читать!
— Никакого. «Экспо-Парк» — это частная организация, которая делает выставки. У нее есть придуманная, извините за нескромность, мною программа, которая составляет основу выставочного плана ЦДХ. Это самые непозорные и надежные проекты: «Арх-Москва», «Арт-Москва», антикварные салоны, non-fiction, «Дизайн и реклама» и другие.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Фотография - вторая- не самая удачная. Глаза выдают , а они , как известно , зеркало души . Может в них душа самого ЦДХ .
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3456296
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346304
- 3. Норильск. Май 1273852
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899255
- 5. ЖП и крепостное право 869484
- 6. Закоротило 824531
- 7. Не может прожить без ирисок 792501
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766600
- 9. Коблы и малолетки 745447
- 10. Затворник. Но пятипалый 479504
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 410131
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 375096