Оцените материал

Просмотров: 13007

Бунт машин на некоторое время откладывается

Ольга Божко · 22/05/2009
Дизайнерский робот — это не помощник по хозяйству. Это кошка, которую не надо кормить

©  Luigi Sciuccati

Робот Wakamura, дизайн – Тошиюки Кита

Робот Wakamura, дизайн – Тошиюки Кита

В фильме «Я — робот», выпущенном на экраны пять лет назад, действие происходит в 2035 году. По сюжету компания «Роботикс» выпустила домашнего помощника НС-5 (так назван робот), способного нянчить детей, готовить обед и следить за состоянием чековой книжки хозяина. Роботы эти стали так популярны, что на пять человек в США стало приходиться по одному роботу. Про дальнейшее развитие — бунт машин, победу добрых роботов над злыми — фильм повествует довольно убедительно. Однако исходя из нынешнего состояния данного сектора промышленности, такая ситуация вряд ли возможна.

Сейчас даже непросто определить, на какую аудиторию нацелены роботы (оговоримся, что речь прежде всего об устройствах для дома, а не о производственных роботах-сборщиках). Кажется очевидным, что на подростковую и мужскую. По статистике, большинство интересующихся роботами либо моложе двадцати лет, либо старше сорока. Та же статистика говорит о том, что более 85% интересующихся роботами — мужчины. Однако в рекламных роликах о роботах все чаще фигурируют домохозяйки (к примеру, реклама стиральных машин, где «роботы стали ближе к людям»).

©  Luigi Sciuccati

Робот Wakamura, дизайн – Тошиюки Кита

Робот Wakamura, дизайн – Тошиюки Кита

Большинство подобных устройств создаются в помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями передвижения. Но практика показывает, что основные функции роботов — выметать пыль, помогать делать покупки, заботиться о доме — отходят на второй план. Основным их назначением оказывается наполнение дома жизнью и движением. Они в значительной степени заменяют домашних животных, с той лишь разницей, что роботы избавляют от излишней о себе заботы: их не нужно кормить, за ними не нужно убирать. Вроде бы роботы должны оказаться прекрасным решением для тех, чьи отношения с другими людьми потерпели крах. Занятно, что такая подмена отношений с живыми людьми на обладание дизайнерскими вещами весьма характерна для Японии.

На выставке Senseware в Милане © Maximiliano Romero
Вместе с тем психотерапевтическая роль таких объектов тоже не может быть основной в силу существенных причин. Роботы весьма дороги (так, машина, помогающая делать покупки, обойдется в 14 тысяч долларов), поэтому вопрос о помощи инвалидам отпадает сам собой. Ни одно государство не найдет достаточно средств, чтобы обеспечить такими электронными помощниками пожилых людей. Собственно, сами пожилые люди первыми воспротивятся роботам — они далеко не всегда готовы осваивать тревожащую электронику, а от вещей ждут покоя и комфорта. К тому же проблемой оказывается наличие у роботов своеобразного «характера», даже если он выражается лишь в отличном от других устройств (телевизора, пылесоса) управлении.

©  Maximiliano Romero

Образец робота-экзоскелетона

Образец робота-экзоскелетона

Можно предположить, что основная функция таких объектов просто показывать различные возможности сложных программ и новых материалов. Так они примиряют нас с будущим, готовят к тому, как будет выглядеть предметная среда через пару десятилетий. Но и это предположение не вполне верно. За последние четыре года интерес к роботам снизился в среднем на 40%. Это означает, что от них давно не ждут того заряда футуристической энергии, с которым они ассоциировались в прошлом.

Вопреки пропаганде достоинств роботов в фантастических фильмах без них легко обойтись. А потому рынок высокотехнологичной электроники — сектор, где дизайну отводится особое место. Робот должен придать жизни своего владельца некое качество, выделяющие его среди других людей. А дизайн электронного человека должен быть таким, чтобы его захотелось купить во что бы то ни стало. Но помимо выразительности, домашнему роботу необходимо обладать чертами скорее из области этики, чем эстетики. Чтобы выглядеть «добрым», ему нужно как можно менее походить на человека или быть его смешной пародией. (Отметим, что «злые» роботы обычно более совершенны и приближены по всем параметрам к человеку, вплоть до правильной вежливой речи, тогда как «добрые» модели говорят отчетливо искусственными голосами и с запинками.) Для того чтобы не пугать, электронное создание должно оставаться менее совершенным, чем его создатель. Вполне возможно, что дизайнеры вообще перестанут стремиться делать роботов похожими на человека. Любопытные артефакты были представлены на выставке Sensеware, прошедшей во время Миланской недели дизайна в здании триеннале. Здесь были показаны разнообразные фибры, из которых предположительно будут создаваться обстановка дома будущего, а также их применение в среде «одушевленной» электроники. Назначение ползающих подушек, световых жуков и «живых» табуреток, меняющих форму, близко к тому, чтобы завораживать и погружать в мысли о будущем, а не побуждать к активным действиям. Побуждают к действиям умные машины другого типа. Недавно японская компания по производству роботов Cyberdyne выпустила экзоскелет (автомат, надеваемый на человека) под названием Iron Man-like. Он должен помочь людям со слабыми мускулами двигаться более свободно. Так что даже если через тридцать лет будущее и наполнится роботами, они будут мало похожи на компаньонов для шопинга и помощников по хозяйству.


На выставке Senseware в Милане © Maximiliano Romero



Другие колонки Ольги Божко:
Фальшивая экология, 03.04.2009
Дизайн и кризис, 27.02.2009
С монитора воду не пить, 13.01.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›