Самый выдающийся документалист наших дней, работающий на стыке фотографии и современного искусства
Кто он такойАмериканский художник и теоретик Алан Секула (Allan Sekula) на сегодняшний день является, пожалуй, самым влиятельным фотографом-документалистом на территории современного искусства,
Читать!
Алан Секула родился в 1951 году в Пенсильвании, его предки были польскими мигрантами (после падения Берлинской стены он регулярно наведывается в Польшу). Он окончил Калифорнийский университет в Сан-Диего, в котором незадолго до него училась Марта Рослер. Дитя 68-го года, он переболел всеми страстями своей эпохи — участвовал в антивоенном движении, увлекался марксизмом, маоизмом и вегетарианством, читал Беньямина и Лукача, испытал влияние Брехта и Годара, вдохновлялся романтическими и утопическими идеями революции и «третьего пути».
Фотографию Секула противопоставил позднему модернизму, эзотерическому и самореферентному, которому «нечего было сказать» о войне во Вьетнаме, например. С самого начала своей фотографической карьеры в начале 1970-х Секула отказывается от разработки собственного стиля или манеры, сосредоточив свой интерес на поисках реализма в фотографии (как бы парадоксально это ни звучало), обращая ее критический потенциал на современное ему американское общество.
Постепенно фокус его внимания сместился на критику глобализации и связанных с ней экономических, политических, социальных и культурных перемен. В настоящее время художник преподает фотографию и медиа в Калифорнийском институте искусств CalArts (Валенсия, Калифорния) и живет в Лос-Анджелесе. Алан Секула остается одним из самых стойких и последовательных критических художников. Своим примером он опровергает принцип разделения ролей, выступая одновременно теоретиком и практиком фотографии. Среди главных эссе Алана Секулы — «Школа — это фабрика: о политике репрезентации и трафике в фотографии» (School is a Factory: On the politics of representation and traffic in photography, 1980), перевод которой мы публикуем здесь, «Об изобретении фотографического значения» (On the Invention of Photographic Meaning, 1982), «Фотография “против шерсти”» (Photography Against the Grain ,1984 — в названии заключена игра слов, grain — это «зерно» в фотографии) и др.
Что он делает
Ускользая от привычного деления на непосредственную и постановочную съемку, моментальный снимок и продуманный кадр, документальную и проектную фотографию, Секула как бы опровергает связь фотографии исключительно с областью эмоций, настаивает на ее обращении к интеллекту. Под влиянием концептуализма он дополняет фотографии текстами, стремясь к некому синтезу слова и образа, заботясь о комплексном понимании изображения.
Уходя от фиксации непосредственно наблюдаемого, он обнаруживает связи конкретного события, его место в глобальной институциональной и финансовой системе. Ценность фотографии для Секулы конституирует язык и контекст, впрочем, пластические, визуальные качества его работ также чрезвычайно убедительны.
Свои фотосерии художник выстраивает как четкую последовательность изображений, часто объединяя фотографии в диптихи или триптихи. Среди постоянных героев его работ — трудящиеся самых разных профессий из разных частей света: от родного отца и приятелей по забегаловке до европейских рыбаков и китайских фабричных работниц. Морская стихия и Китай также относятся к числу его излюбленных тем.
О чем все это
Секула говорит, что его интересуют «конкретные жизненные ситуации, в которых явным образом сталкиваются разные интересы и способы представления», а также «повседневный опыт существования и сопротивления хватке позднего капитализма».
Читать!
{-page-}
Главные проекты
Народные космические сказки (Aerospace Folktales). 1973
Одна из ранних принципиальных серий Секулы посвящена семье инженера, который лишился работы на космическом заводе в Сан-Диего из-за сокращений. Наряду с портретами членов семьи,
Читать!
