Увлечение американского общества статистикой прочитывается как форма насилия.

Оцените материал

Просмотров: 45612

Марта Рослер и ее политический анализ повседневности

Екатерина Лазарева · 16/09/2010
Она анализировала дикость и глупость патриархальной Америки 70-х. Именно такой художник нужен современной России

Имена:  Марта Рослер

©  Gabinete de Comunicación de la Diputación de Granada

Марта Рослер

Марта Рослер

Кто она такая

Американская художница Марта Рослер — чрезвычайно важная и влиятельная фигура в современном искусстве, феминистка и интеллектуал, одна из пионеров видеоарта и коллаборативных исследовательских арт-проектов. Проникнутые убежденной социально-политической ангажированностью и подрывной деконструкцией доминирующих систем репрезентации, ее работы сохраняют мощный заряд 1968-го, эпохи начала ее художественной карьеры.

Она родилась в 1943 году в Бруклине и практически всю жизнь живет и работает в Нью-Йорке. В 1965 году окончила Бруклинский колледж, а в 1974-м — Калифорнийский университет в Сан-Диего. Относится к тому типу художников, которые еще и писатели: издала пятнадцать книг, ее статьи публиковались в Artforum, Afterimage, Quaderns и других журналах, а эссе о документальной фотографии «Внутри, вокруг и после» (1981) стало важным этапом в развенчании мифа о фотографической объективности и породило дискуссию о важности институционального и дискурсивного обрамления для фотографии. Марта Рослер много выступает с лекциями и преподает в Университете Ратгерс в Нью-Джерси. Она награждена многими премиями, в том числе международной фотопремией «Спектрум» (2005), главной австрийской премией им. Оскара Кокошки (2006) и премией «Аноним был женщиной» (2007).

Что она делает

Марта Рослер одинаково успешно работает с образами и текстом. Первые работы конца 1960-х представляли собой фотоколлажи; в 1970-е она начала комбинировать фотографии и текст, сделала первые видеоработы, скорее повествуя об актуальных политических проблемах, нежели анализируя сам медиум. Во многих своих видео она либо сама появляется в кадре, либо озвучивает видеоряд с очень характерной интонацией. На рубеже 1980—1990-х она переключилась на большие мультимедийные инсталляции, включающие видео и прочие жанры, — серьезные документальные исследования, посвященные транспортным системам, градостроительству и т.п.

О чем все это

Марта Рослер занимается острым социальным и политическим анализом мифов и фактов современной культуры. Ясно сформулированные, невозмутимо остроумные, ее видеоработы являются своеобразными расследованиями того, как социально-экономические факты и политические идеологии властвуют в повседневности. Представляя сложные критические исследования в доступной форме, Рослер работает через соединение перформанса, повествования, документации и медийных образов. Наряду с феминистскими проектами, посвященными репрезентации женщин, диктатуре глянца и патриархальной культуры, ее внимание постоянно привлекают более общие гражданские проблемы — приватизация политики, власть капитала. Одна из главных тем Марты Рослер — город: общественная сфера, городское строительство, права собственности, дороги и транспорт, а также средства массовой информации и их отношение к войне, геополитике и сокрытию информации. Надо сказать, что эта практически неизвестная в России художница сегодня кажется крайне актуальной именно на нашей почве.

Главные проекты

«Красивое тело, или Красота не знает боли» (1966—1972)

©  Martha Rosler / Courtesy MOCA / Photo by Brian Forrest

Красивое тело, или Красота не знает боли. 1966-1972

Красивое тело, или Красота не знает боли. 1966-1972

В одной из своих первых фотомонтажных серий Марта Рослер использует фотографии из глянцевых журналов, располагая части женского тела на предметах бытовой техники — холодильнике, плите, посудомоечной машине. С одной стороны, она представляет стереотипный образ женской красоты, с другой — указывает на распространенное представление о том, что место женщины дома. В других монтажах она приклеивает обнаженные части тела поверх одежды, затрагивая одну из главных феминистских тем — фетишизации и объектификации женского тела.

