Оцените материал

Просмотров: 23303

Как быть с консервированным горностаем?

Лиза Морозова · 12/11/2008
Художника легко выдать за городского сумасшедшего. А сумасшедшие телевидению нужны больше

©  Фото из архива галереи Гельмана

 В. Комар, А. Меламид. «Наша Москва глазами обезьяны». 1998.  Сюжет об обезьяне-официанте, работающей в  японском ресторане, вызывает в памяти акцию Комара и Меламида, научивших обезьяну фотографировать

В. Комар, А. Меламид. «Наша Москва глазами обезьяны». 1998. Сюжет об обезьяне-официанте, работающей в японском ресторане, вызывает в памяти акцию Комара и Меламида, научивших обезьяну фотографировать

Недавно в одном ЖЖ я прочла следующее объявление: «Если у вас за стенкой (под полом, над потолком, в соседнем доме) живут какие-либо чудики — пишите! Если они коллекционируют ногти кенгуру, строят самокаты из половников… — пишите! Если ваш сосед построил гараж из ореховых скорлупок, если двоюродная тетя привезла из дальнего путешествия консервированного горностая, если младший брат

©  Фото из архива галереи Гельмана

 В. Комар, А. Меламид. «Наша Москва глазами обезьяны». 1998.  Сюжет об обезьяне-официанте, работающей в  японском ресторане, вызывает в памяти акцию Комара и Меламида, научивших обезьяну фотографировать

В. Комар, А. Меламид. «Наша Москва глазами обезьяны». 1998. Сюжет об обезьяне-официанте, работающей в японском ресторане, вызывает в памяти акцию Комара и Меламида, научивших обезьяну фотографировать

увлекся моделированием из макарон — пишите! Все эти милые и неординарные люди очень пригодятся для наших сюжетов».

Так я впервые узнала про передачу «Безумный день», месяц назад вышедшую в эфир канала НТВ с обзором курьезных новостей. В нее, по замыслу создателей, попадает все «необъяснимое, то, что не относится ни к политике, ни к экономике, да и вообще не соответствует формату традиционных информационных программ». Часть сюжетов снята «мобильными корреспондентами» — то есть самими зрителями, вторая по старинке снимается все-таки оператором программы, выезжающим на место. Сюжеты крайне короткие, длятся от нескольких секунд до минуты и комментируются специальным замогильным голосом, характерным для теперешнего НТВ. Видимо, в связи с большим успехом, а также в честь пятнадцатилетия канала в конце октября передача стала почти ежедневной и была перенесена на более удобное вечернее время. Вероятно, для этого срочно и потребовались новые «чудики».

©  Из каталога «История в лицах. Выставка современного русского искуства 1956-1996». Москва. 1997

 В. Комар, А. Меламид. «Eat-art», перформанс. 1977. Если раньше художники делали «котлеты» из газеты «Правда», то теперь СМИ делают «котлеты» из самих художников

В. Комар, А. Меламид. «Eat-art», перформанс. 1977. Если раньше художники делали «котлеты» из газеты «Правда», то теперь СМИ делают «котлеты» из самих художников



Из первого просмотренного выпуска «Безумного дня» я узнаю, как городской сумасшедший разгоняет руками облака, как к женщине, много лет проработавшей на заводе, прилипают металлические предметы, а некто Георгий использует обнаженных девушек, если не ошибаюсь, в качестве ластиков.

Стоп. Я успеваю разглядеть в мелькнувшем на экране образе знакомые черты и понимаю, что речь идет о перформансе Георгия Пузенкова, известного современного художника. Хотя простому зрителю об этом догадаться невозможно — не упомянуты ни фамилия, ни профессия, ни жанр.

В чем причина такого неуважения к художникам? Ведь даже в девяностые, времена куда менее подготовленного к восприятию перформансов общественного сознания,

©  Фото Игоря Мухина

 А. Осмоловский. «Путешествие Нецезиудика в страну Бробдигнегов (Маяковский-Осмоловский)».  
Мужчина, пытавшийся залезть на большую скульптурную фигуру женщины на Сретенском бульваре, кажется последователем Осмоловского, забравшегося на памятник Маяковскому

А. Осмоловский. «Путешествие Нецезиудика в страну Бробдигнегов (Маяковский-Осмоловский)». Мужчина, пытавшийся залезть на большую скульптурную фигуру женщины на Сретенском бульваре, кажется последователем Осмоловского, забравшегося на памятник Маяковскому

телевидение делало репортажи об акциях порой куда более странных с обыденной точки зрения, но все-таки маркировало их как художественные.

