На «Винзаводе» в рамках программы для молодых художников «Старт» открылась инсталляция Сергея Огурцова «Исход». В ответе на нашу анкету автор пользовался собственным вариантом правописания
В программе «Старт» можно принять участие, подав заявку здесь
ВАШ ПРОЕКТ НА «СТАРТЕ»
Опишите его в нескольких фразах
одной фразой: приглашаю посмотреть выставку и затем прочесть текст художника.
искусство необходимо смотреть.
Зачем вы сделали эту работу?
это программное произведение, однако искусство не ведает телеологии.
или: любая работа создается для того, чтобы она была.
вообще же: всякая вещь существует не «зачем», но «как» (об этом, видимо, и «Исход»: критика культуры «зачем», культуры герменевтики, репрезентации и целеполагания, утвердившейся в Европе после Средних веков — при одновременной констатации невозможности покинуть символический порядок, воплощенный в самом языке. помимо религиозных, точнее, еретических эффектов это имеет вполне определенные политические импликации: неоанархизм (ср. Зерзан) попрекает постопераизм (ср. Негри)).
Какой реакции вы бы хотели от зрителя?
умного взгляда.
ВЫ
Сколько вам лет?
27.
Где вы родились? Где живете сейчас?
родился в маленьком рабочем поселке под Калинином (ныне Тверь).
живу и работаю между Москвой, Гетеборгом и Сочи.
На что вы живете?
на деньги людей, у которых не так много денег и совсем мало свободного времени. тех, кто «никогда не прочтет ни одной моей строчки», как писал философ.
Вы часто выезжаете за пределы города, где сейчас живете?
чаще, чем редко, — мои ближайшие родственники живут далеко: кто у моря, кто у заброшенных торфяников. плюс выставки.
о сейчас — выше.
=)
Вы жили за границей? А хотели бы — какое-то время?
пять лет в Австралии, год (и еще год впереди) — в Швеции.
Какую книгу вы прочитали недавно? А какую перечитываете часто?
читаю «Производство присутствия» Ханса-Ульриха Гумбрехта. довольно сухо и скучно, но академически безапелляционно суммирует многое из того в истории и практике западной культуры, что повлияло на формирование моей позиции как художника. фактически это попытка вообразить иной, несимволический язык, а с ним и иную Европу.
перечитываю часто? поэзию.
Окар, Абдуллаев, Целан, Айги, Дю Буше, Палмер, Лукичев, Сафонов.
Вы читаете постоянно какую-нибудь газету, и если да, то какую?
никаких газет, никаких журналов. разве что в юношестве очень хотел достать пару номеров «Комбы» времен Камю.
Вы голосуете на выборах? А голосовали бы, будь они более свободными?
не голосовал, по разным причинам.
а если говорить в сослагательном, то давайте лучше бороться не за «более», но за СОВСЕМ свободное волеизъявление, в любых его формах («это предложение содержит призыв к насильственному свержению конституционного строя»).
У вас есть политические позиции?
есть.
и важнейшей художественной задачей является превращение политических позиций в формально конститутивный элемент работы.
(хотя следует разделять политические позиции и интеллектуально-этические императивы, о которых, как мне представляется, вопрос…).
Что вы думаете по поводу глобального экономического кризиса?
надеюсь, произойдет консолидация нового сопротивления, осознающего солидарность работников ручного труда и цифровых пролетариев.
в остальном ничего хорошего ни людям «голой жизни», ни политическим животным ждать не приходится. {-page-}
КАРЬЕРА
Вы — художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, фотограф, архитектор…)?
Твердо ли вы решили, что будете художником?
художник.
поэт.
Был ли какой-нибудь определяющий момент в вашем решении стать художником?
увы, я видел себя художником еще до того, как принял решение стать космонавтом.
«для себя» художник не решает стать, а осознает, что он (она) уже есть.
впрочем, однажды пришлось решиться показать это другим.
собственно, именно первые всполохи Другого в моей жизни и заставили сделать что-то видимое: вещи и выбор.
определяющий момент любого «стать», таким образом, в желании разделенности.
Вы получили какое-то художественное образование? Что вам это дало? Есть ли у вас другое образование?
искусство: полубакалавр (University of New South Wales, Sydney) плюс (сейчас) магистр изящнейших современных искусств (Valand School for Fine Arts, Goteborg). польза (художественного) образования безусловна, как в узкопрофессиональном, так и в общекультурном отношении.
дополнительно, но не менее важно: Институт проблем современного искусства (ИПСИ) в Москве. масса вдохновляющих знакомств, мастер-классы вдохновенных художников и, главное, введение в выставочную практику. единственное место в России, где можно учиться современному искусству.
неискусство: магистратура Русской антропологической школы РГГУ (РАШ). насыщенная современная программа, лучшие педагоги по философии и культурологии, полезно работникам любых когнитивных потогонок. здесь я оставил свои философские амбиции, но сформировал политические, этические и (анти)культурные позиции.
Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться на «современного художника» из художника «классического»? И как это происходило?
к счастью, я учился сразу на «современного». теперь, конечно, приходится осваивать традиционные навыки. однако иного пути ни себе, ни коллегам не пожелал бы.
В каком медиуме вы работаете (живопись, фотография, перформанс, видео, инсталляция…)? А умеете — в каких?
скульптура, объекты, объекты с проекциями, видео, инсталляция, графика, фотография.
Вы делаете проекты или отдельные работы?
есть один большой проект, из него рождаются отдельные произведения, которые затем могут жить порознь или сложиться в проект малый, порой меняющий породившие его элементы (как в случае с «Исходом»).
Берете ли вы работу на заказ (фотография, реклама, дизайн…)? Это для вас приработок или часть вашей творческой деятельности?
никаких заказов. принципиально.
Вы все свои проекты делаете своими руками или у вас есть исполнители?
в монтаже мне помогают друзья-коллеги.
некоторые работы (их мало) изготавливаются промышленным способом, но только если концепция требует тематизировать именно машинный способ производства.
однако все эскизы (макеты) я делаю сам — руками, связанными взглядом.
Вы пишете теоретические тексты и (или) манифесты?
грешен.
Вы уже хоть раз продавали свою работу?
нет. дарил.
Вы уже работали с куратором? А с галеристом?
участвовал в нескольких кураторских выставках.
контрактом с галереей не обременен.
Участие в какой именно выставке вы бы сочли для себя успехом в ближайшие годы?
от слова «успех» сегодня разносится эхо денег, и вопрос шумит в ушах. если понимать успех как критерий рыночный, ответ слишком очевиден и неинтересен, как и сами «успешные» выставки.
а вот творческой удачей или профессиональной радостью я бы назвал участие в любой выставке под кураторством Стаса Шурипы или Виктора Мизиано. из «больших событий» относительно интересны «Манифеста» и (по-прежнему) «Документа».
Легко ли быть художником там, где вы живете? Какая помощь нужна молодым художникам?
с одной стороны, легкость не прибавляет бытия любой жизни.
с другой — в нашей стране сейчас нелегко и бизнесменам без «партбилета», и рабочим-мигрантам.
с третьей (осталось две) — существует, увы, множество совершенно необязательных проблем, которые не увеличивают сопротивление материала (художественного или экзистенциального), но заставляют тратить время и силы. не устаю удивляться тому, как в нашей стране работают с художниками даже крупные площадки…
с четвертой, в РФ существует еще и комплекс проблем «обязательных», препятствующих развитию как профессиональной среды, так и аудитории искусства (а значит, и диалогу искусства с, скажем так, «жизнью»). речь о практически полном отсутствии институциональной системы (образования, музеев, галерей — хотя и кажется, что последние имеются), о неразвитости художественного дискурса (как внутри искусства, так и в сопредельных сферах), об инертности коммуникаций, о низком уровне арт-критики и т.д.
в последнее время множество инициатив пытались изменить это, однако они рискуют оказаться неэффективными в отсутствие нематериальной и материальной инфраструктуры: социально-ориентированного государства, независимых институций, культуры рефлексии и междисциплинарного социального взаимодействия. {-page-}
ИСКУССТВО
Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?
скорее к определенной части некоей новой генерации. это художники, для которых важно как нематериальное, концептуальное измерение формы, так и ее материальная, пластическая часть.
такое искусство, по сути, наследует двум авангардам ХХ века: историческому и концептуалистскому — однако не следует путать его со столь популярным сейчас в Москве постконцептуализмом. напротив, я говорю о неоконцептуализме, развивающем машины идей интернационального (не московского) авангарда 1960-х, тогда как русские постконцептуалисты загружают в старые машины перфокарты «новых» проблем, воспроизводя знакомые конфигурации субъективности и надоевшую эстетику.
Чего вы ищете в своем творчестве, какую задачу перед собой ставите?
вопрос толкает к экзистенциалистской ловушке а-ля «в чем смысл жизни»; поэтому похитрю: я занимаюсь не творчеством, плюс задачи перед художником ставит само искусство.
Есть ли у вас сомнения в том, что у искусства есть будущее?
нет. искусство — это антропологическая практика, она может менять свои исторические формы и (или) называться как-то иначе, но исчезнет она лишь вместе с человеком. я бы даже сказал, что уж скорее (и скорее бы!) будущее самой Истории под вопросом.
главное, впрочем, чтобы у искусства было настоящее.
Как вы для себя различаете искусство и дизайн?
такой проблемы не существует: «И» ничуть не ближе «Д», чем поэзия к газетной статье (причем дизайн просто-таки вопит о своей идентичности).
