В России неожиданно случился образцово-показательный архитектурный конкурс. Он настолько идеален, что даже трудно поверить, что это происходит в России
В России неожиданно случился образцово-показательный архитектурный конкурс. Он настолько идеален, что даже трудно поверить, что это происходит в России
Конкурс на новое здание Художественного музея в Перми проводил Центр современной архитектуры в Москве под эгидой правительства Пермского края. Конкурс был открытым, двухстадийным – на первой стадии отбирались архитектурные бюро со всего мира, приславшие свои портфолио, на второй рассматривались проекты 25 бюро, отобранных по результатам первой стадии. В жюри председательствовал архитектор Петер Цумтор из Швейцарии, один из самых изысканных архитекторов современности. Кроме него в жюри пригласили не только архитектурных чиновников, но и перворазрядных архитекторов, Ван Беркеля и Исодзаки, и ведущих музейных менеджеров – Михаила Пиотровского и Питера Нойвера. Все это звучало неправдоподобно. Но самое невероятное случилось, когда были подведены итоги: в конкурсе победили два архитектора сразу: Борис Бернаскони из Москвы и Валерио Ольджиати из Швейцарии. Заха Хадид получила третье место.В том, что первое место получили два проекта сразу, идеализм конкурса нашел свое финальное воплощение, почти по Паперному. Во-первых, очевидно, что ни один не будет осуществлен. Во- вторых, выбранные проекты идеальны – каждый по-своему. С Бернаскони более или менее понятно - это молодой архитектор, известный скорее концепциями, нежели постройками, его проект радикально минималистичен и чист в своем непривычном для России пуризме. Этот выбор – прекрасный жест в сторону молодости, простоты и ясности.
Гораздо интереснее в этом контексте выбор, который пал на Ольджиати. Он мало известен даже в среде архитекторов – но вместе с тем обладает репутацией совершенно недоступного пониманию архитектурного мистика. Его редкие работы вызывают фурор в узких профессиональных кругах. Проект Ольджиати для Перми настолько внеположен любым современным течениям, что создается впечатление, будто у жюри случилось просветление.
Вместе с тем возникает стойкое ощущение, что этот проект имеет больше общего с вертикалями Петербурга, построенными итальянцами в XVIII веке, чем с какими-либо современными небоскребами. Это идеальное барокко сегодня – безумное, невероятное и небесное – и потому совершенно соответствующее главному сокровищу Пермского музея: коллекции деревянной церковной скульптуры XVIII-XIX веков. Даже неосуществленный, проект Ольджиати будет незримо возвышаться на берегах Камы.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3500584
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2363350
- 3. Норильск. Май 1275480
- 4. ЖП и крепостное право 1094740
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 899719
- 6. Закоротило 825157
- 7. Не может прожить без ирисок 795859
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 768182
- 9. Коблы и малолетки 746940
- 10. Затворник. Но пятипалый 482270
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 413694
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 376736