Оцените материал

Просмотров: 210217

Где учиться современному искусству в Европе

05/05/2009
Куда и зачем ехать, если вы уже выучились на художника в России, но вам этого мало

©  Multitude / flickr.com

Студенты Академии художеств. Вена

Студенты Академии художеств. Вена

Обо всем, что изложено ниже, мы узнали, поговорив с людьми, прошедшими через разные стадии процесса учебы искусству за границей. Но сведения эти неполны и могут быть неточны, так что просим комментировать и поправлять.

Зачем учиться

Если художник хочет профессионально утвердиться в поле современного искусства, то есть не просто выживать на свое ремесло, но добиться участия в важных групповых выставках, приобрести серьезную галерею, получить известность, начать преподавать и так далее, то ему лучше в начале пути засветиться в каком-то учебном заведении. Легенда о самородках, которые, ничего и никого не зная, обретали известность (в основном после смерти), относится к временам Пиросмани, в настоящее время такое невозможно.

Далее. Для современного художника, даже не только из России, учиться за границей на каком-то этапе не только желательно, но часто и необходимо. Современное искусство есть принципиально глобальная область, тут не существует такой вещи, как «местный рынок» или художники «местной сборки» не ценятся. Попасть в поле зрения международных кураторов и галерей в миллион раз проще, учась в хорошем учебном заведении за границей, нежели оставаясь все время в России.

Ниже речь идет только о Европе, а не о США, так как в Европу легче получить студенческую визу. Однако в Нью-Йорке тоже, разумеется, существуют хорошие арт-школы — прежде всего это Cooper Union, которая считается на данный момент едва ли не лучшей в мире. Преимущества европейских школ также в том, что многие из них бесплатны.

Когда поступать

Молодой человек или девушка из России может поступать в художественный вуз за границей (будем называть их художественными школами, как там принято):

1) сразу после средней школы — на нулевой уровень;

2) уже получив художественное образование в России — на нулевой уровень (перевестись из российского художественного вуза в западный, насколько нам известно, невозможно);

3) уже получив художественное образование в России — на постдипломный уровень (postgraduate), по-нашему это аспирантура. Там можно получить PhD, а можно этого и не делать, и не все школы это предлагают.

Вариант 1 — не слишком реалистический. Во многих странах российский сертификат о среднем образовании не годится. Кроме того, в России современному искусству не учат, а на Западе никого не интересует академическая подготовка. Портфолио с рисунками с гипсов и с натуры скорее сработает как красная тряпка для быка. Наконец, западная школа базируется на других педагогических принципах, чем русская, — на огромной самостоятельности (и ответственности) учащихся. Школьники из России к этому не готовы и тратят годы учебы на какое-то якобы полагающееся молодежи веселье, то есть зря.

Вариант 2 — удачный. Если вы научились в России рисовать с натуры и смешивать краски на палитре, вы найдете этим умениям применение в западной школе, но там, наконец, поймете, для чего это может быть нужно. То, что вы поступаете на нулевой уровень, не имеет большого значения, так как во многих школах все ученики одного преподавателя, разных лет обучения, работают вместе. Длительность обучения зависит от вас — вы должны сдать определенное количество предметов («кредитов»), но какие-то, возможно, вам могут зачесть по вашим российским документам, хотя рассчитывать на это нельзя.

Вариант 3 (аспирантура) — наиболее перспективный в карьерном отношении, но подходит для тех, кто уже начал участвовать в выставках и вполне ощущает себя художником, но при этом чувствует, что не хватает контактов и среды. Postgraduate-программы существуют не в каждой школе, но на этом уровне студент, конечно, гораздо более заметен и у него больше возможностей сделать карьеру. Там, где такие программы есть, они всегда проходят на английском языке, даже во Франции. У студента там полная свобода, нет никакого контроля.

Наконец, существует и вариант 4: получив образование в России или не получив его, начать участвовать в групповых выставках, создать себе какое-никакое CV и затем подавать на всяческие гранты, резиденции, летние школы, которые, строго говоря, учебными заведениями не всегда являются и существуют при каких-то арт-центрах и т.п. Некоторые из них требуют MA (master's dеgree, степень магистра, то есть, по-нашему, законченное высшее), а другие нет, достаточно CV. Это уже своего рода образ жизни, и о таких заведениях мы как-нибудь напишем отдельно. Но вообще граница между 3-м и 4-м вариантом достаточно размытая.