Недобора курьезных новостей сегодня явно не наблюдается. Наоборот, реальные события и персонажи в этом «безумном» контексте часто впечатляют куда больше. Реальность вовсю подражает искусству. Уроки Уорхола, мечтавшего о пятнадцати минутах славы для каждой домохозяйки, не прошли даром, а слова Йозефа Бойса о том, что «каждый человек — художник», поняты даже слишком буквально. Об этом свидетельствуют репортажи «Безумного дня», почти каждому из которых легко находится аналог в истории перформанса девяностых. Сюжет об обезьяне, успешно работающей в качестве официанта в японском ресторане, вызывает в памяти акцию Комара и Меламида, предъявивших общественности обезьяну в качестве фотографа. Питерский «морж», публично сиганувший с моста, навевает воспоминание об акции Цапли и Глюкли «Памяти Бедной Лизы». А мужчина, которому удалось посреди белого дня влезть на большую скульптурную фигуру женщины, стоящую на Сретенском бульваре, кажется последователем Осмоловского, забравшегося на памятник Маяковскому.

©  Сергей Пантелеев

 Фабрика Найденных Одежд: «Памяти бедной Лизы». 1996. Действия питерского «моржа», публично сиганувшего с моста, напоминает об акции Цапли и Глюкли «Памяти Бедной Лизы»

Фабрика Найденных Одежд: «Памяти бедной Лизы». 1996. Действия питерского «моржа», публично сиганувшего с моста, напоминает об акции Цапли и Глюкли «Памяти Бедной Лизы»


В прошлом тысячелетии, когда НТВ еще было культовым каналом, десакрализация считалась прерогативой искусства. Теперь все по-другому: искусство так долго сливалось с реальностью, что она, вероятно, в ответ мстит искусству, сливаясь с ним и неизбежно превращая его в курьез.

©  Фото автора

 Диана Мачулина. «Резиновая душа». 2008. Кремлевская стена из ластиков, показанная Дианой Мачулиной на выставке номинантов премии Кандинского

Диана Мачулина. «Резиновая душа». 2008. Кремлевская стена из ластиков, показанная Дианой Мачулиной на выставке номинантов премии Кандинского

Медийность как будто делает из искусства «реди-мейд наоборот» — будучи перенесено на чужую территорию, оно теряет прежний смысл, авторство и сакральную функцию. Все видят, условно говоря, что некто гол. Но даже не знают, что это король!

Если раньше художники препарировали тогдашнюю медийную реальность (скажем, Комар и Меламид делали в своей акции котлеты из газеты «Правда»), то теперь можно сказать, что «котлеты» делаются из самих художников…

Так что завтра придут и за нами — ждите гостей! Ведь, например, художник Владимир Архипов, создатель «Музея самодельной вещи», идеально подойдет в качестве коллекционера «самокатов из половников». Кремлевская стена, выстроенная Дианой Мачулиной из ластиков для выставки «Премия Кандинского», может быть принята за «гараж из ореховых скорлупок». Что греха таить, я сама провела прошлый сезон за тем самым «моделированием из макарон» (видео здесь, а фото тут). Стоит ли говорить о творчестве Дэмиена Херста, чья акула в формалине для кого-то неотличима от «консервированного горностая»?

©  Фото автора

 Диана Мачулина. «Резиновая душа». 2008. Кремлевская стена, выстроенная Дианой Мачулиной из ластиков для выставки номинантов премии Кандинского

Диана Мачулина. «Резиновая душа». 2008. Кремлевская стена, выстроенная Дианой Мачулиной из ластиков для выставки номинантов премии Кандинского


Упомянутое мной в начале статьи объявление заканчивалось оптимистической строчкой, обещавшей «чудикам» «исполнение их мечтаний — показать себя миру». Надеюсь, Пузенков счастлив полуминутой славы, дарованной ему каналом НТВ, который в свои пятнадцать действительно напоминает подростка. Наверное, скоро повезет и другим художникам — мы попадем в телевизор! Но, увы, не в «Новости культуры» или на худой конец «Времечко», а в безумный «Безумный день». Приговор ли это искусству, телевидению или времени?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • mrbspb· 2008-11-13 19:35:46
    передачу не смотрел. тем не менее:

    заимствование аутенчиных акций/работ (а также стилизация "под") бессовестным массовым медиа кажется вполне закономерным, ибо, в самом деле, никакое это не искусство, а так - баловство.
    с этой точки зрения, описанный процесс действительно является приговором, причем в высшей степени справедливым. этому искусству место как раз между рекламой шоколадного батончика и прокладки.
  • donnatalia· 2008-12-03 15:29:17
    Cогласна с mrbspb, но эта констатация все-таки не приговор современному искусству. Просто теперь перед ним стоят другие задачи - найти свою рыночную нишу в условиях экономического спада. Художников перестали покупать? ОК, купите "чудиков". Хоть горшком назови....
  • alas· 2009-02-13 01:04:20
    да уж, комментарии не утешительные.
    donnatalia - перформансы вообще трудно покупать и продавать и уж точно они для этого не предназначены. Другие задачи? А какие были до того? Думаю дело тут не в потере цели, о которой вы говорите(если я правильно Вас понимаю), или в потере способности\желании её осуществить. Дело в неуважении к художнику, к автору, будь он даже автором «баловства» (с чем безусловно можно поспорить). И это неуважение - проблема актуальная не только для искусства , но для общества в целом.
Все новости ›