«Война с доставкой на дом: дом, милый дом» (1967—1972)

©  Martha Rosler

Война с доставкой на дом: дом, милый дом. 1967-1972

Война с доставкой на дом: дом, милый дом. 1967-1972

Здесь тот же фотомонтаж уже заряжен мощным антивоенным протестом в духе Джона Хартфилда. Страшные сцены, взятые из репортажных снимков Вьетнамской войны, Рослер вставляет в благополучные интерьеры американских коттеджей. Прежде изолированные в телевизионном ящике кошмары как бы вторгаются в мирный американский быт. Эти работы были напечатаны в начале 70-х в альтернативных художественных журналах, в то время как официальная пресса представляла войну как событие, никак не связанное с американской повседневностью. В 2004 году Марта Рослер сделала новую серию фотомонтажей, посвященную войне в Ираке, соединив образы войны со счастливыми и благополучными портретами с рекламных щитов и модных показов.

«Бауэри в двух неравнозначных системах описания» (1974)

©  Martha Rosler / Courtesy Ikon Gallery, Birmingham, England

Бауэри в двух неравнозначных системах описания. 1974

Бауэри в двух неравнозначных системах описания. 1974

Эта очень известная концептуальная работа Марты Рослер представляет собой фотографии в сопровождении отпечатанных на машинке текстов. Снимки одной из легендарных и в те годы неблагополучных улиц Нью-Йорка — Бауэри — соединены с отдельными словами и сленговыми выражениями, обозначающими пьянство (художница нашла их около 170). Все это демонстрировалось в виде таблицы или блока в определенном порядке, и в нижних рядах инсталляции слова становятся все более грубыми, а образы — все более приземленными. В серии «Бауэри» Рослер использует популярный тогда метод структуралистского анализа Клода Леви-Стросса, смещая внимание зрителя с изображения на саму систему репрезентации. Показывая неадекватность обеих систем описания — и вербальной, и визуальной, Рослер переносит проблему социальной обездоленности в рамки собственно политики изображения.

«Семиотика кухни» (1975)

©  Martha Rosler

Семиотика кухни. 1975

Семиотика кухни. 1975

Это шестиминутное видео без монтажа — одна из первых и, пожалуй, самая известная видеоработа Рослер. В ней сама художница демонстрирует и называет типичные предметы кухонной утвари в алфавитном порядке. Apron, bowl, chopper и так далее. Показывая их в действии, она совершает агрессивные жесты, будто доведенная до остервенения домохозяйка. Прочертив вместо несуществующей утвари на Z знак Зорро, она иронично выходит из образа, обнаруживая дистанцию между персонажем и автором. В этой работе Марта Рослер как бы учится говорить, чтобы в следующих обрести голос.

Об этой работе мы два года назад писали здесь.

{-page-}
     

«Жизненная статистика гражданина, полученная простым путем» (1977)

©  Martha Rosler

Жизненная статистика гражданина, полученная простым путем. 1977

Жизненная статистика гражданина, полученная простым путем. 1977

Здесь Марта Рослер снова обращается к теме женского тела, на этот раз чрезвычайно радикально и отважно. Каждый дюйм обнаженного тела самой художницы измеряют и регистрируют двое мужчин в белых халатах, комментируя «нормальность» или «идеальность» тех или иных параметров. Показанная процедура незамедлительно вызывает аналогии с биометрией фашистских ученых, а увлечение американского общества статистикой прочитывается как форма насилия.

«Утрата: разговор с родителями» (1977)

©  Martha Rosler

Утрата: разговор с родителями. 1977

Утрата: разговор с родителями. 1977

История благополучной американской девочки, которая в стремлении к модельной внешности уморила себя голодом, рассказанная ее родителями у них дома. Родители показывают фотографии дочери, предаются воспоминаниям, обвиняют глянцевые журналы в ее нелепой смерти, тем более что тысячи голодающих умирают не только в странах третьего мира, но даже в США, в неблагополучных районах вроде Миссисипи.

«Тайны улиц: никаких открытий» (1978)

В этой видеоработе Марта Рослер монтирует фрагменты любительской съемки с рук на улицах латиноамериканских кварталов и исследует уличную культуру — рекламные щиты, граффити, дорожные знаки и т.п. Прочитывая эти знаки как текст, Рослер размышляет о том, что нет никакой универсальной культуры, всегда нужно помнить время и место. «Секрет в том, что культура — это тайна в разделенном обществе, в классовом обществе, есть культура на улице и культура за закрытыми дверями, она гламур, она загадка». Культура за закрытыми дверями не представлена на улице, и наоборот.

