Оцените материал

Просмотров: 51078

Джереми Деллер и его художественные разговоры с людьми

Елена Яичникова · 14/07/2009
Он заставил духовой оркестр играть эйсид, рабочих — повторить старую забастовку, а солдат — говорить об Ираке. Но он прежде всего художник

Имена:  Джереми Деллер

©  Karl Schoendorfer / Rex Features / Fotobank

Джереми Деллер на фоне своей работы «История мира»

Джереми Деллер на фоне своей работы «История мира»

Кто он такой

Широкая публика узнала британского художника Джереми Деллера в 2004 году, когда он стал обладателем премии Тернера за видеоработу «Корзина памяти» (Memory Bucket, 2003). На тот момент он был самым молодым (Деллер родился в 1966 году) и наименее известным (поскольку предпочитает держаться в стороне от модных кругов) художником из всех претендентов. Председатель жюри и директор Tate Britain Николас Серота отметил, что работа Деллера отражает сегодняшние «времена крутых политических перемен», а сам художник поблагодарил своего учителя рисования, который когда-то не допустил его к экзамену, посчитав, что его способности того не заслуживают. «Если бы я тогда сдал тот экзамен, кто знает, оказался бы я здесь? Поэтому решение учителя было верным», — произнес Деллер с трибуны. Высшее образование художник получил в области классической истории искусств в Институте искусства Курто, специализируясь на периоде барокко, и в Университете Сассекса. Учитывая полученное художником образование, неудивительно, что основным инструментом творчества Деллера, который описывает себя как «человека, не обладающего художественными умениями», стало исследование.

Что он делает

В активе Деллера около двадцати проектов. За каждым из них лежит работа по сбору материала, целенаправленная или осуществляемая по мере естественного наблюдения за интересующими его явлениями, что в любом случае требует времени. Собранный материал становится основой художественных проектов, которые принимает различные формы, — видео и фото, перформансы, скульптуры в публичном пространстве, инсталляции, кураторские проекты, афиши и книги. При этом работы Деллера — это не демонстрация «книжного знания»: исследования художника основаны на наблюдении за реальной жизнью в большей степени, чем на архивных разысканиях. Деллеру не свойственен образ отстраненного интеллектуала, скорее наоборот — он говорит только о том, что любит и что его волнует, а в число подобных сюжетов входят такие разнообразные явления, как социально-политическая история, современная музыка и летучие мыши.

©  Sipa Press / Fotobank

Джереми Деллер (справа) с участниками своего проекта Фольклорный архив, механическим слоном и его хозяином, у входа в Пале-де-Токио, 2008

Джереми Деллер (справа) с участниками своего проекта Фольклорный архив, механическим слоном и его хозяином, у входа в Пале-де-Токио, 2008

Творчество Деллера отличают свобода и изобретательность в обхождении с материалом, которые приводят к любопытным находкам в области художественной формы. Одна из самых известных работ Деллера — это инсценировка исторического события, другая — коллекция артефактов британской народной культуры. Кажется, что Деллер не слишком скован ни традицией, ни условными рамками современного искусства, если таковые вообще имеются, ни одержимостью коммерческим успехом или славой, что в конечном итоге позволяет ему делать по-настоящему искренние и новаторские проекты. В этом смысле, возвращаясь к памятной премии Тернера, можно согласиться с художником Грейсоном Перри, который назвал Деллера «самым творческим художником» из всех претендентов. В отличие, к примеру, от «молодых британских художников» Деллер не стремится к публичной огласке любыми средствами и в тех видео, которые можно увидеть в интернете, производит впечатление скорее скромного человека, которому действительно не все равно, что происходит в мире, что делать и о чем говорить. {-page-}

О чем все это

Деллер не принадлежит к политизированным художникам в том смысле, в котором политическим считается автор, чьи произведения выражают определенную политическую позицию. При этом его работы на удивление политичны, потому что демонстрируют политическую основу окружающей реальности, обнаруживают политические, социальные и экономические корни составляющих ее явлений. Не продвигая в своих произведениях никакую конкретную идеологию, Деллер затрагивает такие ключевые понятия, как свобода, участие, протест, являющиеся основой политического вообще, что представляется даже более важным, чем подчинять искусство иллюстрации какой-либо политической линии. Его интересует проявление коллективного духа, будь то в рамках отдельных сообществ и субкультур или в более глобальном историческом контексте.

