Я – художник. Хотя, пожалуй, точнее – работник сферы услуг.

Оцените материал

Просмотров: 22496

Портрет поколения: Иван Новиков

22/07/2011
Автор новой выставки на «Старте» не пропустил сложные вопросы нашей традиционной анкеты. У него даже есть политические взгляды, и он точно знает, что такое искусство и успех в нем

Имена:  Иван Новиков

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Иван Новиков

Иван Новиков

Из пресс-релиза выставки
«Почему?» — это критический подход к перформативному искусству. Иван Новиков использует бытовые вещи для передачи своих идей: неприметные на первый взгляд объявления, которые в гигантском количестве можно увидеть на улицах городов, в интерпретации Новикова оказываются циничным призывом покупать искусство. В своем творчестве автор затронул две основные линии: ценность современного искусства и одиночество современного человека, единственное спасение от которого — «социальные сети». «Современное искусство — недорого, гарантии», «Общение — недорого» — именно так Иван Новиков видит отношение общества к истинным ценностям — общению между людьми и искусству.


ВАШ ПРОЕКТ НА «СТАРТЕ»

Опишите его в нескольких фразах. Это отдельные работы или один проект? Они были сделаны специально для «Старта»?
Проект «Почему?» — это тотальная инсталляция, аккумулирующая внутри себя отдельные перформансы. Все это сделано на основе предшествующей работы. Специально для «Старта» были сделаны видеодокументации и перформанс открытия — «Отсутствие/Рубенс».

Если попытаться коротко описать проект, то это высказывание об отношениях между художником и зрителем, искусством и государством. Такая попытка инвертировать современный порядок этих отношений.

На какую традицию вы опирались?
В целом важной для меня является так называемая «эстетика взаимоотношений» и окололежащие традиции.

Довольны ли вы реакцией на работы, которую вы получили на вернисаже?
На самом вернисаже я был занят проведением перформанса и не мог оценить реакцию в полной мере. Однако аплодисменты после перформанса были приятны.

Часто ли вам теперь звонят по объявлению?
Честно говоря, были звонки до открытия выставки. После — не звонил никто.

Удается ли ваш длящийся перформанс-коммуникация со зрителями на выставке?
Пока что с трудом. Возникли некоторые технические сложности, но важно, что процесс запущен.


ВЫ

Сколько вам лет?
Двадцать один.

Где вы родились? А где живете сейчас?
Родился и живу в Москве.

Вы часто выезжаете за пределы города, где сейчас живете?
Практически не выезжаю. Ну, может, в ближайшее Подмосковье. Прошлым летом на два дня съездил в Питер по работе, смог зайти только в Эрмитаж, да и то ненадолго.

Вы жили за границей? А хотели бы — какое-то время? Для чего — чтобы учиться, сделать карьеру, посмотреть музеи и выставки, просто приятно провести время?
Не жил. Хотел бы. Знаний хочется. И кругозора поболе.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Проект Ивана Новикова «Почему?»

Проект Ивана Новикова «Почему?»

Какую книгу вы прочитали недавно? А какую перечитываете часто?
Обычно читаю параллельно сразу несколько книг. Из последнего — «Библиофилы и библиоманы» Кунина, «Записки Ларионова» Шишкина, «Введение во всемирную историю философии» Ясперса, «Карлика» Лагерквиста. Времени перечитывать практически нет, уж очень многое не прочитано. Но иногда позволяю себе получить удовольствие, возвращаясь к прочитанному из Кавабаты, Гончарова, Диогена Лаэрция, Томаса Манна, Спинозы, Довлатова.

Вы — художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, фотограф, архитектор…)?
Художник. Хотя, пожалуй, точнее — работник сферы услуг.

Вы получили какое-то художественное образование? Что вам это дало?
В процессе получения. А так как получаю я его в Суриковском институте, то самое главное, что дает такое образование — это понимание законов формального построения объектов классического искусства.

Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться из «классического» художника на «современного»? И как это происходило?
Я не был «классическим» художником (что бы под этим ни подразумевалось). Учусь на «классического», но не более. Вопрос главным образом стоял в нехватке знаний, необходимых для понимания современных художественных процессов. Но по возможности стараюсь заполнять лакуны.

В каком медиуме вы работаете (живопись, фотография, перформанс, видео, инсталляция…)? А умеете — в каких?
Медиум для меня не принципиален. (Да и можно ли сегодня так дифференцировать искусство?) Но как-то так получается, что в основном работаю с инсталляциями, перформансом, живописью. Ну а через пару лет смогу стать дипломированным специалистом по живописи.


ПОЛИТИКА

Вы читаете постоянно какую-нибудь газету или общеполитический онлайн-ресурс, и если да, то какие?
Читаю только интернет-периодику, типа «Полит.ру», «Рабкора», artdaily, artnews, «Журнального зала», вашего ресурса. Сейчас, правда, фейсбук стал все это дело успешно заменять. Иногда грешу офлайновой «Российской газетой».

Вы голосовали хоть раз на каких-нибудь выборах? Вы будете голосовать на предстоящих парламентских и президентских выборах?
Да, голосовал на всех, где имел возможность. И на предстоящих буду.
Бессмысленно жаловаться, не пытаясь ничего изменить. Не голосуешь — так и не плачься потом, что власть не та.

Придерживаетесь ли вы каких-то определенных политических взглядов?
Сложный вопрос. Из более-менее адекватных формулировок приходит на ум только леволиберальная система взглядов.

Есть ли какая-нибудь политическая сила в современной России, которая вызывает у вас симпатию?
Симпатию у меня и котята вызывают. Только им я не доверю управление государством.
С другой стороны, на мой взгляд, сейчас качественный критерий политических сил не так важен, как количественный. На данном этапе необходимо в первую очередь переломить тянущуюся из СССР однопартийную систему. А уж дальше следует говорить о качествах тех или иных сил.

Вы участвовали в каких-нибудь акциях солидарности или протеста? Если нет, что могло бы сподвигнуть вас сделать это?
За редкими исключениями, не участвовал. Участие в акциях для меня возможно только в случае солидарности и политической необходимости проведения оных. Если же это лишь способ времяпрепровождения, как зачастую и бывает, то такое — не для меня.

К какому социальному классу вы себя относите?
Хотел бы быть я буржуа, но все же я горшечник.

Вы ощущаете классовые различия в своей повседневной жизни в России? А в общении в художественных кругах?
Да, к сожалению, ощущаю везде.

Каково ваше представление о советском прошлом?
Какое-то удивительное время, подобных которому никогда не было.

{-page-}
    


ЭКОНОМИКА

На что вы живете?
По большей части помогают родители.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Проект Ивана Новикова «Почему?»

Проект Ивана Новикова «Почему?»

Где вы живете — в собственной квартире, на съемной жилплощади, у родителей, что-то другое?
В собственной квартире.

У вас есть мастерская? Где вы работаете?
Нету, работаю дома. Но хотелось бы иметь.

Берете ли вы работу на заказ (фотография, реклама, дизайн…)? Это для вас приработок или часть вашей творческой деятельности?
Что-то не предлагают ничего.

Вы хотели бы где-то постоянно работать или, может быть, уже работаете? Кем вы могли бы работать?
Пока нет, но было бы неплохо. Наверное, лучшим вариантом было бы преподавание или просто что-нибудь связанное с искусством.

Какова была бы идеальная экономическая модель для вас (продавать свои работы и жить на это, получать гонорар за участие в выставке, жить на гранты и стипендии, зарабатывать чем-то посторонним и заниматься искусством в свободное время)?
Хочется стать профессиональным художником и зарабатывать своим искусством.
По сути, все вышеперечисленные варианты приемлемы, но гонорары, гранты и продажи — предпочтительнее.

