Изящество должно быть результатом, побочным продуктом большего. Так говорят про решение сложной математической проблемы, что оно красиво; но красота здесь лишь следствие, а не цель.
Притцкеровская премия присуждена японскому бюро SANAA. По праву ли?
В этом году жюри Притцкеровской премии вновь обратило свое внимание на архитекторов, чьи произведения отличаются внешней простотой. На этот раз премию присудили японскому бюро SANAA, во главе которого стоят Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава.Читать!
Их работы — идеализированные пустоты, почти всегда белые; или прозрачные, отчаянно абстрактные здания. Передний край современной архитектуры — недаром им заказывают музейные проекты по всему миру. Музеи давно уже стали своего рода «образцовыми домами», полигонами архитектурного эксперимента. Кажется, что архитектура SANAA действительно находится на переднем крае. И довольно сложно объяснить, почему это не так.
Дело в том, что различие, о котором пойдет речь, почти неуловимо. Его легко показать на примерах, но и в таком случае всегда можно указать критику на то, что аргументация основана на вкусах, причем вкусах методологических, и потому ничтожна. Но — в эпоху все-приятия другого источника — уверенности, кроме личного вкуса, у автора не остается, и на него и приходится опираться.
Любая постройка есть результат разрешения чрезвычайно запутанного конгломерата проблем, относящихся к огромному числу областей, начиная с истории архитектуры и кончая техническими условиями водоснабжения. Полученное архитектором решение всегда основывается на некотором, свойственном только ему способе построения иерархии этих проблем, их взаимосвязи и достижения выраженного в материальном мире баланса их решений. Этот способ есть отражение личной философии архитектора — представлений о человеке, его потребностях, окружающем пространстве; и об архитектуре как искусстве. Результат применения этого мыслительного метода, то есть постройка, поддается при некотором аналитическом усилии расшифровке, по которой можно с определенной долей уверенности судить, на чем метод основывался. Знакомство с несколькими работами одного автора позволяет это понимание уточнить и углубить: таким образом зритель приобретает возможность яснее прочитывать его работы, а автор приобретает в глазах зрителя репутацию.
Что же тревожит в работах SANAA? Формально они выглядят безупречно — в них есть и тонкость, и изобретательность, и разнообразие, и масса неочевидных и изысканных приемов. Однако, рассматривая их внимательно, понимаешь, что эти находки ни из чего не следуют, приемы повисают в воздухе, лишенные опоры в сущности здания. Они хороши вообще, как таковые, как жест, как формальная находка, но не обладают связью с самим зданием, с его жизнью. Если взглянуть на планы Нового музея, то не обнаруживается никаких причин его пластики. Вольная кривизна павильона галереи «Серпентайн» вызвана одним лишь желанием авторов, и даже намеки на связь с окружением ее не оправдывают.
Тонкость и изысканность не могут быть самоцелью, не имеют права быть декоративным приемом — в противном случае это становится маньеризмом, и вся ценность этих качеств пропадает. Изящество должно быть
Читать!
Поэтому сбежавшиеся окна школы Цольферайн, сами по себе оригинальные и хорошо нарисованные, всего лишь украшение. Сдвинутые параллелепипеды Нового музея в Нью-Йорке при всем благородстве рисунка всего лишь рисунок, отпечаток формальной игры, высокой, благородной, но не насыщенной содержанием. SANAA стоят, заступив за грань, отделяющую содержательную архитектуру от показной. И хотя их образы восходят к утонченной философии, они остаются всего лишь образами, тенями настоящего, соблазняющими невнимательного зрителя.
КомментарииВсего:12
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451776
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343387
- 3. Норильск. Май 1268678
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897698
- 5. Закоротило 822151
- 6. Не может прожить без ирисок 782470
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759138
- 8. Коблы и малолетки 740945
- 9. Затворник. Но пятипалый 471395
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403167
- 11. ЖП и крепостное право 398088
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370549
В архитектуре это еще важно? Не в повседневной, а вот в такой показушной по сути, как музей или школа дизайна?
Японская культура вообще ценит непредсказуемый жест. Есть знаменитый пример: художник, который нарисовал лошадь в углу листа. Почему? По кочану.
Развернутая тут Кириллом теория прекрасного в пределе опирается на уверенность, что есть ("философский") Бог, и поэтому в мире есть смысл. А японцы не считают, что в мире есть смысл.
Это я не Сэдзиму с Нисидзавой защищаю (я плохо знаю их работы), а торпедирую позицию автора.
- Мастерство и талант, гениальная легкость и свежесть решений.
все-таки до эклектики с поверхностным украшательством им очень далеко.
думаю, взятые для оценки критерии ошибочны. это действительно арт-архитектура, она демонстрирует себя прежде всего. такой жанр, внутри жанра все идеально.