гораздо сложнее порой отличить хорошее искусство от плохого.
Как вам кажется, у искусства есть какие-то социальные обязанности?
не обязанности, а неотъемлемые социальные функции. искусство имманентно политично. никто не написал об этом лучше, чем Адорно и Рансьер (которого у нас понимают весьма однобоко благодаря монополии пяти философов на производство левого знания).
другое дело, что слишком прямолинейные критики порой не видят, что между произведением и его общественной ролью могут (и должны) располагаться дополнительные звенья (антропологические и эстетические), отсутствие которых обеспечивает не «прямое действие» произведения, но его никчемность.
приведу любимый пример: я уверен, что поэзия Пауля Целана более важна в деле освобождения сознания (понимайте марксистски), чем весь корпус Брехта.
Вы бы хотели быть поняты широким зрителем, или скорее узким кругом друзей, или еще кем-то?
речь (и ее человек) не требует понимания, она стремится к прикосновению, встрече, со-бытию.
твоими словами должен быть услышан Другой.
Что для вас критерий успеха? (очень конкретно)
у меня есть гомункул, верифицирующий свершенность про-из-ведения. ошибки быть не может, иначе разваливается даже не работа, но ты сам — таков критерий.
с «успехом» легче, им ведает внешняя тьма: рынок, цифры и профессиональное сообщество. реакция последнего имеет для меня определенную важность.
однако я бы говорил еще и об удаче. удача — это Встреча. и это единственный модус «успешности» как подтвержденной связи с людьми-вокруг, не подчиняющийся логике капитала или истории.
Кто для вас классик в искусстве, а кто самый перспективный автор на сегодня?
переведя «классиков» как «любимых художников прошлого», отмечу текущие интересы: американский минимализм и ранний концептуализм, итальянское arte povera.
интереснее с перспективными авторами. скажу о российских коллегах. дабы не обижались многие друзья, подчеркну: ниже привожу имена только тех, чья перспективность еще не всем очевидна:
Александра Сухарева, Анна Титова, Юлия Ивашкина, Сергей Лоцманов.
Если вы что-то знаете о зарубежном искусстве ХХ века, где вы почерпнули эти сведения? А о русском современном искусстве?
самообразование (книги, общение, курсы, поездки), образование (см. выше).
В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?
сейчас — на «Старте» по понятным причинам (заходите, познакомимся).
вообще же — сложно сказать. мало интересного искусства в России.
Какая выставка в последнее время произвела на вас впечатление?
«Машина и Наташа» группы «Программа Действий».
редкий случай ясного, лаконичного кураторского высказывания. плюс важная (хотя и модно-очевидная, конечно) тема.
К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?
искусство это искусство. это искусство.
Вам близко какое-нибудь классическое искусство (какое?) или только современное?
разделения классики — современники не существует, в истории искусства не было пропасти.
Вы читали какие-то теоретические тексты об искусстве, и если да, то какие?
прочел достаточно для того, чтобы лениться приводить список.
Различаете ли вы для себя российских и иностранных художников? Если да, то в чем видите основные сходства и различия? Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
они сами различаются, не только для меня, к сожалению.
российское искусство сегодня как никогда погрязло в локальном, индивидуальном и антирефлексивном (что усугубляется еще и соответствующей политической гегемонией). это, при традиционно низкой в РФ — СССР визуальной культуре и неумении (нежелании) работать четко и чисто, раз за разом выводит на европеизированные улицы искусства медведей с балалайками и бояр с пряниками.
к счастью, новая генерация (и, в частности, названные мной художники и группы) даже в таких условиях и в отсутствие образовательных институций движется в сторону универсализации, и уже сейчас ребята создают интернациональное искусство хорошего уровня. {-page-}
ФАНТЫ
Искусство для искусства или искусство политически ангажированное?
искусство для искусства это политически ангажированное искусство.
Московский концептуализм или московский акционизм?
концептуализм, только лучше немосковский.
Минимализм или концептуализм?
поздний М. и ранний К.
Концептуализм или нарративное видео?
концептуализм.
но только без нарратива!
Малевич или Кандинский?
Малевич.
но Кандинский не брошен при этом с парохода.
Малевич или Марсель Дюшан?
Малевич.
но они бы дружили с Дюшаном.
Илья Кабаков или Джозеф Кошут?
Кошут.
Анатолий Осмоловский или Юрий Лейдерман?
Станислав Шурипа.
Выставка Сергея Огурцова «Исход» открыта на «Винзаводе» по 16 августа
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3448453
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781978
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758528
- 8. Коблы и малолетки 740805
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402953
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038
открытие
Сергей, кажется, скромничает )
И про "надоевшую эстетику", конечно, мощный задвиг, в контексте по факту предложенной альтернативы.
Хотя по прочтении я аж 2 незнакомых слова обнаружил, респек! )