Страницы:
От Лувра до Елисейских Полей
Парадная перспектива от Лувра через сад Тюильри до Елисейских Полей и Триумфальной арки — образец парижского шика и место постоянного пребывания туристов. Они прочно обосновались в Лувре и Grand Palais, однако пока еще не облюбовали Jeu de paume, Фонд Ricard и Le Laboratoire.
Лувр (Le Louvre)
1-й округ. Ежедневно 9.00—18.00, кроме вторника. Вход на выставки €6—13. Первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный
С недавних пор, а точнее, с приходом в Лувр нового директора Анри Луаретта в 2001 году самый посещаемый в мире музей вековых шедевров открылся современному искусству. Однако не бескорыстно, а с тем, чтобы обновить взгляд на свою древнюю коллекцию. Здесь современным художникам предлагают развернуться в рамках групповых тематических выставок или по отдельности. При этом соблюдается правило: все временные выставки располагаются в залах музея по соседству с древними экспонатами, диалог со старым искусством должен стать основой экспозиций современных произведений. Среди тех, кто удостоился чести потягаться с великими, немецкая художница Кандида Хёфер, бельгиец Ян Фабр, американец Майк Келли, а среди приглашенных в 2009 году франко-китайский художник Ян Пеи Минг. Кроме того, продолжая начатое Делакруа в XIX веке и Жоржем Браком в веке XX, Лувр приглашает отдельных художников интегрировать свои работы в архитектуру Лувра. В 2007 году в постоянную экспозицию музея вошла монументальная живопись Ансельма Кифера над северной лестницей крыла Сюлли (Sully), а в 2009 году Франсуа Морелле должен закончить витражи лестницы Лефюель (Lefuel).
Лаборатория (Le Laboratoire)
4, rue de Bouloi, 1-й округ Пятница — понедельник, 12.00—19.00. Вход на выставки €4,5—6
Площадка, появившаяся на карте Парижа в конце 2007 года, специализируется на слиянии искусства и естественных наук — химии, физики, биологии. Инициатива создания этой частной институции принадлежит живущему в Париже американцу Дэвиду Эдвардсу — биологу и профессору Гарварда, автору книги «Искусство-наука: творчество поколения пост-Google» (Artscience: Creativity in the Post Google Generation. Harvard University Press, 2008). Главная идея книги, которая разъясняет и политику галереи, сводится к тому, что точно так же, как наука, искусство — это сфера изысканий, а их взаимодействие может принести полезные открытия. По приглашению Le Laboratoire художник (им может быть также фотограф, дизайнер и даже повар) и ученый работают над общим проектом, куда художник привносит воображение, а ученый — знания. При этом процесс творчества объявляется важнее конечного результата, и задача его визуального воплощения ложится прежде всего на художника. Как следствие — на свет появляются и выставки, и полезные изобретения. К примеру, сотрудничество дизайнера Матьё Лёаннёра с владельцем галереи повлекло за собой создание комплексной системы очистки воздуха при помощи растений. Результатом совместной работы шеф-повара Тьери Маркса с физиком коллоидных систем Жеромом Бибеттом над новой формой сохранения вкуса стало создание молекулярной кулинарии, блюда которой зрители могли испробовать прямо на выставке.