Работы Деллера демонстрируют взаимосвязь явлений окружающей жизни при помощи неожиданных сопоставлений, и в этом своеобразное ноу-хау художника. Так, британская волна рок-музыки оказывается связанной с промышленной революцией, а рейв-культура — с рабочим движением. Подобный монтаж обнаруживает связь далеких на первый взгляд явлений и воссоздает общий контекст истории, который обычно бывает скрыт за частностями. При подобном сопоставлении открывается политическое измерение явлений. В складывающемся повествовании на первый план выступает глобальная проблема видения и осмысления истории.

Работы Деллера далеки от дидактизма или милитантизма и не пытаются никого ни в чем убеждать. Они всегда содержат в себе тонкий юмор, остроумие, элемент бунтарства и неповиновения — традиции, условностям, классической истории искусств и т.п. В итоге они звучат жизнеутверждающе.

Главные работы


1. Духовой эйсид (Acid Brass). 1997

©  Courtesy of the artist and The Modern Institute, Glasgow

Джереми Деллер. История мира / Духовой эйсид. 1997–2004. Рисунок на стене / CD

Джереми Деллер. История мира / Духовой эйсид. 1997–2004. Рисунок на стене / CD

Одна из первых работ Джереми Деллера, в которой по приглашению художника традиционный британский духовой оркестр Williams Fairey Brass Band исполнил мелодии эйсид-хауса. Это выступление, в разное время представленное в галерее Tate Modern, в Лувре и на многочисленных музыкальных фестивалях, сопровождает составленная Деллером схема под названием «История мира». Она поясняет идею, стоящую за сопоставлением двух разных музыкальных явлений, и демонстрирует их общие генеалогические, а по сути промышленные, корни.

Любительские духовые оркестры появились в Британии в XIX веке в период индустриализации, их поддерживали сами владельцы предприятий в качестве способа организации досуга рабочих. Но очень скоро они сыграли важную роль в складывании рабочего самосознания и становлении синдикализма. В конце ХХ века промышленная экономика уступила место информационной, духовые трубы — синтезаторам и компьютерам, и в заброшенных заводских помещениях бывших промышленных районов на севере Англии стал звучать эйсид-хаус. Два на первый взгляд далеких музыкальных явления оказываются дальними родственниками, связанными событиями социальной, экономической, политической и культурной истории.

Посмотреть выступление, разглядеть схему в деталях и ознакомиться с историческими справками о некоторых событиях и явлениях можно здесь. Компакт-диск с записью десяти гимнов эйсид-хауса в исполнении Williams Fairey Brass Band был выпущен звукозаписывающей компанией Mute в 1998 году; см. здесь.


2. Битва при Оргриве (The Battle of Orgreave). 2001

©  Martin Jenkinson  ⁄  Courtesy of the artist / www.artangel.org.uk

Джереми Деллер. Битва при Оргриве. 2001  - Martin Jenkinson

Джереми Деллер. Битва при Оргриве. 2001

Пожалуй, самая известная работа Деллера посвящена воссозданию одного из самых напряженных в истории Британии ХХ века столкновений бастующих шахтеров с полицией в районе деревни Оргрив в июне 1984 года. Это событие, в котором участвовало около 15 тысяч человек, стало следствием жесткой политики правительства Маргарет Тэтчер, вознамерившейся закрыть двадцать шахт по всей Британии. Деллер пригласил жителей Оргрива и соседних районов, работников исторических обществ, а также бывших шахтеров и полицейских, участвовавших в столкновении, принять участие в исторической реконструкции и инсценировке этого события (по-английски этот жанр обозначают как re-enactment). Само действие, осуществленное при поддержке Artangel, было заснято режиссером Майком Фиггисом (Mike Figgis) для британского телеканала Channel 4.

Как бы ни воспринималась акция, устроенная Деллером, его участниками — как веселый деревенский праздник, как воспоминание о драматичных моментах жизни, как участие в съемке фильма или игра в духе толкинистов, — они не остались равнодушны к его политическому содержанию. По словам художника, постановка стала «отрывком живой истории» и заставила его участников и зрителей осмыслить свою позицию и обсуждать свое отношение к этому событию, чего и добивался Деллер. Называние этого столкновения битвой уподобило ее знаменитым историческим баталиям по значимости и масштабу.

