Бумажные пакеты вместо пластика — это не экологический дизайн. Экологический дизайн — это отказ от покупок вообще
Теоретики экологического дизайна любят рассказывать, как состоятельная американка, приехавшая оказывать гуманитарную помощь индейцам в Гватемале, через две недели была вынуждена уехать оттуда, поскольку ее раздражало выражение счастья на лицах индейцев, хотя они жили на полу в грязных хижинах по двенадцать человек. Волонтерку задело несоответствие этой безмятежности индейцев ее стремлению их спасти. Им, в отличие от нее, всего хватало. Индейцы жили по законам экологии, если у них вообще была необходимость представлять, что такое экология в понимании западного мира.«Экологическое направление» в дизайне если не усилиями, то поддержкой глянцевой индустрии свелось к миленьким поделкам на темы природы. Увитые плющом качели по дизайну Марселя Вандерса, как бы поросший травой объект Франка Тьепкемы, кольцо под названием Supernaturе, с птичками и божьими коровками, авторства Соланж Азагури-Партридж. Потребитель, очарованный «экологической» концепцией, не задумывается о том, что живые растения вообще не любят, когда их трогают, а уж тем более когда на них качаются. Экологический дизайн в правильном его понимании подразумевает не травку и божьих коровок, а энергосберегающие системы, солнечные батареи и отсутствие частых позывов к шопингу.
Принципы «экологического» довольно просты, и они были озвучены лет тридцать назад. Хотеть то, что имеешь. Между совершенным, но затратным решением проблемы и самым простым выбирать второе. Не заполнять эмоциональные дыры вещами. Всегда исходить из контекста и действовать соответственно ему.
Вещь считается экологической, только если она укоренена в контексте. Надо стремиться использовать транспорт, отвечающий дистанции. Арт Людвиг, автор книги Design Living with Nature, изданной еще в 1989 году, замечает, что только отказ от машины в пользу велосипедов за двадцать лет сэкономил ему с женой стоимость их дома. Экологический дизайн находит баланс между комфортом сиюминутным и долговременным. Всего в жизни должно быть ни много, ни мало — достаточно. Особенно ресурсов: временных, энергетических, эмоциональных. Их нехватка приводит к замедлению роста, избыток — к интоксикации. Потребление экологических продуктов с пометкой green не приведет мир к гармонии. Когда на кассах супермаркетов предлагают бумажные пакеты вместо полиэтиленовых (якобы средства от продажи этих специальных пакетов идут на поддержание экологии) — это не выход. Чтобы произвести «зеленые» пакеты, а потом их утилизировать, тоже нужны дополнительные средства. Выход — не производить и не покупать.
Кольцо Supernature Соланж Азагури-Партридж для Интернет-бутика www.20ltd.com, представляющем вещи лимитированный серий
Определение «экологического дизайна» требует постоянных дополнений и уточнений. Про использование минимума материалов и сбережение ресурсов понятно, и с этим никто не спорит. Молодые иногда подразумевают под экологией новые привычки. К примеру, в еде и ее приготовлении. Британский дизайнер Джонатан Бэнтон в своей конкурсной работе для интернет-ресурса Designboom.com размышляет о том, как мы будем обедать в 2015 году. Он представил специальную сетку-подставку Osmos для выращивания зелени. Подставка ставится на кастрюлю, в которой готовится, скажем, суп. Пар от кастрюли помогает салату расти. А сама сетка на ножках используется как элемент сервировки стола. В 2015 году ежедневное разумное использование пара и тепла от кастрюли, по мысли дизайнера, станет важным культурным кодом. В пояснении к своей концепции он не забывает и о том, что эта вещь сделана из фарфора и является идеальной conversation piece (то есть штукой, которую можно за обедом обсудить с гостями).
Нынешний предметный дизайн с налетом экологичности — как раз о том, чтоб поднять тему, но в нее особо не углубляться. А не о лучшем управлении процессами, минимизации затрат ресурсов и более тесном сотрудничестве инженеров, проектировщиков, архитекторов и конечных потребителей. «Экологический дизайн» лишь в единичных случаях действительно решает проблему. И там, где это происходит, он мало похож на пасторальное кольцо с птичками.
Посмотреть всю галерею
Другие колонки Ольги Божко:
Дизайн и кризис, 27.02.2009
С монитора воду не пить, 13.01.2009
Тонем с улыбкой, 28.10.2008
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438064
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338328
- 3. Норильск. Май 1268302
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897612
- 5. Закоротило 822021
- 6. Не может прожить без ирисок 781712
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758100
- 8. Коблы и малолетки 740669
- 9. Затворник. Но пятипалый 470787
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402785
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370275
- 12. Винтаж на Болотной 343163
Примером тому еще может быть, например, кресло сделанное в виде связки поленьев ( тонких, тобишь -молодых) и с акцентом на экологичность... выводы очевидны.
Но так же, экологичность в дизайне, я бы прировнял к рациональности, проектрования в первую очередь, когда предмет проектируется вне модных тенденций, сиюминутных желаний, а с учетом контекста и реальных потребностей, безусловно, без ущерба выразительности. Тогда такие вещи живут долго, верно служат нуждам и становятся классикой дизайна.
Kosta Sindiz.su