Жё-де-пом (Jeu de paume)
Site Concorde: 1, place de la Concorde, 8-й округ
Вторник 12.00—21.00, среда — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €4—7, на видеопоказы €3, на конференции €2—4, на встречи и семинары бесплатный (рекомендуется резервировать места заранее). Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный
Site Sully: l'Hôtel de Sully, 62, rue Saint-Antoine, 4-й округ Вторник — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €2,5—5. Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный
Публичная галерея Jeu de paume, расположенная недалеко от Лувра, в любимом туристами саду Тюильри и с грандиозным видом на площадь Согласия, специализируется на фотографии и видео с XIX века до наших дней. У галереи две площадки — собственно Jeu de paume на площади Согласия (site Concorde) и Hôtel de Sully на улице Сант-Антуан (site Sully). Первая, построенная во второй половине XIX века для игры в мяч (« жё-де-пом» считается прообразом тенниса) и давшая галерее свое название, посвящена тематическим и монографическим выставкам современных художников, известных и не очень, которых одновременно может проходить две или три. В разное время здесь можно было увидеть фотографии Эда Руша, ретроспективы Эйя-Лизы Атила, Синди Шерман и выставки о современной документальной фотографии. Вторая площадка, расположенная в здании XVII века в 4-м округе, предназначена прежде всего для исторических выставок фотографий из Национального фонда Франции. Здесь, к примеру, была экспозиция первых почтовых открыток с фотоизображением. Обе площадки отличаются качественными выставками и достойным набором художников. Параллельная выставочная программа «Сателлит», проходящая в нижнем зале галереи на площади Согласия, каждый год вверяется в руки приглашенного куратора (в настоящее время это Мария Инес Родригес из Колумбии) и открыта участию молодых художников. Особого внимания заслуживает программа видеопоказов, лекций, семинаров и дискуссий (в основном на французском, но иногда на английском или с переводом), рассчитанных на специалистов и любителей искусства. Все это проходит в аудитории галереи на площади Согласия. В отличие от Лувра и Бобура, парижан среди посетителей галереи гораздо больше, чем туристов. На вернисажи, как и в большинстве крупных парижских институций (кроме коммерческих галерей), можно попасть только по приглашению.
Фонд Рикар (Fondation d'Enterprise Ricard)
12 rue Boissy d'Anglas, 8-й округ Вторник — суббота, 11.00—19.00. Вход на выставки свободный
Фонд поддержки современного искусства алкогольной компании Ricard поддерживает в основном молодых художников и кураторов. На их площадке, расположенной в престижном районе между площадью Согласия и улицей модных бутиков Saint-Honoré, проходит восемь выставок в год, в том числе реализованные молодыми кураторами на условиях carte blanche, и регулярные дискуссии об искусстве с художниками. Последние проводятся в рамках серии «Беседы об искусстве» (Entretiens sur l'Art), которая в этом году перешла из рук арт-критика Катрин Франблэн к куратору и арт-критику Паскалю Боссу. Программа «Встречи воображаемого» (Rendez-vous de l'imaginaire) приглашает на встречи с философами и теоретиками. Руководит ею социолог Мишель Маффезоли, известный в мире искусства по текстам французского куратора Николя Буррио. Еще одна серия дискуссий с теоретиками именуется «После всего сказанного» (Apres coup). Ее вдохновители — молодые арт-критики Марк Ализар и Кристоф Ким, которые также стоят за изданием серии книг Fresh Theorie с текстами молодых авторов. В отличие от встреч с художниками, теоретические дискуссии будут интересны только тем, кто владеет французским языком.
Помимо этого фонд учредил приз молодым художникам, вручаемый раз в год начиная с 1999 года. Выставка лауреатов приза недавно проходила в Москве, и OPENSPACE.RU ее показывал. Кандидатура победителя определяется жюри, состоящим из коллекционеров. Фонд выкупает у победителя его работу и передает в коллекцию Центра Жоржа Помпиду.
Десять лет назад вернисажи в фонде проходили под названием «Желтый бал» и девушки в желтых костюмах наливали Ricard из прикрепленных на спине баллонов. Сегодня вход на вернисажи остается свободным, но былой атмосферы шального праздника уже нет, да и народу не так много.
Гран-Пале (Grand Palais)
Avenue Winston-Churchill, 8-й округ
Расписание необходимо уточнять в зависимости от выставки. Вход на выставки €3—12
Огромное пространство Grand Palais вмещает в себя несколько площадок для показа искусства, в том числе современного, хотя подавляющая часть выставок посвящена искусству старых мастеров. Тем не менее именно здесь проходят два масштабных по размаху и значимости события в области современного художественного творчества Франции под эгидой местного Министерства культуры и коммуникации — выставка « Монумента» (Monumenta), один раз в год, и «Сила искусства» (La Force de l'Art), один раз в три года. «Монумента» посвящена показу работ одного художника. Это не ретроспектива, а выставка серии произведений, созданных специально для Grand Palais. В 2007 году приглашенным художником был немец Ансельм Кифер, в 2008-м — американец Ричард Серра, а в 2009 году им станет француз Кристиан Болтански. Важная особенность «Монументы» — внушительный бюджет и внимание к просвещению публики, которое проявляется в виде бесплатной (!) раздачи аудиогидов, большого количества готовых обеспечить понимание живых гидов, программы лекций и обилия рекламно-сувенирной продукции. Триеннале «Сила искусства» — это что-то вроде выставки достижений французского современного искусства за последние несколько лет, которая также адресована самой широкой публике. В очередной раз это событие пройдет с 24 апреля по 1 июня этого года под кураторством Жана-Луи Фромана, Жана-Ива Жуанне и Дидье Оттанжера. Нововведение Grand Palais января 2009 года — зал для показа фильмов, видео и дискуссий, рассчитанный на 100 мест.