Ознакомиться с разными материалами о проекте можно здесь; посмотреть 60-минутный фильм — здесь.


3. Корзина памяти (Memory Bucket). 2003

©  Courtesy of the artist

Джереми Деллер. Корзина памяти. 2003

Джереми Деллер. Корзина памяти. 2003

Эта видеоработа, принесшая Деллеру премию Тернера, была показана в основном проекте 1-й Московской биеннале, но почему-то прошла особо незамеченной. Созданная во время «резиденции» художника в Сан-Антонио в Техасе, она посвящена путешествию Деллера по Техасу и близка скорее жанру путеводного эссе, чем документалистике. Центральных эпизодов оказывается два: визит в родной город Джорджа Буша Кроуфорд и история соседнего городка Уэйко, где в 1993 году полицией была разгромлена резиденция религиозной секты «Колено Давидово». Кадры с видами окрестностей чередуются с отснятыми Деллером фотографиями и интервью с жителями, среди которых владелец закусочной, куда время от времени заходит подкрепиться семья Буш, и бывший участник секты, оставшийся в живых после устроенного во время осады пожара. Несмотря на политическую актуальность момента (во время подготовки фильма Буш готовился к своему переизбранию), Деллер не стремится поделиться своими симпатиями или антипатиями, оставаясь нейтральным. Он дает слово как сторонникам, так и противникам Буша и перемежает политические речи с поэтическими наблюдениями. Видео заканчивается восьмиминутной сценой, запечатлевший полет трех миллионов летучих мышей. Представляя это видео на выставках, Деллер обычно включает в экспозицию фотографии, сувенирные футболки, наклейки на автомобильные бамперы и другие вещи, способные рассказать о реальной жизни и мифологии Техаса. {-page-}


4. Фольклорный архив (Folk Archive), 1999—2005

©  Courtesy British Council

Фольклорный архив. Молодые девушки, одетые под пожилых дам. 2000. Блэкпул

Фольклорный архив. Молодые девушки, одетые под пожилых дам. 2000. Блэкпул

Проект, реализованный Деллером вместе с художником и куратором Аланом Кейном (Alan Kane) — это внушительный архив фотографий и разнообразных предметов, связанных с современной британской народной культурой. В 1999 году, когда Британия готовилась к празднованию нового тысячелетия, художники задались вопросом о том, что представляет собой не официальная, а самая что ни на есть народная культура страны. Художники «пошли в народ», и получившийся «Фольклорный архив» — это и ответ на поставленный вопрос, и ода народному творчеству и изобретательности британцев.

В поле зрения Деллера и Кейна попали народные празднества с конкурсом гримас и бегом с горящей бочкой, карнавальные костюмы и самодельные рекламные вывески магазинов, роспись мотоциклов и грузовиков дальнобойщиков, тюремное творчество, политические транспаранты разного содержания и другие народные проявления протеста — от индивидуального недовольства жилищными условиями до массовых демонстраций. Но «сердце» этого архива — механический слон, созданный как замена живому для соседских детей. Деллер: «...Когда мы увидели слона Питера Клэра (...) мы оба поняли, что это исторический момент. Момент, который меняет твою жизнь — так это было невероятно… Это необъяснимо.

©  Courtesy British Council

Фольклорный архив. Том Харрингтон, Чемпион по рестлингу Камберленда и Вестморленда. Эгремонт, Камбрия, 1999

Фольклорный архив. Том Харрингтон, Чемпион по рестлингу Камберленда и Вестморленда. Эгремонт, Камбрия, 1999

В моем воображении возникли образы из Герберта Уэллса или из романов про Шерлока Холмса. Такой викторианский футуризм. Подумать только, этот человек построил его в сарае у себя в саду. К тому же потратил на него тысячи часов работы. И то, что им двигало, — это не деньги. Это был труд любви. Это нас и волнует на самом деле».

«Фольклорный архив» балансирует на грани художественного проекта и антропологического исследования, демонстрируя, как народная культура меняется, реагируя на социальные, технологические, культурные и политические изменения. Помещая в центр своего проекта феномен, который редко замечают как что-то достойное внимания и к современному искусству не причисляют, художники решились на смелый жест. Вопрос, который вызывает эта работа — о том, является ли это искусством, — затрагивает ключевую для философии искусства ХХ века проблему соотношения искусства и не-искусства, в очередной раз раздвигая границы современного искусства.

