Безумная вера в то, что новое всегда наилучшее, ведет к опустошению памяти и к утрате жизненных смыслов, обращая людей в высоко-
организованных животных, существующих ради сиюминутности.
организованных животных, существующих ради сиюминутности.
Страсть к воплощенному в зданиях прошлому остается привилегией меньшинства
Как читатель уже знает, если не забыл, вот уже некоторое время идет борьба вокруг Кадашевской слободы. Противоборствующие стороны остаются неизменными – небольшая группа граждан, озабоченных сохранением родного города, с одной стороны, и представители московских властей с примкнувшими к ним застройщиками – с другой.Читать!
Мэр Москвы публично высказался по этому поводу, задавшись риторическим вопросом, нормально ли, что в центре Москвы расположены «развалины домов, фабрики и пустырь», и заметив, что «это объекты, которые город имеет право убрать, чтобы воссоздать иную среду, но соответствующую облику Замоскворечья». Позднее глава МКН Валерий Шевчук заявил, что не понимает, за что борются защитники Кадашевской слободы. Тут и скрывается основная проблема, находящая выражение в нескончаемых сносах, «воссозданиях» и «реконструкциях».
Благодаря Возрождению европейская культура узнала сладкий яд прошлого и научилась ценить памятники старины. Эта любовь, постепенно ставшая одной из основ европейской культуры, своего рода противовесом ее неудержимой страсти к прогрессу, сформировалась не сразу. Границы, определяющие исторически ценное, расширялись век за веком, и постепенно к памятникам античности добавлялось все больше разнообразных архитектурных ценностей, а методы и правила их сохранения становились все более и более изощренными. Барокко и романтизм подарили нам пристрастие к руинам, которые волнуют чувствительное сердце напоминанием о бренности человеческих деяний и жизней и в то же время свидетельствуют о величии и красоте замыслов и трудов людей прошлого. Мы узнали живописность запустения и полюбили ее, вместе с ее выцветшими красками и осыпающимися мраморами. Эта любовь парадоксальным образом стала двигателем новой экономики, в которой путешествия превратились из развлечения избранных и деятельности энтузиастов во времяпровождение, доступное массам и обеспечивающее существование целых народов. Но в то же время страсть к воплощенному в зданиях прошлому остается привилегией меньшинства.
То, что существовало до нас, всегда остается уроком и наглядным воспоминанием о том, чего мы сами помнить не можем. Со временем наши личные воспоминания перемешиваются с плотью строений, с воспоминаниями других и создают наше я, которое и есть память. Через здания нам передаются воспоминания отцов, а мы передаем их далее, своим детям, и так осуществляется сохранение нас, людей, как самих себя. Но когда уничтожаются даже самые никчемные постройки, то рвутся нити, которые сквозь десятилетия и века поддерживают дух, присущий людям, живущим на этом месте. Непонимание этого свойства старых домов – главнейший грех многих наших сограждан. Как и непонимание того обстоятельства, что даже совсем-совсем похожий новый дом не заменит старый, как восковая фигура не заменит покойного деда.
Читать!
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17827384
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6723825
- 3. Норильск. Май 1293580
- 4. ЖП и крепостное право 1117494
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907053
- 6. Закоротило 837161
- 7. Не может прожить без ирисок 832219
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790966
- 9. Коблы и малолетки 766222
- 10. Затворник. Но пятипалый 507920
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441890
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408725
Понятно , что автор пытаеся подобрать правильные слова к правильным аргументам. Но убедительнее было бы назвать памятники архитектуры какими-нибудь "реперными точками культуры" , на которых держится здание самоидентификации нации. А то сразу Поленовский дворик лезет на ум - а статья не об этом.