Кроме того, в Grand Palais в последние годы проходит ярмарка современного искусства FIAC — в 2009 году 22—25 октября.
Выставочный зал «Луи Виттон» (Espace Culturel Louis Vuitton)
60, rue de Bassano. Вход через магазин — 101, avenue des Champs Elysées, 8-й округ
Понедельник — суббота 12.00—19.00, воскресенье 11.00—19.00. Вход на выставки свободный
Люксовая марка Louis Vuitton одной из первых поняла, какую пользу в продвижении бренда может принести современное искусство. В разное время и в разных формах с маркой сотрудничали Такаши Мураками, Стивен Спрауз, Сильви Флери, Джеймс Таррелл и многие другие художники. Культурное пространство Louis Vuitton, центральный вход в которое находится с другой стороны здания многоэтажного и на удивление многолюдного бутика на Елисейских Полях, — часть той же политики. Выставки проходят здесь три раза в год и посвящены теме путешествий, наследию марки и взаимодействию искусства и моды. В рамках раздела про путешествия было представлено искусство из экзотических для французов регионов — Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Кореи и России. Достопримечательность институции — абсолютно темный и звуконепроницаемый лифт работы исландского художника Олафура Элиассона, который поднимает посетителей на выставку со стороны улицы Bassano с ощущением провала в пространстве и во времени. Зато на седьмом этаже, где проходят выставки, можно выйти на балкон и увидеть развернутую панораму Парижа. Вернисажи, куда попадают только по приглашениям, собирают деятелей современного искусства и звезд кино и проходят на отдельном этаже, связанном с выставочным пространством лестницей и лифтом.
Вокруг Palais de Tokyo
Западные окраины Парижа, 16-й и 17-й округа (сегодня это самый центр через реку от Эйфелевой башни, вокруг метро Trocadero, Iena) — это традиционные владения французской аристократии и буржуа. Здесь много неприступных особняков XVII и XVIII веков и прогуливающихся пенсионеров, Музей искусства Азии Гиме и Музей человека, но современное искусство ограничивается Palais de Tokyo и Музеем современного искусства города Парижа, которые находятся по соседству друг с другом. Зато навестить их нужно непременно.
Пале-де-Токио (Palais de Tokyo)
13, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 12.00—24.00. Вход на выставки и другие мероприятия программы €1—6
На настоящий момент самая модная и передовая площадка современного искусства Парижа разместилась в одноименном дворце — почти сталинского стиля здании, построенном в 1937 году для Всемирной выставки искусства и промышленности. Слава центра Palais de Tokyo восходит к его первым кураторам — Николя Буррио и Жерому Сансу. В 1990-е годы Буррио сформулировал теорию «эстетики взаимодействия», вызвавшую пылкие дебаты по всему миру, и политика Palais de Tokyo отвечала ее главной идее — искусство как пространство общения. Под руководством швейцарца Марка-Оливье Валёра, ставшего куратором Palais de Tokyo в 2006 году, у этого общения появились серьезные основания. Согласно видению Валёра, в свое время получившего философское образование, искусство не знает границ, а его ценность — в загадке или парадоксе, который всякий раз обновляет наше восприятие реальности. В результате в сегодняшнем Palais de Tokyo выставки уживаются с конкурсом деревянных скульптур и лекциями о «черных дырах», что, без сомнения, расширило представления многих. Оригинальное нововведение Валёра — приглашение художников в роли кураторов. В 2007 году выставку курировал швейцарский художник Уго Рондиноне, а в 2008-м — британец Джереми Деллер. Кроме того, в Palais de Tokyo есть две площадки для молодых художников (Les Modules), где выставки меняются раз в месяц, а каждый четверг здесь проходят лекции, видеопроекции, концерты и другие события, сопровождающие выставки. С самого начала в Palais de Tokyo действует Le Pavillon — учебная программа для молодых художников под руководством Анжа Леччиа. Разумеется, здесь есть книжная лавка, бутик, ресторан, два кафе и свободный WiFi. В течение 2008 года на крыше Пале размещался микроотель Everland (вместительная кабина, спроектированная швейцарскими художниками Сабиной Ланг и Даниэлем Бауманном), где можно было остановиться на ночь, но только на одну, потому что каждый миг, как гласил текст создателей, должен быть редким и незабываемым. Вернисажи в Palais de Tokyo открыты для всех желающих, и народу здесь бывает много.