«Простое обоснование пыток» (1983)

©  Martha Rosler

Простое обоснование пыток. 1983

Простое обоснование пыток. 1983

Рослер анализирует высказанную на страницах Newsweek аргументацию в пользу применения пыток в определенных случаях. Ее закадровый голос сопровождается видеорядом, в котором она выкладывает перед камерой газетные и журнальные вырезки на эту тему. Она критикует правительство США и бизнес-элиту за поддержку режимов, которые систематически применяют пытки, и обвиняет американскую прессу в сокрытии этой информации.

«Марта Рослер читает "Вог"» (1982)

©  Martha Rosler

Марта Рослер читает «Вог». 1982

Марта Рослер читает «Вог». 1982

Эта работа представляет собой живой перформанс для программы общественного кабельного канала Paper Tiger TV. Пролистывая известный модный журнал, Марта Рослер как бы читает между строк и показывает, как рекламируемый образ красоты и благополучия связан с огромной индустрией моды и глянца, которая эксплуатирует труд потогонных фабрик в странах третьего мира.

«Если это слишком плохо, чтобы быть правдой, возможно, это Дезинформация» (1985)
Здесь Рослер показывает новости NBC, намеренно внося помехи в транслируемое изображение, деконструируя произносимый текст. Таким образом она демонстрирует зависимость информации от технической поддержки, возможность искажения смысла, опосредованный характер любой прямой истории.

«Если бы вы жили здесь…» (1989)

©  Martha Rosler

Если бы вы жили здесь… 1989

Если бы вы жили здесь… 1989

Ее главный проект рубежа 90-х, состоявший из четырех форумов и трех выставок в художественном фонде DIA, был посвящен американским бездомным и жилищному вопросу в США. Этот проект расширил понимание художественной документации и коллаборативной практики. В нем участвовало более 50 художников, кинематографистов, фотографов, архитекторов и др. специалистов, а также сами бездомные, переселенцы, активистские группы, волонтеры и школьники. Задача Рослер состояла в том, чтобы сделать проблему видимой, досконально исследовать вопрос. В те годы Нью-Йорк представлял собой город контрастов и социального расслоения, блеска и нищеты. В результате финансового кризиса в 1990-х в Нью-Йорке было 70—80 тыс. бездомных, а 250 тыс. находились на грани потери жилья. Доля критики была обращена на сам фонд DIA, который вместе с галереями и другими институциями способствовал джентрификации Сохо, подняв стоимость аренды в районе и вынуждая местных жителей переезжать и в худшем случае становиться бомжами. В этом смысле переиначенный рекламный лозунг «Если бы вы жили здесь, вы сейчас были бы дома», напрямую указывал на пространство DIA, вытесняющее чье-то жилье.

«Библиотека Марты Рослер» (2005—2008)

©  Martha Rosler

Библиотека Марты Рослер. 2005-2008

Библиотека Марты Рослер. 2005-2008

Инсталляция, включающая 7500 книг из частной библиотеки художницы, проделала большой тур по Европе и была показана во Франкфурте, Антверпене, Берлине, Париже и Эдинбурге. Посетителям везде разрешалось пользоваться личными книгами художницы и делать бесплатные ксерокопии. Как и в случае со многими другими работами Марты Рослер, этот проект настолько хорош, что остается изумляться, как никто раньше до такого не додумался.

Выставки

Одна из первых выставок Марты Рослер (1975) представляла собой распродажу, где наряду с ненужными товарами можно было купить личные письма и вещи художницы. В 2005 году этот проект был повторен в Институте современного искусства в Лондоне. У Марты Рослер, разумеется, было множество персональных выставок, в последние годы это преимущественно ретроспективные показы и ремейки в самых престижных художественных институциях. С 1998-го по 2000 год ее большая ретроспектива «Позиции в жизненном мире» была показана в Бирмингеме, Вене, Лионе, Барселоне и Роттердаме, в Международном центре фотографии и Новом музее современного искусства (оба — в Нью-Йорке). В 2005 году в Ганновере и Берлине по случаю вручения премии Spectrum прошла фото- и видеоретроспектива художницы «Когда, если не сейчас?». Кроме того, она участвовала в «Документе-7» (1982) и «Документе-12» (2007), в проекте «Станция Утопия» на Венецианской биеннале (2003), в Ливерпульской и Тайпейской биеннале (2004), в Скульптурном проекте в Мюнстере (2007).

