Оцените материал

Просмотров: 14541

Никита Алексеев. Постоянство чебурека

07/06/2011
Виктория Бегальская и Оксана Саркисян запустили проект «ЧЕ» – выставки в чебуречной «Дружба»

Имена:  Никита Алексеев

©  Предоставлено Оксаной Саркисян

Выставка Никиты Алексеева «Постоянство чебурека»

Выставка Никиты Алексеева «Постоянство чебурека»

В рамках рубрики «Своими глазами» OPENSPACE.RU представляет выставки мая:
Ирина Нахова. Комнаты
Учебная тревога
В поисках альтернативы
Перформанс «Чайная роза»
Фестиваль «Длинные истории» в Перми


Проект «ЧЕ» — выставки в чебуречной «Дружба» — инициатива художника Виктории Бегальской и куратора Оксаны Саркисян, поддержанная работниками чебуречной, которые, по словам кураторов, не только открыты искусству, но и активно его пропагандируют. Проект «ЧЕ», предполагающий прямое взаимодействие произведения искусства с широким зрителем, планирует в дальнейшем целую серию выставок. Выставка Никиты Алексеева CONSTANCE DU TCHÉBOURÈQUE прошла с 14 мая по 28 мая. Никита Алексеев излагает краткую историю чебурека в России в соответствии с введенной им мерой, разворачивающейся в координатах «политический деятель — чебурек». От Ленина и Сталина, Хрущева и Горбачева до Медведева и Путина, начиная с царя Гороха и заканчивая неизвестным грядущим президентом РФ — всего 12 чебуреков нарисовал Никита Алексеев.

Текст Никиты Алексеева
CONSTANCE DU TCHÉBOURÈQUE
(Постоянство чебурека)

Считается, что современное искусство вечно бежит вперед и открывает все новые пространства и возможности. Меня эксперты относят к современным художникам. В качестве такового ответственно заявляю: невозможно прибежать куда-то, не зная, с какой точки ты начал свой бег вперед; нельзя совершить открытие, не имея основания в старых (может, и ложных) сведениях.

Для обретения новых знаний необходима укорененность в традиции, и никак нельзя обойтись без постоянства в переживании культурных впечатлений.

Чебурек для русской культуры — одно из самых сильных и постоянных переживаний. Перечисление цитат из нашей литературы, где чебурек восхваляется как золотой полумесяц на нежном вечернем небе и поются гимны янтарным пузырькам жира на его хрустящей корочке, благоуханию, исходящему от чебурека, и раскаленному пряному соку, брызгающему в рот причащающегося его, — заняло бы несколько страниц. Поэтому ограничусь кратким историческим exposé.

Первые упоминания о чебуреке восходят к временам завоевания Крыма при Екатерине Великой, они содержатся в путевом дневнике графа Луи-Филиппа де Сегюра «Путешествие Екатерины II в Крым. Записки, воспоминания и анекдоты» (1789). Сегюр называет блюдо, которым его угощали в Бахчисарае, tseburec. В благодарность этому французскому дипломату и гурману я назвал серию моих рисунков, посвященных чебуреку, по-французски, лишь приведя фонетическое написание ближе к дивному шкварчанию: tchébourèque.

А дальше — читайте про чебурек у Пушкина, Лермонтова, Писемского, Толстого, Лескова, Блока, Горького, Белого, Ходасевича, Маяковского, Платонова, Бедного, Заболоцкого, Олейникова, Фадеева — и до Солженицына, Вен. Ерофеева и Вик. Ерофеева, Евтушенко, Вознесенского, Искандера, Пригова, Сорокина, Пелевина и Быкова. А как Кибиров понял чебурек, это истинное чудо!

Но конечно, чебурек вошел в сознание наших предков куда раньше воспетой Державиным Фелицы. Он — изобретение тюркского гения (по-турецки он называется ҫiğ bӧrek, на крымско-татарском ҫüberek, в других туранских языках звучание чебурека почти не меняется), а наши предки с тюрками столкнулись по меньшей мере в эпоху Рюрика, св. Владимира и Ярослава Мудрого. То есть князь Игорь почти наверняка отведал чебуреков, а уж Иван Грозный их ел точно: у него ведь одна из жен была с Северного Кавказа.

Такую протяженность чебурека во времени объять мне недоступно. Поэтому, рисуя картинки про постоянство чебурека, я себя ограничил двенадцатью эпизодами. Первый — незапамятное прошлое, но аромат чебурека из него доносится. Последний — близкое или отдаленное будущее, однако и из него слышно предчувствие, что чебурек будет до конца света. Я рисовал те чебуреки, которые помню и знаю, и те, что эсхатологически замыкают свод мироздания.

Итак, это: «Чебурек царя Гороха. Чебурек Владимира Ленина. Чебурек Иосифа Сталина. Чебурек Никиты Хрущева. Чебурек Леонида Брежнева. Чебурек Юрия Андропова. Чебурек Константина Черненко. Чебурек Михаила Горбачева. Чебурек Бориса Ельцина. Чебурек Владимира Путина. Чебурек Дмитрия Медведева. Чебурек Неведомого Грядущего».

Et caetero censeo: не Карфаген должен быть разрушен ради величия вечного Рима, а надо жарить хорошие чебуреки, и тогда все будет отлично с современным искусством, как и с пищеварением. ​
Все новости ›