Музей современного искусства города Парижа (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris)
11, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 10.00—18.00, по четвергам на временные выставки вход до 22.00. Вход на выставки €3,5—7
Музей располагается рядом с Palais de Tokyo и делит с ним террасу с кафе, откуда открывается вид на Эйфелеву башню и на скейтеров, которые катаются у фонтана и у подножия огромной лестницы. В отличие от Palais de Tokyo в музее проходят классические тематические и персональные выставки искусства ХХ века и известных современных художников. Хотя в 2008 году здесь по-хулигански и с концертом отметились художники из австрийского коллектива Gelitin, знакомые зрителям 1-й Московской биеннале по туалету с большой свисающей сосулькой. На нижнем уровне рядом с кафе в музее располагается книжный магазин.
Парадная перспектива от Лувра через сад Тюильри до Елисейских Полей и Триумфальной арки — образец парижского шика и место постоянного пребывания туристов. Они прочно обосновались в Лувре и Grand Palais, однако пока еще не облюбовали Jeu de paume, Фонд Ricard и Le Laboratoire.
Лувр (Le Louvre)
1-й округ. Ежедневно 9.00—18.00, кроме вторника. Вход на выставки €6—13. Первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный
С недавних пор, а точнее, с приходом в Лувр нового директора Анри Луаретта в 2001 году самый посещаемый в мире музей вековых шедевров открылся современному искусству. Однако не бескорыстно, а с тем, чтобы обновить взгляд на свою древнюю коллекцию. Здесь современным художникам предлагают развернуться в рамках групповых тематических выставок или по отдельности. При этом соблюдается правило: все временные выставки располагаются в залах музея по соседству с древними экспонатами, диалог со старым искусством должен стать основой экспозиций современных произведений. Среди тех, кто удостоился чести потягаться с великими, немецкая художница Кандида Хёфер, бельгиец Ян Фабр, американец Майк Келли, а среди приглашенных в 2009 году франко-китайский художник Ян Пеи Минг. Кроме того, продолжая начатое Делакруа в XIX веке и Жоржем Браком в веке XX, Лувр приглашает отдельных художников интегрировать свои работы в архитектуру Лувра. В 2007 году в постоянную экспозицию музея вошла монументальная живопись Ансельма Кифера над северной лестницей крыла Сюлли (Sully), а в 2009 году Франсуа Морелле должен закончить витражи лестницы Лефюель (Lefuel).
Лаборатория (Le Laboratoire)
4, rue de Bouloi, 1-й округ Пятница — понедельник, 12.00—19.00. Вход на выставки €4,5—6
Площадка, появившаяся на карте Парижа в конце 2007 года, специализируется на слиянии искусства и естественных наук — химии, физики, биологии. Инициатива создания этой частной институции принадлежит живущему в Париже американцу Дэвиду Эдвардсу — биологу и профессору Гарварда, автору книги «Искусство-наука: творчество поколения пост-Google» (Artscience: Creativity in the Post Google Generation. Harvard University Press, 2008). Главная идея книги, которая разъясняет и политику галереи, сводится к тому, что точно так же, как наука, искусство — это сфера изысканий, а их взаимодействие может принести полезные открытия. По приглашению Le Laboratoire художник (им может быть также фотограф, дизайнер и даже повар) и ученый работают над общим проектом, куда художник привносит воображение, а ученый — знания. При этом процесс творчества объявляется важнее конечного результата, и задача его визуального воплощения ложится прежде всего на художника. Как следствие — на свет появляются и выставки, и полезные изобретения. К примеру, сотрудничество дизайнера Матьё Лёаннёра с владельцем галереи повлекло за собой создание комплексной системы очистки воздуха при помощи растений. Результатом совместной работы шеф-повара Тьери Маркса с физиком коллоидных систем Жеромом Бибеттом над новой формой сохранения вкуса стало создание молекулярной кулинарии, блюда которой зрители могли испробовать прямо на выставке.