Чему учат

Искусство в современном мире (по крайней мере в стенах школы) — это исследовательская деятельность, а не создание красивых вещей.

Поэтому большинство художественных школ на Западе находится в системе университетов, чего никогда не бывает в России, и предлагает стандартные BA (bachelor’s degree, степень бакалавра) и MA, а также — некоторые из них — PhD, по-нашему кандидатскую степень. Это означает, что профессия художника считается не ремеслом, а интеллектуальным производством, и соответственно теоретические дисциплины являются ключевыми — без владения ими студент просто не сможет учиться.

В конкретном плане это значит, что во время обучения необходимо уметь говорить о своем проекте, а для получения степени магистра нужно написать теоретическую работу объемом страниц в двадцать, с цитатами, ссылками, со знанием источников и самостоятельными выводами. Эта работа должна затрагивать какие-то общественно-эстетические проблемы и выходить на творчество самого студента. Например: «Гендерные аспекты современного видеоискусства», в конце автор описывает собственные проекты. Само собой, это должно быть написано на правильном языке — и в буквальном смысле (английском, немецком — каком положено), и в переносном (языке современной теории и cultural studies, которым в России никто не владеет, в том числе университетские преподаватели культурологии). Это сложно, и это еще один довод в пользу того, чтобы получить какое-никакое высшее образование в России «для справки» и затем поехать «поучиться» в Германию или куда-то еще, не ставя перед собой задачу обязательно получить степень магистра. Для художественной карьеры не очень важно, закончили вы арт-школу или нет — важно, что вы там учились и у кого (факт наличия диплома будет важен, если вы соберетесь преподавать).

Список предлагаемых курсов может вызвать затруднения, так как применяются слова, порой непонятные человеку из России. Под time-based media подразумеваются видео и кино, которые также могут быть обозначены словом film, а частично и перформанс и инсталляция (все, что тянется во времени). Рerformative sculpture — это инсталляция, но как бы включающая в себя процесс ее создания и тесно связанная с перформансом. Инсталляции учат также на других курсах, в название которых входит слово «скульптура».

Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий. Однако это не относится к Великобритании, где образование в принципе дорого.

Следует иметь в виду, что, помимо описанных ниже лучших школ, на Западе существуют тысячи учебных заведений коммерческого толка, при этом они могут называться «художественными академиями» или как угодно. Учеба там никуда вас не приведет. Если на сайте академии фигурируют только живопись, скульптура и графика, это дурной знак.

Как поступить

Первый этап зачисления — просмотр портфолио. Главный критерий — самостоятельность работ и оригинальность мышления. Свидетельства чисто ремесленных навыков (рисование с гипсов, этюды с натуры, владение сложными приемами фотопечати и т.п.) подавать ни в коем случае не надо, это произведет негативное впечатление. Всегда хорошо выглядят какие-то концептуальные рисунки, визуальный анализ массовой культуры, фотографии, видео, коллажи, фотомонтажи, документация перформансов и, конечно, проекты, проекты, проекты — нереализованных инсталляций, моста между Марсом и Луной и т.п. Впрочем, и живопись тоже, только самостоятельная и «мыслящая». Владение различными медиа приветствуется.

Потом иногда бывает экзамен, когда нужно сделать работу в течение нескольких дней, причем в любой технике. И всегда — собеседование и (или) мотивационное письмо. В нем следует честно и без лести объяснить, почему вы хотите учиться именно здесь. Список имен преподавателей в качестве ответа не подходит. Важно понимание того, что может дать именно эта школа и к какому типу она относится. От вас ждут сознательного решения.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • king_of_the_pirates· 2009-05-05 20:36:30
    спасибо вам огромное за материал, поистине бесценный. я бы мечтал об аналогичном материале, но для других сфер. потому что, например, не очень понятно, где и как лучше получить за границей искусствоведческое или культурологическое образование, т.е. просто хорошее гуманитарное образование, которое и даст необходимый кругозор, и позволит остаться дальше жить и работать в Европе.
  • degot· 2009-05-05 21:54:13
    Все будет! Разберемся и напишем. Дайте время
  • sanchezo· 2009-05-07 14:03:36
    Отличный материал! Хотелось бы что-то подобное прочитать но про кинематографическое образование. А так как вы написали "все будет!", то безоговорочно верю и жду =)
Читать все комментарии ›
Все новости ›