В прошлом году архив проекта «Если бы вы жили здесь…» был показан в галерее E-flux в Нью-Йорке и в Casco Office for Art, Design and Theory в голландском Утрехте. Остается надеяться, что скоро в ее внушительном послужном списке окажется и Россия.

Критики о Марте Рослер

Помимо того что Марта Рослер сама много писала и о своих работах, и об искусстве вообще, ее имя упомянуто в любой истории современного искусства, а творчество постоянно подвергается теоретическому осмыслению. Известнейший американский историк искусства Розалинда Краусс назвала Рослер, наряду с другими художниками-концептуалистами, «переизобретателем средства», имея в виду медиум фотографии. У Марты Рослер фотография обладает «нулевым уровнем стиля», она не опосредована какой-либо эстетикой и представляет собой любительскую документальную съемку. Таким образом, фотография деконструирует сам предмет искусства и уходит от эстетической автономии в область политической ангажированности в духе фотожурнализма 1920—1930-х годов.

Эту приверженность медиуму фотографии, которую Марта Рослер разделяет с другими художницами-феминистками 1970-х — Синди Шерман, Барбарой Крюгер и Шерри Ливайн, — теоретик Крейг Оуэнс в своей работе «Феминистки и постмодернизм» связал с постмодернистским сопротивлением таким типично модернистским и патриархальным медиа, как живопись или скульптура. Феминистская критика здесь реализуется в самом выборе фотографических средств, которые, «исследуя, что именно репрезентация делает с женщиной (к примеру, тот способ, которым неизменно подставляет ее под взгляд мужчины)», отвечают и требованиям гендера, и потребности в ином культурном пространстве.

Марта Рослер в Интернете

Сайт Марты Рослер
Видеоработы Марты Рослер 1975—1985 на Ubu.com
Видеоархив Марты Рослер на Video Data Bank
Видеоархив Марты Рослер на Electronic Arts Intemix
Давид Рифф о «Семиотике кухни» Марты Рослер

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • kustokusto· 2010-09-20 12:03:09
    Катя - какой хмырь вам насвистел, что фотожурнализм 1920—1930-х годов "уходит от эстетической автономии в область политической ангажированности "? С каких пор одно убивает другое? Но самое смешное - это "постмодернистское сопротивление таким типично модернистским и патриархальным медиа, как живопись или скульптура". Зачем вы повторяете эту глупость за не очень умным человеком. Это всё равно , что сказать : "ученики 9го класса "Б" устроили сопротивление урокам алгебры, купили пива и закатились к Ленке Р. слушать Эминема". Бросьте вы воспевать феминизм - лучше следите за мужчинами в искусстве - больше пользы будет.
  • oleo· 2010-09-25 01:21:10
    катя, спасибо за материал. к росслер можно относиться как угодно,конечно, но вот комментарий кусто (особенно последняя фраза) - показатель того, что она стремится на место Ленки Р., но что-то всё никак не срастается... ждем материалов про вали экспорт, как минимум, а вообще и про варвару степанову, про луиз буржуа, про хито штайер, про ФНО, про чернышеву (хотя про чернышеву было уже). удачи!
  • kate· 2010-09-25 16:56:25
    спасибо, но по-моему последняя фраза кусто это мужской шовинизм и показатель того, что бы там не срасталось у марты рослер нам к ней еще стремиться и стремиться)
    про варвару степанову вообще стыдно писать, потому что стыдно не знать; вали экспорт - недавно привозили, про чернышеву должен вроде быть отличный текст В.Мизиано в новом "ХЖ"; с ФНО интересно бы сделать интервью, а буржуа и штайер, конечно, в эту рубрику)
Читать все комментарии ›
Все новости ›