Жё-де-пом (Jeu de paume)
Site Concorde: 1, place de la Concorde, 8-й округ
Вторник 12.00—21.00, среда — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €4—7, на видеопоказы €3, на конференции €2—4, на встречи и семинары бесплатный (рекомендуется резервировать места заранее). Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный
Site Sully: l'Hôtel de Sully, 62, rue Saint-Antoine, 4-й округ Вторник — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €2,5—5. Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный
Публичная галерея Jeu de paume, расположенная недалеко от Лувра, в любимом туристами саду Тюильри и с грандиозным видом на площадь Согласия, специализируется на фотографии и видео с XIX века до наших дней. У галереи две площадки — собственно Jeu de paume на площади Согласия (site Concorde) и Hôtel de Sully на улице Сант-Антуан (site Sully). Первая, построенная во второй половине XIX века для игры в мяч (« жё-де-пом» считается прообразом тенниса) и давшая галерее свое название, посвящена тематическим и монографическим выставкам современных художников, известных и не очень, которых одновременно может проходить две или три. В разное время здесь можно было увидеть фотографии Эда Руша, ретроспективы Эйя-Лизы Атила, Синди Шерман и выставки о современной документальной фотографии. Вторая площадка, расположенная в здании XVII века в 4-м округе, предназначена прежде всего для исторических выставок фотографий из Национального фонда Франции. Здесь, к примеру, была экспозиция первых почтовых открыток с фотоизображением. Обе площадки отличаются качественными выставками и достойным набором художников. Параллельная выставочная программа «Сателлит», проходящая в нижнем зале галереи на площади Согласия, каждый год вверяется в руки приглашенного куратора (в настоящее время это Мария Инес Родригес из Колумбии) и открыта участию молодых художников. Особого внимания заслуживает программа видеопоказов, лекций, семинаров и дискуссий (в основном на французском, но иногда на английском или с переводом), рассчитанных на специалистов и любителей искусства. Все это проходит в аудитории галереи на площади Согласия. В отличие от Лувра и Бобура, парижан среди посетителей галереи гораздо больше, чем туристов. На вернисажи, как и в большинстве крупных парижских институций (кроме коммерческих галерей), можно попасть только по приглашению.
Фонд Рикар (Fondation d'Enterprise Ricard)
12 rue Boissy d'Anglas, 8-й округ Вторник — суббота, 11.00—19.00. Вход на выставки свободный
Фонд поддержки современного искусства алкогольной компании Ricard поддерживает в основном молодых художников и кураторов. На их площадке, расположенной в престижном районе между площадью Согласия и улицей модных бутиков Saint-Honoré, проходит восемь выставок в год, в том числе реализованные молодыми кураторами на условиях carte blanche, и регулярные дискуссии об искусстве с художниками. Последние проводятся в рамках серии «Беседы об искусстве» (Entretiens sur l'Art), которая в этом году перешла из рук арт-критика Катрин Франблэн к куратору и арт-критику Паскалю Боссу. Программа «Встречи воображаемого» (Rendez-vous de l'imaginaire) приглашает на встречи с философами и теоретиками. Руководит ею социолог Мишель Маффезоли, известный в мире искусства по текстам французского куратора Николя Буррио. Еще одна серия дискуссий с теоретиками именуется «После всего сказанного» (Apres coup). Ее вдохновители — молодые арт-критики Марк Ализар и Кристоф Ким, которые также стоят за изданием серии книг Fresh Theorie с текстами молодых авторов. В отличие от встреч с художниками, теоретические дискуссии будут интересны только тем, кто владеет французским языком.
Помимо этого фонд учредил приз молодым художникам, вручаемый раз в год начиная с 1999 года. Выставка лауреатов приза недавно проходила в Москве, и OPENSPACE.RU ее показывал. Кандидатура победителя определяется жюри, состоящим из коллекционеров. Фонд выкупает у победителя его работу и передает в коллекцию Центра Жоржа Помпиду.