И все-таки, при всей серьезности поднятых вопросов, «Фольклорный архив» представляет собой веселую коллекцию в духе арт-брют, разглядывать которую оказывается большим удовольствием.

«Фольклорный архив» выставлялся много раз, в том числе в Барбикан-центре в Лондоне и в парижском Пале-де-Токио, и был почти целиком приобретен Британским советом в 2007 году. Ознакомиться с ним можно здесь. Виртуально пройтись по выставке, проходившей в Кунстхалле в Базеле, можно здесь.


5. От одной революции к другой (From One Revolution to Another), Пале-де-Токио, 2008

©  Dennis Hutchinson

От одной революции к другой. Известный рестлер «Exotic» (Эдрин Стрит) и его отец-шахтер. 1973. Южный Уэльс - Dennis Hutchinson

От одной революции к другой. Известный рестлер «Exotic» (Эдрин Стрит) и его отец-шахтер. 1973. Южный Уэльс

Осенью 2008 года Джереми Деллер выступил в качестве куратора, представив в Пале-де-Токио в Париже грандиозную по масштабу выставку «От одной революции к другой». Выставка стала собранием самостоятельных проектов, подготовленных Деллером в соавторстве с другими специалистами. Общая тема — переход от индустриальной революции к культурной. В разных секциях обширной выставки располагались шесть проектов, и каждый из них заслуживал особого внимания.

Во-первых, это проект Деллера «Все прочное растворяется в воздухе» (All that is Solid Melts into Air, название — известнейшая цитата из Карла Маркса), который проводит генеалогическую связь между индустриальной революцией и британской рок-музыкой с особым вниманием на глэм-роке. В отличие от «Духового эйсида» здесь Деллер не ограничился одной схемой и представил эту часть британской истории с 1760 до 2008 года в фотографиях и музейных предметах. На ключевой фотографии этого раздела британский герой-рестлер 1970-х годов Адриан Стрит в сценическом костюме глэм-рокового травести и гриме позирует рядом со своим отцом-шахтером на фоне лифта с ожидающими подъема горняками. Как поясняет Деллер, встреча этих двух миров стала возможна в результате перехода промышленной экономики к экономике услуг и развлечений, которая произошла на протяжении одного поколения.

Большую часть выставки занимал уже упоминавшийся «Фольклорный архив» Деллера и Кейна. Раздел, названный «Вильям Скотт. Хороший человек» (William Scott. Good Person), был посвящен кружку любительского творчества, чьи участники создают образы идеального города Слава Фриско (Praise Frisco). Еще одна секция выставки была посвящена транспарантам, изготовленным Эдом Холлом для различных социально-политических манифестаций. Следующий раздел был посвящен зарождению рок-музыки во Франции, а еще один, под названием «Звук в Z» (Sound in Z), был подготовлен директором «Термен-центра» при Московской консерватории Андреем Смирновым вместе с британским куратором Мэтью Прайсом и посвящен истории советской экспериментальной и электронной музыки. Подробнее о выставке — в интервью Смирнова, появившемся на OPENSPACE.RU почти год назад.

Выставка стала личным музеем, собранием тем и сюжетов, которые интересуют Деллера, а главной темой в очередной раз выступила взаимосвязь культурной жизни и искусства с социальными, политическими и экономическими реалиями.

Виртуально пройтись по выставке можно здесь .


6. Это то, что есть: разговоры об Ираке (It is what it is: Conversations about Iraq). 2009

©  Josh White

Джереми Деллер. Это то, что есть: разговоры об Ираке. 2009 - Josh White

Джереми Деллер. Это то, что есть: разговоры об Ираке. 2009

Самый последний и, наверное, самый противоречивый из всех проектов Деллера, при том что все предыдущие работы художника вызывали на редкость слаженную позитивную реакцию как широкой публики, так и профессионалов от мира искусства. На этот раз Деллер решил отказаться от экспонирования предметов в статусе искусства и в качестве своего проекта предложил обсуждение ситуации в Ираке. Дискуссии проходили прямо в выставочном пространстве, а их участниками стали зрители и приглашенные Деллером бывшие солдаты, журналисты, ученые и другие специалисты, как американцы, так и иракцы. Отдельные предметы, расположенные в пространстве выставки — искореженный в результате взрыва в Багдаде корпус машины, изображение наложенных друг на друга географических карт Ирака и США и сделанные в Ираке фото, — должны были способствовать дискуссии в качестве свидетелей истории, а не объектов искусства. Начавшись в Новом музее в Нью-Йорке, этот проект вместе с Деллером и тремя приглашенными им экспертами отправился в трехнедельный тур по разным городам США, прежде чем прибыть в музей Хаммер в Лос-Анджелесе и в Музей современного искусства в Чикаго.