Вы уже хоть раз продавали свою работу? Вы знаете, сколько стоят ваши работы?
Было дело. Но до конца разобраться в финансовом вопросе я пока не смог.

Найти свою галерею, которая бы вами занималась, — это входит в ваши планы?
Да, это было бы идеально.

Чего вы ожидаете от галереи?
Финансового и организационного партнерства.

Вы делаете работы, которые в принципе не могут быть проданы (по своим физическим характеристикам)? Вы ожидаете, что в этом случае организатор события заплатит вам гонорар?
В основном только такие и делаю. (Правда, всегда можно продать документацию.) А гонорар — это было бы чудесно.

На каких условиях вы сотрудничаете со «Стартом»? Вы отдаете работу? Получаете гонорар за ежедневный перформанс?
Условия простые: я им — идеи и произведения, они мне — помощь куратора, площадку, материалы, пиар, организацию. Взамен надо будет отдать какое-нибудь видео с выставки. Ну а про гонорар тут речь и не идет.

Вы расклеили объявление «Современное искусство. Недорого». Готовы ли вы действительно что-то таким образом продать?
Да, готов. Прецеденты были.

Какой принцип в будущем вы бы предпочли для своих работ — «дорого» или «бесплатно»?
Сразу возникает ряд встречных вопросов — (не)дорого для кого? Относительно чего? А «бесплатно» — это как? Все равно ведь кто-то платит.


ИСКУССТВО

Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?
Не могу однозначно ответить. Со стороны виднее.

Есть ли какая-то группа художников, к которой вы принадлежите? На каких основаниях она существует? Как строится ее общение?
Работаю индивидуально. Но есть ряд друзей, с которыми у меня иногда совпадают позиции.

Вы мыслите категориями видов искусства — живопись, скульптура, перформанс? А категориями жанров — пейзаж, портрет?
Категориями жанра точно не мыслю. А четкого деления на виды искусства не понимаю.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Иван Новиков

Иван Новиков

Что для вас признак успеха (очень конкретно)?
Участие в «Документе», персоналка в МоМА или Тейт, если говорить по максимуму.

В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?
В последнее время полюбился ММАМ. А так — ММСИ, ГЦСИ.

Вы посещаете какие-нибудь лекции, дискуссии? Где?
До ухода Ерофеева посещал лекции в ГТГ. В последнее время — ГЦСИ, «Гараж».

Какую тему вам интересно было бы обсудить?
Тем таких много. Но одной из самых актуальных для меня тем является проблематика работы со зрителем. Нужна отрефлексированная позиция искусства по отношению к глобальной сфере интертеймента.

Насколько хорошо вы знаете историю мирового искусства ХХ века, где вы с ней познакомились?
Уверен, что можно больше. А то, что есть, почерпнул из книг, периодики, интернета, выставок и общения.

Кто ваш любимый художник или художники в ХХ веке? А из ныне живущих?
Из ныне живущих самый любимый Герхард Рихтер. Ну а уже после него — Колен, Гордон, Стейнбах, Каттелан, Альберт, Тиравания, Монастырский, Хааке, Кошут, Сьерра. Из более ранних: Малевич, Хлебников, Дюшан, Клуцис, Никритин, Де Кунинг, Раушенберг, Андрей Васнецов, Джадд, Левитт, Мэрден и т.д.

К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?
Определенно к литературе. Политика тоже близка, но не настолько.

Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое? И почему?
Да, конечно, близко. Я воспитан на нем, без него не могу. Особо мне близко искусство Междуречья и поздний Ренессанс. Да и опыт критического реализма сегодня может многим помочь.

