Гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?
В Нью-Йорке даже перформанс смогли превратить в художественный истеблишмент
Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009
Читать!
В общем, «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»): если на второй биеннале работало десять кураторов, то на третьей их стало уже двадцать пять (!). В этом году программа включала более сотни мероприятий, показанных на разных площадках; участие 170 художников; одиннадцать заказанных проектов (commissions) и шесть премьер.
Отсмотреть все эти десятки мероприятий физически невозможно (хотя я честно пыталась это сделать на прошлой «Перформе») не только из-за их количества и пересечений по времени, но и по причине плохой организации: чуть ли не половина из них отменяется без предупреждения, переносится или сильно задерживается. Видимо, гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале как таковой, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?
Особым размахом отличалось открытие. Наверное, именно так выглядит истинный буржуазный рай: с потолка лился мед, гостей встречали в буквальном смысле горы (по 2000 фунтов) ребрышек-барбекю, кубиков льда и жареного арахиса; срубленные яблони с яблоками на ветвях и семь шоколадных копий зайцев Джеффа Кунса, которые можно было разбить молотком и съесть. (Россия, судя по последним пати в честь открытия российского павильона в Венеции, движется в том же направлении, так что стоит взять этот опыт на вооружение.)
Несмотря на все это великолепие, только ленивый не ругал «Перформу» — от простых зрителей (здесь анонимный пользователь YouTube демонстративно выкидывает программу биеннале в урну) до New York Times, чьи оценки «Перформы» с каждым разом все сдержанней. Действительно, есть в политике «Перформы» много странностей: например, она претендует на лидерство в мире актуального перформанса, объявляя себя «мозговым центром» и «катализатором художественного процесса», но не сотрудничает ни с какими галереями и фестивалями, реально занимающимися этим жанром. Ее «катализация» выглядит довольно искусственно и осуществляется исключительно «сверху», в форме так называемых «комиссий» — предмета особой гордости «Перформы». Художникам, многие из которых никогда раньше не работали «вживую», «Перформа» дает возможность сделать новый большой проект. Что из этого получается, можно увидеть, например, здесь.
В сообществе перформансистов (да-да, на Западе такое есть) «Перформу» принято игнорировать и независимо от нее делать свое дело. Так было и в этот раз.
В то время как «Перформа» поглощала ребрышки-барбекю, изо всех сил стараясь показать, что «нет такого понятия, как интеллектуальный или творческий кризис», в старейшей в городе галерее перформанса Exit art (которую ни разу не включили в программу «Перформы») известные художники открывали выставку « Перформанс в кризис», показывая, что он все-таки есть: Олег Мавромати с Боряной Россой в ходе акции печатали доллары своей кровью и обменивали их по номиналу. В другие дни в той же Exit art проходила первая персональная нью-йоркская выставка гватемальской звезды перформанса Регины Хосе Галиндо, о которой NYT пишeт куда с большим интересом, чем о «Перформе».
А в более молодой и менее социально ориентированной перформансной галерее Grace Space также в дни «Перформы» проходила выставка перформансной группы с мировым именем Non Grata и ряд других интересных мероприятий.
Но вернемся к достоинствам «Перформы»: она ценна и интересна прежде всего своей исторической направленностью. Поскольку РозЛи Голдберг действительно была свидетельницей многих событий 60—70-х, лично знает классиков — основателей жанра перформанса и умело использует свои контакты и опыт, главными событиями становятся в первую очередь ретроспективы звезд и ремейки: на первой «Перформе» это была серия известных перформансов, повторенных Мариной Абрамович в Гуггенхайме под названием «Семь легких пьес» (об этом можно прочесть здесь).
На второй «Перформе» была предпринята попытка точного восстановления хеппенинга Аллана Капроу «18 хеппенингов в шести частях» 1959 года. Кроме того, зрители получили уникальную возможность доступа к видеоархивам и смогли увидеть множество знаменитых классических перформансов (проект «Перформанс по требованию»). Нынешняя «Перформа», как мы уже писали здесь, приурочена к столетию опубликования Манифеста футуризма Маринетти, поэтому множество мероприятий посвящались теме футуризма. Три из них имели форму экзотического пира, один из них — футуристический банкет — состоялся еще в феврале в качестве пролога «Перформы». Вторым было вышеупомянутое угощение-хеппенинг, организованное коллекционерами Рубелл на открытии; оно отсылало к экспериментальной футуристической «Поваренной книге», составленной Маринетти в 1932 году. Исследовательско-просветительская направленность «Перформы» проявилась также в проведении большой фундаментальной ретроспективной выставки в Центре современного искусства P.S.1, охватившей историю перформанса за сто лет, свои арт-комментарии к которой сделали участники третьей «Перформы».
Читать!
Tamar Ettun and Emily Coates, Empty is Also, 2009. Performer – Emily Coates. Commissioned by Performa, Presented by X Initiative for Performa 09
Кроме того, на «Перформе» всегда представлено много перформансов, которые бы в России отнесли скорее к жанру «монологов сатирика», но более высокого уровня и дополненные авангардной театрализацией. По всей видимости, это отличительная американская черта.
Русских участников в очередной раз замечено не было, если не считать участие в прошлой «Перформе» живущего в Вене танцперформера Сулименко, о чем я писала здесь. А жаль. Мне кажется, в формат «Перформы» идеально бы вписались художники круга фестиваля «Киберфест», Андрей Бартенев, а особой гордостью для комиссии «Перформы» могли бы стать Ираида Юсупова и Псой Короленко (тем более что почти все они — частые гости NYС).
Jennifer Rubell, Creation, the Performa 09 Opening Night Benefit Dinner, 2009. Mario Batali throwing peanuts from the one-ton pile of nuts from Bazzini Nuts
Подробно описывать происходящее на «Перформе» дальше совершенно бессмысленно, стоит просто зайти на сайт. Или поверить мне на слово: там есть всё, кроме одного — отчаянного незащищенного жеста художника-перформансиста, чье «живое искусство» действительно задевало бы за живое. Впрочем, не исключено, что оно просто затерялось в череде событий… Может быть, вам посчастливится его найти.
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451984
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343496
- 3. Норильск. Май 1269090
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897795
- 5. Закоротило 822302
- 6. Не может прожить без ирисок 783218
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760123
- 8. Коблы и малолетки 741337
- 9. Затворник. Но пятипалый 472239
- 10. ЖП и крепостное право 408066
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403565
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370896
"А вы на земле проживете
Как черви слепые живут
Ни сказок о васа не расскажут,
Ни песен о вас не споют"
Максим Горький