Оцените материал

Просмотров: 17739

Екатерина Лазарева. Девятое марта

05/04/2011
Соло-проект в стенах Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, посвященный столетию Международного женского дня 8 Марта
Екатерина Лазарева. Восьмерка. Коллаж из старых открыток. 2011

Екатерина Лазарева. Восьмерка. Коллаж из старых открыток. 2011

В рамках рубрики «Своими глазами» OPENSPACE.RU представляет выставки марта:
Фантомные монументы
Ольга Чернышева. In The Middle of Things
Алина Гуткина в галерее GMG
Практика повседневности. Молодые художники из России
Группа «Четвертая высота» в галерее «Победа»
Выставка номинантов на конкурс «Инновация-2010»

Текст автора
«Дорогая N! Поздравляем Вас и всех женщин Вашей семьи с Международным женским днем 8 Марта! Желаем Вам успехов в труде, счастья в личной жизни и отличного настроения!» — примерно такие открытки во времена моего детства получали от родственников и друзей все советские женщины. Сегодня «Международный женский день» заменен эвфемизмами вроде «праздника весны»; ни о каких успехах в труде речи уже не идет; мужчины галантно преподносят «прекрасным дамам» стандартный цветочно-конфетный набор; неловкость поздравления с праздником, кажущимся нелепым наследием советского прошлого, скрывают бодрые анонимные четверостишия из сети, а о том, что в семнадцатом году пресловутая женская демонстрация стала началом русской революции, никто не вспоминает. Теперь мы поздравляем всех женщин, как двумя неделями раньше поздравили всех мужчин: каждому полу по празднику — в этом заключено наше представление о равенстве полов.

Один из моих любимых фильмов «История французского кинематографа» Ж.-Л. Годара вместо юбилейных од представляет провокационное исследование того, как герои французского кино стираются из памяти своих соотечественников, как празднование подменяет подлинное присутствие в культуре. Эта аналогия мне, конечно, пришла в голову уже после того, как я придумала «Девятое марта».

Девятое марта — это, как нетрудно догадаться, то, что случается после 8 марта. Фактически я тоже исследую разными способами, что изменилось за сто лет существования этого праздника и как изменилось само представление об этом празднике. Меня интересуют даты вообще и даты забытые, репрессированные — в особенности. (В отличие от западного информационного пространства, где этот день не претерпел столь плачевной деградации, отечественные СМИ не афишируют нынешний юбилей Международного женского дня.) Одно из моих исследований реализуется буквально 9 марта — наутро после праздника женщины встали и пошли на работу — я снимаю торопящиеся мимо женские ноги (они гораздо проворнее мужских), многие из них — на высоких и неудобных каблуках на заснеженной и скользкой дороге. Право на труд не освобождает от жертв красоте. Мне кажется, не выходящий из моды каблук — это современный аналог китайскому бинтованию ног.

Вторая часть моего проекта — это исследование эволюции иконографии поздравительных открыток с 8 Марта и самих поздравительных текстов преимущественно на материале открыток 1950—1980-х годов, они показывают эволюцию (контрреволюцию) образа женщины в СССР. Параллельно я собираюсь показать ксерокопии поздравлений со 100-летием Международного женского дня, адресованных знаменитым американским художницам-феминисткам — Линде Бэнглис, Джуди Чикаго, Мэри Келли, Марте Рослер и др.; и здесь главное — уже само наличие такого основополагающего для искусства и при этом современного нам адреса. Наконец, некий знак женщины-работницы появится в самом оформлении выставочного пространства.

Впечатление Александра Евангели
Катя Лазарева повела меня на второй этаж показывать свой проект, мимо которого я уже пробегал, даже не пытаясь вглядываться, — издалека этот проект производил тоскливое впечатление: в больших рамах на удачно найденном розовом фоне, одновременно нейтральном и мерзком, собраны советские открытки к 8 Марта. Негативное впечатление интересно уже само по себе, но вблизи понимаешь, что проект цепляет какой-то неуловимой непристойностью. Открытки сгруппированы тематически (цветок, букет, дети, земной шар, этнический орнамент, что-то еще), и внутри каждой группы — хронологически. Строгие группы открыток в рамах стилизованы под музейную экспозицию и рассказывают про иконографию государственного праздника, который с помощью детей и цветов маскируется под что-то общечеловеческое. С годами, мне показалось, картинки становятся идеологически разнузданнее. Смешанное впечатление связано не с тем, что Катя экспонирует китч, но с тем, что начинаешь понимать китч как единственный легитимный формат внимания и любви. Открыточное клише стирает индивидуальное до анонимного, превращает открытку к 8 Марта в советскую glory hole.​


Другие выставки марта:
Фантомные монументы
Екатерина Лазарева. Девятое марта
Ольга Чернышева. In The Middle of Things
Алина Гуткина в галерее GMG
Практика повседневности. Молодые художники из России
Группа «Четвертая высота» в галерее «Победа»
Выставка номинантов на конкурс «Инновация-2010»

 

 

 

 

 

Все новости ›