Какие теоретические тексты об искусстве вам близки? Какой подход можно было бы применить к вашим работам?
Есть несколько текстов, которые сильно на меня повлияли, — «Авангард и китч» Гринберга, «Феноменология консервной банки» Лифшица, «Параграфы концептуального искусства» Левитта и «Эстетика взаимодействия» Буррио. А вот какой подход применим к моим работам, сказать не могу, это вопрос не ко мне.

Различаете ли вы для себя российских и иностранных художников? Если да, то в чем видите основные сходства и различия? Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
Есть уже немаленький ряд художников в России, которые работают на мировом уровне. Единственное отличие — недостаточная социализация российских авторов. Ну и, конечно, нехватка финансирования. Чтобы отрасль не уступала мировым аналогам, нужны деньги.


ФАНТЫ

Паблик-арт или художественная автономия?
На такого рода вопросы очень сложно отвечать. Конечно, я понимаю, что это лишь анкета и в реальности вариантов более двух, поэтому попробую ответить.
В идеале хотелось бы некую публичную автономию. Хотя я согласен с Захаровым, что сейчас правильней автономия.

Коммуникация или агитация?
Хм… Коммуникация. Но к ней бы еще и возможность объяснить позицию, что без агитации, наверное, сегодня невозможно.

Просвящение или пропаганда?
Хотел с ходу написать — просвещение. Затем подумал, что иногда без пропаганды просвещение бесполезно. Потом увидел — в вопросе не «просвещение», а «просвЯщение». Видимо, вопрос надо понимать так — получение информации (или даже Софии?) через святость, от Бога или через СМИ, от людей. В таком случае мой ответ — пропаганда.

«Простой зритель» или арт-тусовка?
Не очень корректный вопрос. Что, арт-тусовка — это какие-то особенные люди? Меня вообще очень коробит, когда происходит подобная дифференциация. И понятие «тусовка» мне, мягко говоря, не близко. Ведь тот, кто внутри «тусовки», повязан контекстами более, нежели зритель извне. А в идеале хотелось бы по возможности непредвзятого отношения. Кроме того, так называемый «простой зритель» в моем случае является целью. Делается все это для/ради него, благодаря ему.

Форма или содержание?
Содержание для меня на первом месте. В данном вопросе я полностью согласен с Левиттом.

Узнаваемый авторский почерк или постоянный эксперимент?
Недавно в каком-то глянце попалась прекрасная фраза: «…постоянный эксперимент — стал визитной карточкой мастера».
Экспериментировать необходимо, пока еще есть возможность.

Радикализм или авангард?
Вопрос с подковыркой. Допустим, авангард.

Тимур Новиков или Анатолий Осмоловский?
Тут однозначно Осмоловский, за ним какая-то сермяжная правда. А вот заигрывания с «правыми» моего однофамильца — не близки.

Йозеф Бойс или Андрей Монастырский?
Для меня как художника они оба важны. Однако ввиду фундаментальности для нашей страны и моей личной любви как зрителя я выбираю Монастырского.

Тициан или Брейгель?
Из этих двоих мне все же ближе Брейгель. Хотя если бы вместо Тициана был его учитель Джорджоне, то я бы выбрал его.

Выставка Ивана Новикова «Почему?» открыта на «Винзаводе» по 28 августа.
Подать заявку на выступление на площадке молодого искусства «СТАРТ» можно здесь
.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • yuri· 2011-07-22 16:41:28
    Вменяемые ответы - это довольно редко бывает
  • kustokusto· 2011-07-24 13:20:08
    ==Художник. Хотя, пожалуй, точнее — работник сферы услуг.==

    Уточнил... "Кушать подано!"

    ==Хотел бы быть я буржуа, но все же я горшечник.==

    Не тот класс. Недавно умер Сай Томбли - он был аристократ.
  • dbshchelov· 2011-07-28 18:57:07
    а почему такое громкое название - портрет поколения? это далеко не показательный пример. родился и живу в москве - живу в своей квартире - родители помогают и т.д. - думаю, не много таких в москве?
Читать все комментарии ›
Все новости ›