Нужно отметить, что любимым делом Деллера всегда были разговоры с людьми. Идеи проектов приходят к нему за разговорами в пабе, как в случае с «Духовым эйсидом»; разговоры становятся источником проектов, как в «Битве в Оргриве»; разговоры выступают содержанием проектов, как в «Корзине памяти». Наверное, по этой же причине Деллер любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми.

Проект об Ираке — это не антивоенная выставка, а выставка о войне, в которой центральное место занимает общение. Деллер говорит: «Это о войне в той же мере, в какой военный музей посвящен войне. Но хороший военный музей нейтрален. Мы просто представляем информацию, насколько это возможно. Проект также обо всем, что окружает войну до и после. Люди, которые принимают участие в проекте, — носители опыта, а не мнения. Часто люди с наиболее твердым мнением — это те, у кого нет опыта». Цель проекта — воссоздать историю войны через свидетельства очевидцев, а не посредством массмедиа.

Вопросы у арт-критиков вызвали два момента — стремление Деллера оставаться нейтральным и его отказ причислять этот проект к искусству. И если одних установка художника на нейтральность скорее радует, то для других, среди которых Бен Дэвис из Village Voice, она оказывается «поиском политического баланса, а не правды». В свою очередь критик из журнала Frieze недоумевает, почему Деллер отказывается видеть в этом проекте искусство, считая, что тогда теория займет место, отведенное опыту и живому общению. Объяснить это противоречие можно, если увидеть в этом проекте Деллера очередное исследование, «разведку», которая, может быть, когда-нибудь примет художественную форму.

Сайт проекта находится здесь. {-page-}

Тексты о Джереми Деллере

Деллер на удивление любим как профессиональной, так и самой широкой публикой. Критики отмечают его умение сплетать политическое и поэтическое в единое повествование и видеть связи «на границе личных эпизодов и коллективной истории» (Кристоф Ким). Для британского арт-критика и куратора Клэр Бишоп, критикующей работы «эстетики взаимодействия» за излишнюю очевидность, работы Деллера являются «правильным» примером действия социального поворота в искусстве. В тексте, опубликованном в «Художественном журнале», Бишоп пишет: «Чтобы вступить во взаимодействие с обществом, они не пытаются добиться собственной легитимации, представляясь «моделью» или «инструментом» социального взаимодействия. Эти проекты скорее вызовут в набожной душе беспокойство и тревогу, нежели станут упрашивать и настаивать. Что еще более важно, они существуют одновременно как коллаборативные практики для первичной аудитории и как в высшей степени выразительные жесты, обращенные ко вторичной аудитории, т.е. к тем людям, которые впоследствии столкнутся с произведением».


Джереми Деллер в интернете

Сайт Джереми Деллера

Джереми Деллер в «Википедии»

Сайт галереи Деллера с библиографической информацией о художнике

Деллер рассказывает о своей выставке на премии Тернера

Деллер о «Корзине памяти» в беседе с колумнистом The Guardian Джереми Харди в галерее Tate Modern

Текст по материалам интервью с Джереми Деллером и Аланом Кейном о «Фольклорном архиве»


Перевод текста Джереми Деллера о российских поклонниках Depeche Mode, опубликованный в The Observer, для одного из его незаконченных проектов

В интернете сложно найти сводные статьи о творчестве Деллера, но зато здесь есть множество текстов, посвященных анализу его отдельных проектов. Например, текст Луизы Бак из ArtForum о «Битве при Оргриве», статья Дэна Смита из Art Monthly о «Фольклорном архиве»  или текст Ангуса Кука из Frieze о проекте «Это то, что есть: разговоры об Ираке».

 

 

 

 

 

Все новости ›