Чем проще построен город, тем легче его взять
Уже в третий раз я пытаюсь сформулировать свои мысли, относящиеся к взаимоотношениям архитектуры и войны, или, точнее, военных действий. Я заинтересовался этой проблемой, когда меня неофициально пригласили участвовать в прошедшей недавно в Москве сессии «Словаря войны», на которую я в результате не попал. Тем не менее эта тема странным образом продолжает меня преследовать, и я хочу изложить здесь некоторые из своих соображений.Как можно привести архитектуру и войну к общему знаменателю? Целью войны, как правило, является захват территории, с ее населением и ресурсами. В рамках военной науки лучшими операциями считаются такие, в которых эти цели достигаются за минимальное время, минимальными средствами и жертвами. Захват Польши Германией в 1939 году в этом смысле образцовая операция. Таким образом, лучшая война — та, в которой нет собственно военных действий, или, точнее, боевых столкновений. Этого можно достичь при тщательном планировании и поиске наилучшего решения. Однако военное планирование имеет небольшую глубину, поскольку на войне чрезвычайно важен фактор неожиданности и любой военный план представляет собой систему с огромным количеством неизвестных: действия противника, его боевой дух, подготовка. Погода, наконец. Все варианты учесть невозможно, и «проект» войны выстраивается и уточняется в процессе военных действий.
Они развиваются на большой территории, но в краткое время, в историческом масштабе.
Удачная война видится агрессором как своего рода фундамент для будущего процветания веры, нации или короны, в зависимости от того, что является мотивом его агрессии.
Архитектура своей целью ставит создание в самом широком смысле слова мест обитания. Архитектура также осуществляет экспансию или фиксирует факт экспансии. Города распространяются вширь, здания воздвигаются ввысь, охватывая все большее пространство. Тем не менее по сравнению с войной архитектурные экспансии относительно невелики в пространстве, но протяженны во времени. Более того, если военные действия по длительности стремятся к нулю и пытаются стать одномоментным захватом территории, архитектурные сооружения фиксируют приобретения, их существование начинается после процесса возведения, в то время как война сама есть процесс. Архитектура претендует на вечность. В отличие от военных планов, вынужденно оперирующих неизвестными обстоятельствами, архитектурное планирование стремится к полной предрешенности результата.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340527
- 3. Норильск. Май 1268314
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897627
- 5. Закоротило 822039
- 6. Не может прожить без ирисок 781765
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758235
- 8. Коблы и малолетки 740701
- 9. Затворник. Но пятипалый 470801
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402832
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343174
Да и вообще, на мой взгляд, чем органичнее город, чем он сложнее - тем интереснее в нем жить, тем больше его ощущаешь и с ним общаешься.
Экспансия военая призахвате территории несет и экспансию культурную. В современном мире это можно проследить и сравнить с военной по экспансии экономической, когда крупные корпорации при строительстве своих офисов опираются на данные бренд бука, а не окружающей застройки, что накладывает отпечаток не меньший, нежели чем военное порабощение.
Когда прокладывают подъезды-шоссе, паркинги и тп., снося неугодную сложившуюся городскую застройку, это похоже на прокладывание подступов танковых расчетов, артиллерии и провизии. По сути таковое планирование -- это своего рода архитектурно-функциональная система.