Это не Китай: фотороман (This Ain’t China: a Photonovel). 1974
В конце 1960-х — начале 1970-х западные художники увлекались идеями Мао Цзэдуна и вдохновлялись ролью культуры в китайской пролетарской революции, в частности, фильм «Китаянка» (1967) Ж.-Л. Годара представлял попытку вообразить Китай на Западе как культурную и экономическую альтернативу западной политэкономической модели. Свой проект, двусмысленное название которого можно перевести как «Это вам не фарфор» (от англ. сhina — фарфор), художник снял в забегаловке в Сан-Диего, в которой он подрабатывал студентом. Проект состоит из сорока одной фотографии, которые сгруппированы в девять блоков и сопровождаются графиком-диаграммой. Цветные снимки еды на пластиковой посуде («Это вам не фарфор») вроде тех, что печатают в меню, соединены здесь с черно-белыми постановочными фотографиями, на которых запечатлены коллеги и товарищи художника в духе годаровского фильма. Рассказ о недовольстве конкретными условиями работы и о подготовке к забастовке здесь превращается в размышление о революции, а ссылка на Китай переводит эту локальную ситуацию в «глобальное воображаемое».
Рыбная история (Fish Story). 1989—1995
Эта история, а также ряд последующих «морских» проектов Секулы (таких как «Автострада в Китай» (Freeway to China) и «Поминки по Титанику» (TITANIC's Wake), 1998—2000 гг.), основана на документальном фотографическом исследовании, связанном с конкретной отраслью. Вместе с тем художник воспринимает океан — огромную природную стихию, превосходящую человека, — как метафору капитализма. Схватка с этим социально-экономическим порядком оказывается невозможна, как и схватка с океаном, и люди продолжают верить в капитализм как естественное состояние вещей и продукт общественного договора. В «Рыбной истории», состоящей из последовательности цветных фотографий и текстов, Секула сквозь призму трансформации международной корабельной индустрии и морского пространства исследует влияние глобализации на людей в разных странах. Обращаясь к теме изолированного и потому неочевидного рыболовецкого труда, Секула обнаруживает в отрешенной и безлюдной стихии моря социальную жизнь и финансовые потоки.
В ожидании слезоточивого газа (Waiting for Tear Gas). 1999
Эта серия из тридцати работ снята в 1999 году во время знаменитых антиглобалистских протестов, т.н. «битвы в Сиэтле», после которой «мир никогда не сможет думать по-прежнему о свободной торговле и о том, чего она стоит». Уже ставшая историей битва примечательна использованием языка карнавала и объединением широкого спектра протестных сил: рабочих профсоюзов, экологов, прогрессивных религиозных групп, анархистов и других. Секула здесь стремился запечатлеть поведение людей в общественно значимый момент выступления против общего, пусть и абстрактного врага — нерегулируемого свободного капиталистического рынка. Он показывает, как против абстракции глобального капитала на городских улицах о себе заявляет человеческое тело — разоруженное, уязвимое перед зимним холодом, слезоточивым газом, перечным спреем и бронежилетами.
Молитва за американцев (Prayer for the Americans). 2001
Этот проект основан на серии фотографий, складывающихся в гипотетическую молитву, написанную после столкновения американской ядерной подводной лодки с японским учебным рыболовецким судном летом 2001 года, незадолго до атаки на ВТЦ. Здесь художник исследует сам медиум фотографии — остается ли серия снимков только записью события или она способна превратиться в молитву?
{-page-}
Черный прилив (Black Tide). 2002—2003
Возвращаясь к морской теме, художник исследует последствия крупнейшей в истории утечки нефти из-за потопления танкера «Престиж» у берегов Испании в ноябре 2002 г. Он документирует усилия людей по ликвидации последствий этой аварии и одновременно наблюдает самодовольную реакцию на
Читать!
Кораблекрушение и рабочие (Shipwreck and Workers). 2005—2007
На «Документе-12» этот проект демонстрировался на огромных щитах, расположенных вдоль подъема в гору в парке Вильгельмсхёэ (одна из площадок «Документы»). Художник снова исследует тему труда, после социалистического реализма абсолютно вытесненную из актуального художественного контекста. (И, вероятно, как раз благодаря Секуле эта тема вернулась в актуальный художественный контекст.) Художник установил «мобильный и временный монумент труду», переосмысляя традицию монументальной скульптуры в общественном пространстве в диалоге с расположенным рядом ансамблем парковой скульптуры XVIII в. Фотопортреты людей разных профессий — зачастую очень древних (как кузнец и мореплаватель) — встречают поднимающегося в гору зрителя, как динамично развивающаяся дидактическая пьеса в духе Брехта. На обратном пути, напротив, зритель видит только ярко-оранжевые пустые задники панелей — они, как чистые экраны, позволяют спроецировать на них представления о воображаемом и возможном будущем.
