Оцените материал

Просмотров: 24836

Портрет поколения: Сергей Лоцманов

04/12/2009
Программа поддержки молодых художников «Старт» на «Винзаводе», которой исполнился год, набирает силу

Имена:  Сергей Лоцманов

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов
Выставка Сергея Лоцманова «Квантовая меланхолия» маркирует начало нового цикла, в котором выставки и художники становятся всё серьезнее. В предстоящем году мы будем подробнее расспрашивать авторов про их проекты.

В программе «Старт» можно принять участие, подав заявку здесь



ВАШ ПРОЕКТ НА «СТАРТЕ»

Опишите его в нескольких фразах. Это отдельные работы или один проект? Они были сделаны специально для «Старта»?
Мой проект в «Старте» — это серия из шести графических листов. Серия готовилась специально для выставки, не как блок отдельных и просто стилистически похожих друг на друга работ, а именно как серия, в основе которой лежит найденная мной «проблема» и способ ее решения, тоже разработанный мной же. Всего было сделано около дюжины работ, из которых мы (я, куратор Настя Шавлохова и Настя Марухина) и отобрали шесть листов, составивших выставочную серию. Главное здесь — цельность художественного высказывания и максимальная сосредоточенность на теме. Поэтому на выставке и было выставлено только шесть листов. Мной была проделана большая работа за довольно короткий отрезок времени. Начал я с эскизов в поисках мотивов: это пустынные пейзажи городских окраин, склады, моря, леса и архитектура… Нужно отметить, что это такое балансирование вымышленного и реального (речь не только о звездах). Сами мотивы — это такая неопределенность места: то ли Россия, то ли какая-то европейская провинция... Хотелось также показать и некую неопределенность времени: кажется, будто изображены семидесятые, но подобное вполне можно наблюдать и сейчас где-нибудь в Подмосковье или, например, в Тарту. Сама звезда, конечно же, воображаема, но воображаема на основе конкретных явлений, исследуемых в астрономии (например, всплесков гамма-излучения, т.е. взрывов звезд, проще говоря). Поэтому звезда и красная: широкий спектр, свет удаляющихся от нас галактик. Или белое на белом: такие явления возможно наблюдать только посредством современных телескопов а-ля «Хаббл». Квантовая физика и теория относительности как две стороны одной медали, а медаль эта — теория струн или М-теория, которую нельзя будет проверить даже экспериментально. Сами физики задаются вопросом: физика ли это еще или уже философия (которая в свою очередь порой тоже оперировала языком математики: Витгенштейн, Рассел, Поппер...). Но тут нужно сразу оговориться, что художник не физик и не математик, и я не берусь судить, например, что нам скажет коллайдер, поможет ли это доказать «Теорию всего» или же квантовая физика и теория относительности так и останутся «разными вселенными». Сам образ звезды с расходящимися во все стороны лучами был заимствован мной из известной гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия», только в моих работах это не символическая трактовка трансцендентного (Бога), а скорее образ чего-то вполне реального, но доступного нам посредством научных теорий или визуализаций сигналов с радиотелескопов. Последнее само по себе не менее интересно, ведь цветокоррекция этих снимков выполняется по анализу химического состава живописных туманностей и прочих факторов, т.е. с учетом ограниченности человеческого восприятия.

Эти работы репрезентативны для того, что вы сейчас делаете?

Да, я продолжаю разрабатывать найденную тему, и не только в графике, но и в живописи.

Какой реакции вы хотели бы от зрителя?

Я просто художник и хочу поделиться найденным. Мне самому интересно то, чем я занимаюсь, и хотелось бы интереса от зрителей — интерес ведь, как следует из латыни (inter-esse), суть нахождение «среди вещей», то есть внутри того, что интересует…

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов
На какую традицию вы опирались? Можно ли вывести генеалогию этих работ из эстонского концептуализма?
Несмотря на то что я пять лет проучился в таллинской Академии изящных искусств, эстонский концептуализм я знаю совсем плохо. И сам себя никогда концептуалистом не считал. Более того, в Эстонии мне часто говорили, что по работам видно, что я долго учился в России (хотя, возможно, это больше касалось моего «школьного» творчества). Проводить генеалогию моих работ самому мне сложно, но если говорить о каком-то влиянии, то живопись Стаса Шурипы — это то, что уже долго не перестает меня вдохновлять. Речь не идет о подражании, просто его искусство — это кладовая, где есть чему удивиться и поучиться, как заметила одна молодая художница.

Куда вы хотите пойти из этой точки дальше?

Хочется больше заниматься живописью. Удастся ли мне пойти глубже — это решается скорее на чувственном уровне, посмотрим.

Что говорят об этой работе ваши друзья-художники?

Разное, в основном — хорошее. Всем, как и мне самому, больше нравятся три последние работы (т.к. работы «без названия», обозначу так: дом над лесом, сцена под малиновым небом, телескоп).

