YouTube и Vimeo мне представляются глобальной помойкой. Там можно найти бриллиант, но для этого нужно перерыть тонны дерьма.

Оцените материал

Просмотров: 52172

Видеоарт, экранное искусство, «кино для выставок» или что-то другое?

Екатерина Дёготь · 27/07/2011
КИРИЛЛ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ о том, что видео больше не видео, и о проекте VIDIOT-TV

Имена:  Кирилл Преображенский

©  Даниил Зинченко

Кирилл Преображенский - Даниил Зинченко

Кирилл Преображенский

Мы начинаем серию разговоров с художниками о соотношении современного видео с кино и телевидением.

Кирилл Преображенский — художник, руководитель мастерской видео в Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. С ним беседовала ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ.



Где видео?


Екатерина Дёготь: Если ты заметил, за границей сейчас стараются не пользоваться термином «видеоарт» — он скорее относится к 1960—1970-м годам, когда этот вид искусства только зарождался и представлял собой нечто технически экзотичное и во многом на этой технике зацикленное (подобно компьютерному искусству сегодня). Сейчас видео стало на выставках обычной, не авангардной практикой, и такие работы называют или просто «фильм», если это показ на одном экране, или «видеоинсталляция», если автору нужны два экрана или еще какие-то хитрости. Широко используется новый, но уже очень популярный (в музеях прежде всего) термин time-based media — временнóе искусство (при том что искусство в традиционном понимании пространственно). Еще иногда говорят «арт-видео», или «арт-кино», или «фильмы для выставок». В России говорят иногда об «экранных искусствах». Каково твое отношение к термину «видео»? Можем ли мы им еще пользоваться?

Кирилл Преображенский: С точки зрения технологий — строго говоря, нет. Этот термин описывает технологию, которой в чистом виде уже просто не бывает — я имею в виду запись видеокамерой сигнала аналоговым способом на магнитную ленту. Ведь все, что мы исторически называем видеоартом, было на аналоговых носителях — кассетах Betacam, Umatic, VHS, Video8. Сегодня все перешло на цифру или, иногда, на 35-миллиметровую кинопленку. Для показа и инсталлирования некоторые даже цифровое видео переводят на 35 мм. Зачем это делается, мне, кстати, не вполне понятно. Думаю, это какая-то иррациональная тяга к суггестии, которая уже на уровне мифа сохраняется. Пленка — это особый вид магии, светотень и так далее. Но ведь есть технология DCP, которая на сегодняшний день позволяет в большинстве кинотеатров показывать голливудское кино не с кинопленки, а с цифровых носителей, причем непрофессионал ни за что не отличит. Выглядит абсолютно как кино, но, наверное, чисто технологически возможности кинопленки больше.

Дёготь: Но на выставках мы очень редко видим кинопроекционный аппарат, разве что художнику это нужно специально. Обычно это стандартный цифровой проектор, который показывает уже неизвестно что — кино это было изначально или видео, зритель часто не знает, и часто это и не важно.

Преображенский: Да, но продолжать ли называть это «видео»? Наверное, мы делаем это по инерции, потому что все эти перемены усилились в последние пять лет, мы находимся на острие этих сдвигов. Видимо, поэтому нет и новых терминов, и еще какое-то время будет эта неразбериха.

©  Дмитрий Венков

Кирилл Преображенский - Дмитрий Венков

Кирилл Преображенский

Дёготь: Такие художники, как, например, Хито Штайерль и Яэль Бартана (которые снимают фильмы — не важно, на видео или нет), давно называются просто filmmaker.

Преображенский: А как их отличить от фильм-мейкеров с территории кино — даже не голливудского, а, например, авторской, экспериментальной документалистики? Ведь Гай Германика и Расторгуев с Костомаровым — тоже фильм-мейкеры. Где проходит граница между ними и группой «ПРОВМЫЗА»?

Дёготь: Я считаю, дело исключительно в территории. Где они показываются, тем и являются в данный момент. Если Гай Германика будет в основном не на фестивалях, а на выставках показывать свои фильмы (что она пока делает только изредка), то будет считаться artist. Кстати, «ПРОВМЫЗА» как раз делает и то и другое, пытается усидеть на двух стульях, это часто бывает. Конечно, широкий прокат не в счет, но фестивали и выставки некоторые художники могут совмещать, тем более что фестивали сейчас показывают арт-видео или арт-кино в качестве отдельной программы.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • GC· 2011-07-31 17:39:00
    Спасибо за статью. Необходимость говорить о подобных вещах просто в наивысшей точке для меня, например. А что вот - это к примеру: goofycrew.com
  • GC· 2011-08-01 18:50:19
    Почему не упомянули Виктора Косаковского??? Говоря о среде и внедрении в нее кино документирование с помощью самого автора.
  • doragenau· 2011-08-03 15:58:21
    в каком же, интересно, гетто медиаарт?...) по-моему в гетто давно уже ничего не находится, это даже звучит странно в контексте нео-авангардно-нео-либерального искусства.
Все новости ›