Полония и другие сказки (Polonia and Other Tales). 2009
Проект о польских иммигрантах в Чикаго и путешествиях самого художника в Польшу снят в 2008—2009 гг. Неопределенное место действия — речь идет о Полонии, скорее воображаемом пространстве, нежели реальной Польше, — с одной стороны, располагает проект в меланхолическом пространстве размышления о собственной национальной идентичности, которое немедленно разрушается через привнесение в визуальный ряд политических и экономических подробностей. Самый известный кадр из серии запечатлел мужские руки, срезающие траву. Как гласит подпись к фотографии, дело происходит на покинутом польском аэродроме, который ЦРУ использовало для транспортировки «особо опасных» подозреваемых в терроризме. Если для Альфреда Жарри в его предуведомлении к «Королю Убю» Польша — это такое «нигде», то для Секулы, вероятно, Полония (почти как Китай) разлита повсюду.
Конвейер с закрытыми глазами (Eyes Closed Assembly Line). 2010
Эта работа была показана в подсвеченной витрине галереи E-Flux в Нью-Йорке одновременно с выставкой уже упомянутого раннего проекта Секулы This Ain’t China и на созвучии и контрасте с ним должна была демонстрировать творческую эволюцию мастера за прошедшие десятилетия. Она свидетельствует и о сохраняющемся у Секулы интересе к Китаю, уже не такому загадочному, как прежде, но продолжающему формировать воображаемые варианты производственных отношений. Художник снял молодую китайскую работницу, занятую на конвейере во время путешествия в одну из китайских «особых экономических зон» рядом с портовым городом Гуанчжоу для работы над проектом «Забытое пространство» о рабочих условиях в крупнейших мировых портах. Ее закрытые глаза — бракованный, с точки зрения фотожурналистики, снимок — прочитываются как отказ — например, отказ сознавать, что большинство товаров здесь сегодня производится в Китае («Это не Китай») или эмблема неприятия рабочего класса в политике и эстетике, которую Секула называет «не-отношением» (attitude of ain’t). Работа также проблематизирует этику взгляда художника, который обладает способностью видеть и запечатлевать, и «общеизвестную» слепоту рабочего в отношении его угнетенности — будучи лишенной взгляда, китайская работница здесь предстает угнетенной втройне.
Выставки
Работы Алана Секулы регулярно появляются на крупных художественных выставках и биеннале, он участвовал в двух предыдущих выставка «Документа» в 2002 и 2007 годах. В 2003 году венский фонд Generali Foundation организовал его большую ретроспективу «Перформанс в рабочих условиях» (Performance Under Working Conditions) и публикацию его работ. В 2009—2010 гг. ретроспективная выставка его работ «Полония и другие сказки» была показана в The Renaissance Society в Чикаго, Национальной галерее Захета в Варшаве, Музее Людвига в Будапеште и в Belfast Exposed.
Алан Секула в интернете
Алан Секула в галерее Michel Rein (Париж)
«Рыбная история» в центре современного искусства Вит де Вит
«Кораблекрушение и рабочие» в Museum in Progress
Книга «Критический реализм в современной арт-фотографии вокруг Алана Секулы»
Интервью с художником о его работе на «Документе-12» (2007)
A Short Film for Laos
The Traffic in Photographs. Lecture by Allan Sekula. Barcelona, 2011.
Interview with Allan Sekula. Barcelona, 2011.
Статья Negation Notes (while working on an exhibition with Allan Sekula featuring This Ain’t China: A Photonovel)
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451746
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343376
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897680
- 5. Закоротило 822132
- 6. Не может прожить без ирисок 782273
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758904
- 8. Коблы и малолетки 740903
- 9. Затворник. Но пятипалый 471319
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403114
- 11. ЖП и крепостное право 382357
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370500
Единственное, жаль, что ни разу не упомянут фильм, который Секула снял http://www.theforgottenspace.net/