Московская власть думает, что она министерство императорского двора
Воспоминания обладают странными свойствами: несколько месяцев назад я вспомнил, как проходил обмерную практику в Царицыно, и вот на днях мне вдруг пришлось туда поехать. За давностью лет прежнего состояния парка и недостроенного дворца я почти не помнил. Разумеется, незачем обсуждать бессмысленность и аморальность самой идеи восстанавливать то, что не было разрушено — об этом уже было столько раз сказано, что и не перечесть. То, что мы утратили один из самых своеобразных московских памятников, тоже уже не новость.Интересно вот что: во-первых, сам проект тотального «приведения в порядок» руинированного дворца, мне кажется, навеян судьбою Петергофа. Хотя бы визуально, самим сравнением фотографий «руин освобожденного от фашистских войск Петергофа» и нынешней роскоши. Возможно, это неосознанный акт ревности к императорским загородным дворцам Петербурга, в какой-то мере сходный со строительством ВДНХ в 1930-е годы. Карикатурность интерьеров царицынских дворцов, разумеется, не в счет — они богаты, по тем нынешним представлениям о богатой старине, которые так уверенно обосновались на Манежной площади.
Во-вторых, забавно, что снова неосознанно, как это чаще всего и бывает, московские власти воспроизвели образ действий министерства императорского двора — рачительно обращаясь с наличными зданиями, с истинно старинной наивностью не придавая значения их исторической ценности; концепции, принадлежащей новейшему времени. Точно так же Екатерина намеревалась разобрать половину Кремля, чтобы сделать его краше и современнее. Особенно в этой связи трогательно, что Царицыно уже пережило подобное событие: тогда Большой дворец Баженова разобрали, чтобы возвести и бросить неоконченным дворец Казакова. И еще одна параллель — в новом Царицыне ярко воплотились все мечты и чаяния его новых хозяев. Это как бы русское, как бы старинное, да и строили его любимые придворные мастера — Моспроект-2 имени Посохина, так же как в свое время Баженов и Казаков.
Я не склонен уравнивать мэра Москвы с российскими императорами, а Моспроект-2 — с великими русскими архитекторами. Но мы видим, как в действиях нынешних властей прорастает старинный уклад, манера, словно еще не знакомая с нынешними представлениями о культуре и ее ценностях. И это снова указывает на то, что все изменения в обществе, в людях — лишь успокоительный мираж, а в сущности ничего не меняется. И мне приходят на ум слова покойного Д.А. Пригова: «Ну что ж, понять их можно // А вот простить — никак // Верней — простить их можно // А вот понять — никак».
Еще по теме:
Екатерина Деготь. Русский музей — московскому музею
Все колонки Кирила Асса
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588551
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2379962
- 3. Норильск. Май 1276548
- 4. ЖП и крепостное право 1110938
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900055
- 6. Закоротило 825550
- 7. Не может прожить без ирисок 798147
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769274
- 9. Коблы и малолетки 747891
- 10. Затворник. Но пятипалый 483867
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 415754
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 377730
richardo (www.fdesign.org)