Я надеялась, что винные пары вызовут в нашем воображении призрак Кулика с зарезанным когда-то Пятачком.
«Год перформанса», гроб на веревочке и тень отца московского акционизма
Говорят, 2010 год был Годом учителя. Уж не знаю, как там с российским образованием, а я применительно к нашим арт-делам назвала бы прошедший год «годом перформанса», точнее даже — годом образования в области перформанса в России. В прошлом году я написала текст «Памяти московского акционизма», черту под которым тогда подвел своимЧитать!
Тема перформанса в исследованиях, похоже, новый мейнстрим. Судя по количеству писем с вопросами, которые я регулярно получаю, и вернисажным знакомствам, мне кажется, тема чуть ли не половины всех дипломов и диссертаций сейчас связана так или иначе именно с ней. В этом году начались и видеоисследования этой темы.
Что уж говорить — даже моя собственная квартира сейчас занята американской исследовательницей русского перформанса. Такова, видимо, карма этого года.
За это время мы пережили рекордное число мероприятий, лекций и передач, посвященных перформансу: в Москве впервые прошло целых два международных фестиваля — первый в июле в рамках «Стой! Кто идет?», второй — в рамках выставки «100 лет перформансу» в «Гараже». Оба неплохие, профессиональные и местами симпатичные. В Третьяковке на Крымском Валу был прочитан курс по истории перформанса из одиннадцати лекций, а еще одна достойная серия лекций, рассматривающая жанр в широком междисциплинарном и культурном контексте, прошла летом в том же «Гараже». Там же художникам и критикам, занимающимся перформансом, выдалась счастливая возможность собраться и поговорить о кризисе жанра, о наболевшем, о желаемом.
Денис Мустафин. Вас оскорбляет цвет моей крови. 2010. Перформанс. Центр современной культуры «Гараж»
Спасла честь гаражных мероприятий перед лицом актуальности партизанская акция Дениса Мустафина в поддержку Олега Мавромати под названием «Вас оскорбляет цвет моей крови». Жаль только, что после этого самого адекватного и своевременного жеста и без того политкорректную выставку неожиданно закрыли на неделю раньше…
Также жаль, что фестиваль в «Гараже», как и академическая музейная выставка, были поставлены в неподходящий контекст очень зрелищных выставок группы АЕС+Ф, Франческо Веццоли и Карстена Хеллера. Что пиар-служба своими анонсами часто лишала художников возможности удивить зрителя. Что ожидавшаяся Таня Бругера, на которую у меня была вся надежда, не приехала, что фестиваль в результате был проигнорирован арт-сообществом…
Может, и правильно: поминки по жанру явно затянулись. Как музеификация, так и коммерциализация ему категорически противопоказаны.
Так что более реалистично ситуацию с перформансом выражает скорее не оптимизм репортажей телеканала «Культура», а акция все того же Дениса Мустафина «Софийский некролог») (автор передвигался по улицам Софии, волоча за собой, подобно бурлаку, гроб).
Но вместе с тем за этот год стадия ликбеза в области перформанса успешно пройдена. Теперь нам, видимо, следует ожидать дальнейшей популяризации и растворения акции в массовой креативной культуре, с одной стороны, и в идеале возможности перехода к следующей стадии — с другой. Быть может, теперь, как грибы после дождя, начнут появляться молодые художники?
Ведь 2011 год в России объявлен Годом спорта. Если соотнести это с искусством и темой перформанса, получается, что, пройдя уровень ликбеза, мы плавно переходим к стадии конкуренции.
А пока «год перформанса» продолжается. Будем держать кулачки.
Недавно к нам приехал Учитель, главный венский акционист Герман Нитч. Встреча с автором знаменитых «Оргий и мистерий», происходившая в рамках его выставки в фонде «Стелла», оказалась в свете всего вышеописанного как нельзя более симптоматичной. Не удержусь от описания.
Послушать седовласого старца — обладателя Большой Госпремии Австрии и почетной медали Вены, чем-то неуловимо похожего на Толстого, — собралась немногочисленная, но весьма неслучайная публика: Анатолий Осмоловский, также метящий в патриархи и посетивший летом Селигер, главный православный художник Гор Чахал. В первый ряд села режиссер независимого кино Света Баскова, для которой Нитч остался идеалом юности.
Сначала мэтр признавался к любви к Вагнеру, греческой трагедии, различным религиозным культам, раскрывал психоаналитические предпосылки своего искусства, говорил о необходимости для современного человека погрузиться в бездну страшного, отвратительного и извращенного, чтобы пережить «внутренне напряженное существование». Сравнил искусство с религией, а художника — со священником, который совершает ритуал жертвоприношения.
Иоханн Тимм, Риккардо Аттаназио. Insights. 2010. Перформанс
Фестиваль перформансов «Калаби-Яу» в Царицыно в рамках Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Я надеялась, что винные пары вызовут в нашем воображении призрак московского акционизма — Кулика с зарезанным когда-то Пятачком, который символизировал Россию с ее проблемами, — и это придаст актуальности нашему существованию. Но ничего этого не случилось. Правда, в момент, когда мэтр признался, что его «всегда завораживала эстетика и форма насилия», мне привиделся кто-то другой. Более страшный. В каске и кирзе. И тут же пропал. А Нитч продолжал: «Мы — хищники. Мы едим мясо, мы убиваем наших братьев и животных. Я как художник познал ужас и величие человеческой природы и сделал его зримым».
Аки Сасамото. Линии красоты. 2010. Перформанс
В рамках Первого Международного фестиваля перформанса в Центре современной культуры «Гараж»
Читать!
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451848
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343442
- 3. Норильск. Май 1268793
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897722
- 5. Закоротило 822181
- 6. Не может прожить без ирисок 782666
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759497
- 8. Коблы и малолетки 741048
- 9. Затворник. Но пятипалый 471658
- 10. ЖП и крепостное право 407982
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403274
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370670
Нитч умопомрачительно внешен. Он действительно сделал бренд, имидж. Лица его актеров - не из греческой трагедии, а из ближайшего молла манекены. Это даже не наш Ликвид-театр, например. Это дефиле, а не перформанс. Готовая коллекция от кутюр и потому первое впечатление - дикое раздражение. Второе - удовольствие от шикарного дизайна. А какие рубахи! Какой промоушн! Нитч, безусловно, явление западной культуры во всей ее последовательности. По-моему, это такой вывернутый наизнанку и потому не менее вкусный поп-артистизм. От супа Кемпбелл в банке до сырого мясоедения.
Мне так же кажется, что не стоит сравнивать Нитча с актуальным перформансом (кто да сколько в тюрьме провел - это не его тема), его надо сравнивать с нашими мистериографами. Тогда будет толк, тогда все, что Нитч манифестирует, должно быть проверено не манифестами, а манифестациями. Ндо было Стелле ппивезти перформанс живой посмотреть. Ну представьте, что Епифанцев ( который рубит, а не кипятит) снимает рубаху и находит ее не слишком художественной. Он ведь ее докрашивать не будет, он ее обратно наденет и пойдет дальше - рубить или кипятить, уж его дело. Вот и посравнили бы мы Нитчеву оргию с Епифанцевской стиркой. К примеру. Есть и другие примеры, но этого, думаю, достаточно.