Что бы вам хотелось, чтобы об этой работе сказали или написали?
Не знаю, мне сложно прогнозировать реакцию зрителей.

{-page-}


©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов


ВЫ


Сколько вам лет?
26.

Где вы родились? А где живете сейчас? Почему переехали и когда?
Я родился в городе Тарту (Эстония). Сейчас я нахожусь в Твери, дома у родителей. Еще недавно снимал мастерскую в Москве, готовился к выставке; но на работу не устроился, деньги закончились — вот и вернулся домой.

На что вы живете?
Два с половиной месяца в Москве прожил на родительские деньги… Подхалтуривал немного, преподавал рисование, намазал что-то на заказ. Когда учился в Эстонии, получал хорошую стипендию.

Вы часто выезжаете за пределы города, где сейчас живете?
Поездки за город? Ну, это редко, при нынешней погоде-то. Пока живу в Твери.

Вы жили за границей? А хотели бы — какое-то время?
Только в Эстонии. С удовольствием пожил бы где-нибудь в Японии, Австралии, Франции, на Сицилии… да мало ли мест на земле!

Какую книгу вы прочитали недавно? А какую перечитываете часто?

Давно ничего не читал. Гете «Фауста», Ницше и Батая «Внутренний опыт», Артюра Рембо, перечитывать и пересматривать вообще люблю. В основном слушаю аудиолекции, смотрю много документальных и художественных фильмов.

Вы читаете постоянно какую-нибудь газету, и если да, то какую?

Нет.

Вы голосуете на выборах? А голосовали бы, будь они более свободными?

Нет, не голосую уже давно. И естественно, голосовал бы, если бы они были хоть чуточку выборы.

У вас есть политические позиции?

Я далeк от политики, но она интересуется мной постоянно, поэтому волей-неволей приходится как-то определять свое место в мире. Для меня прямая борьба с системой невозможна — «только лоб расшибешь»; мне не нравится «политическое искусство», потому что это уже не проблема искусства. Лучше быть хорошим художником и умным гражданином. Если это можно засчитать за политическую позицию, то я ответил на ваш вопрос.

Что вы думаете по поводу глобального экономического кризиса?

Думаю, не так страшен черт, как его тебе малюют, особенно у нас в России. А вообще, грустно, конечно, что у нас так могут людьми пренебрегать, что «человек человеку волк». Вот пока я заполнял эту анкету, прошел блок новостей про то, как «Невский экспресс» то ли взорвали, то ли с рельсов сошел; трупы будут привозить на опознание к нам в Тверь, в четвертую горбольницу. И тут же за новостями концерт, и у Олега Газманова «ясные дни» — как говорится, без комментариев.

КАРЬЕРА

Вы — художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, фотограф, архитектор…)?
Я художник, и другой специальности у меня нет. С фотографией тоже долго работал, видео делаю иногда, инсталляции, скульптуры, но в основном я занимаюсь графикой и по возможности живописью (что, увы, дорого).

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов
Вы получили какое-то художественное образование? Что вам это дало?
Да, я закончил Tверское художественное училище, отделение живописи, и три года обучался в Таллинской академии изящных искусств, на отделении free art. Что мне это дало? Первая школа — классическая, а вторая — творческая, свободная, поэтому я учился азам академизма, но также у меня была возможность почувствовать себя свободным, переосмыслить необходимость существования себя как художника, взвесить свои жизненные интересы.

Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться на «современного художника» из художника «классического»? И как это происходило?
Пришлось, еще как! Я до сих пор ощущаю разрыв. А вообще, это был длинный и травматичный период в моем творчестве. Я запечатлел его на некоторых холстах — холсты же эти нашли свое место в мусорном контейнере одной из бензоколонок Таллина, о чем не жалею ничуть.

В каком медиуме вы работаете (живопись, фотография¸перформанс, видео, инсталляция…)? А умеете — в каких?
Я живописец, ставший графиком. Раньше много занимался фото, пробовал скульптуру, даже инсталляцию сделал, но все это в рамках «школьных» заданий. Сейчас иногда пробую видео; перформансом не занимаюсь.

Берете ли вы работу на заказ (фотография, реклама, дизайн…)? Это для вас приработок или часть вашей творческой деятельности?
Иногда делаю живопись на заказ, но очень редко (сейчас сложно найти заказ, да и у меня отношение брезгливое). Дизайном и студийной съемкой я не владею. Раньше работал с ребятами-реставраторами — занимались восстановлением храмов в Киржаче, Ростове (Ярославском), но я не писал фрески: лакировал живопись, штукатурил, где-то дописывал утраты орнаментов.

Вы уже хоть раз продавали свою работу?

Из тех, что я считаю своим искусством, — нет, ни одной.

Как вы считаете, должен ли художник делать мейл-рассылку о том, что у него открылась выставка, своим знакомым? А незнакомым, но карьерно важным людям?

Это каждый художник решает для себя; я не делал.

{-page-}


©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов


ИСКУССТВО


Что такое искусство?
Это самый сложный вопрос, и если честно, то я не знаю. Можно, конечно, попробовать подойти к этому через другой вопрос — где искусство или зачем искусство. Но каждый художник в каждой своей работе это и пытается сформулировать; то есть и моя выставка — это мой самый лучший ответ.

А чем оно не является?
Этот вопрос очень напоминает предыдущий, но мне понравилось, как на подобный вопрос (в ходе лекции по эстетике) ответила моя сокурсница: «Может быть, искусство это и есть как раз все то, что не есть философия, наука, литература, театр, кино, массмедиа и так далее». Просто красиво сказала, но можно ведь и через Соссюра это понять — искусство не имеет определенного референта/сущности, обретая собственный смысл только в сопоставлении с другими практиками.

Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?

Я совсем недавно включился в арт-жизнь России/Москвы. На Западе, как я понимаю, институции работают четко, и «новая» генерация, быть может, производится самой системой. Но я дружу с некоторыми молодыми российскими художниками, у нас есть нечто общее, нам интересно общаться. Не знаю, новая ли это генерация, а если так, то она совсем еще новая, совсем зеленая. Впрочем, я пока плохо знаком с ней и охарактеризовать не могу.

Что для вас критерий успеха (очень конкретно)?

Есть много успешных художников, а хороших мало: продать можно что угодно, но для меня успех определяется временем (пусть это будет даже успех в узком кругу ценителей). Проще говоря, хороших художников не забудут следующие поколения — и это уже не материальные ценности.

В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?

Выставка в «Старте» — моя первая персональная экспозиция. До этого я участвовал в «Универсаме» — выставке-ярмарке, организованной самими художниками, без галерей, в рамках 3-й Московской биеннале (увы, ни я, ни мои друзья ничего так и не продали). А сам я довольно спонтанно хожу по выставкам, к тому же я привык, будучи студентом, ходить везде бесплатно. Не все параллельные проекты 3-й Московской биеннале удалось посмотреть.

К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?

Ни к чему из перечисленного.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов
Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое?
Очень люблю северное средневековое искусство: алтари, фрески, скульптуру, архитектуру; также Возрождение, тоже больше Северное — это вообще мое любимое искусство. Вермеера Делфтского, барокко (Караваджо, например), барбизонцев. В классическом главное, что восхищает, — фреска и скульптура.

Какие теоретические тексты об искусстве вам близки? Какой подход можно было бы применить к вашим работам?

Понравилась книга Юргена Хабермаса «Философский дискурс о модерне», хотя она не совсем об искусстве. Впрочем, мне сложно судить, насколько хорош этот анализ или какой-то другой применим к моим работам.

Различаете ли вы для себя российских и иностранных художников? Если да, то в чем видите основные сходства и различия? Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
Я мало знаком с российскими художниками, об иностранных слышал только на лекциях по современному искусству. Можно сравнивать эстонских художников с русскими, но это дело сложное, потому как ни те ни другие не преуспели в современном искусстве (в мировом масштабе, разумеется).

Что сегодня для молодого художника особенно трудно? А с чем проблем нет?
Да трудностей хватает. Мало материальной помощи, прежде всего; почти все проекты приходится делать за свой счет, а сказку про суп из топора все знают (я о России сейчас). Площадка «Старт» на «Винзаводе» — одна из немногих, где ситуация лучше, и таких проектов могло бы быть больше. Все-таки искусство — это некий «избыток», поэтому очевидно, что в преуспевающих странах оно и лучше (хотя это правило, разумеется, не без исключений).


ФАНТЫ

Дада или сюрреализм?
Сюрреализм мне ближе, чем дада, хотя Сальвадора Дали я не очень люблю — Макс Эрнст покруче будет.

Вальтер Беньямин или Поль Валери?
Скорее первый. О Валери я почти ничего не знаю, а Беньямин крут: «Искусство в эпоху технической воспроизводимости» — актуальный и сегодня текст, есть о чем задуматься.

Илья Кабаков или Андрей Тарковский?
«Я не стану выбирать, я не стану выбирать…» — как говорила героиня фильма Жан-Люка Годара «Спасайся кто может».

Искусство для искусства или искусство как политический жест?
Просто хорошее искусство, а потом все остальное.

Рисунок на бумаге или медиаинсталляция?
Рисунок на бумаге, второе не практикую — нет интереса. Ну если бы только как даосы, под водой. Так, наверное, и не умеет больше никто, может, даже в Китае.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • oleo· 2009-12-05 23:28:49
    извините, опечатка - Дюрер был Альбрехт
  • reng· 2009-12-06 16:29:17
    Какие хорошие картинки.Умные и спокойные. Молодец Сережа. Удачи, я думаю, у вас все сложется хорошо! просите гранты в европе, например в Швеции.http://www.iaspis.se/
Все новости ›