Десять лет назад вернисажи в фонде проходили под названием «Желтый бал» и девушки в желтых костюмах наливали Ricard из прикрепленных на спине баллонов. Сегодня вход на вернисажи остается свободным, но былой атмосферы шального праздника уже нет, да и народу не так много.
Гран-Пале (Grand Palais)
Avenue Winston-Churchill, 8-й округ
Расписание необходимо уточнять в зависимости от выставки. Вход на выставки €3—12
Огромное пространство Grand Palais вмещает в себя несколько площадок для показа искусства, в том числе современного, хотя подавляющая часть выставок посвящена искусству старых мастеров. Тем не менее именно здесь проходят два масштабных по размаху и значимости события в области современного художественного творчества Франции под эгидой местного Министерства культуры и коммуникации — выставка « Монумента» (Monumenta), один раз в год, и «Сила искусства» (La Force de l'Art), один раз в три года. «Монумента» посвящена показу работ одного художника. Это не ретроспектива, а выставка серии произведений, созданных специально для Grand Palais. В 2007 году приглашенным художником был немец Ансельм Кифер, в 2008-м — американец Ричард Серра, а в 2009 году им станет француз Кристиан Болтански. Важная особенность «Монументы» — внушительный бюджет и внимание к просвещению публики, которое проявляется в виде бесплатной (!) раздачи аудиогидов, большого количества готовых обеспечить понимание живых гидов, программы лекций и обилия рекламно-сувенирной продукции. Триеннале «Сила искусства» — это что-то вроде выставки достижений французского современного искусства за последние несколько лет, которая также адресована самой широкой публике. В очередной раз это событие пройдет с 24 апреля по 1 июня этого года под кураторством Жана-Луи Фромана, Жана-Ива Жуанне и Дидье Оттанжера. Нововведение Grand Palais января 2009 года — зал для показа фильмов, видео и дискуссий, рассчитанный на 100 мест.
Кроме того, в Grand Palais в последние годы проходит ярмарка современного искусства FIAC — в 2009 году 22—25 октября.
Выставочный зал «Луи Виттон» (Espace Culturel Louis Vuitton)
60, rue de Bassano. Вход через магазин — 101, avenue des Champs Elysées, 8-й округ
Понедельник — суббота 12.00—19.00, воскресенье 11.00—19.00. Вход на выставки свободный
Люксовая марка Louis Vuitton одной из первых поняла, какую пользу в продвижении бренда может принести современное искусство. В разное время и в разных формах с маркой сотрудничали Такаши Мураками, Стивен Спрауз, Сильви Флери, Джеймс Таррелл и многие другие художники. Культурное пространство Louis Vuitton, центральный вход в которое находится с другой стороны здания многоэтажного и на удивление многолюдного бутика на Елисейских Полях, — часть той же политики. Выставки проходят здесь три раза в год и посвящены теме путешествий, наследию марки и взаимодействию искусства и моды. В рамках раздела про путешествия было представлено искусство из экзотических для французов регионов — Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Кореи и России. Достопримечательность институции — абсолютно темный и звуконепроницаемый лифт работы исландского художника Олафура Элиассона, который поднимает посетителей на выставку со стороны улицы Bassano с ощущением провала в пространстве и во времени. Зато на седьмом этаже, где проходят выставки, можно выйти на балкон и увидеть развернутую панораму Парижа. Вернисажи, куда попадают только по приглашениям, собирают деятелей современного искусства и звезд кино и проходят на отдельном этаже, связанном с выставочным пространством лестницей и лифтом.
Вокруг Palais de Tokyo
Западные окраины Парижа, 16-й и 17-й округа (сегодня это самый центр через реку от Эйфелевой башни, вокруг метро Trocadero, Iena) — это традиционные владения французской аристократии и буржуа. Здесь много неприступных особняков XVII и XVIII веков и прогуливающихся пенсионеров, Музей искусства Азии Гиме и Музей человека, но современное искусство ограничивается Palais de Tokyo и Музеем современного искусства города Парижа, которые находятся по соседству друг с другом. Зато навестить их нужно непременно.
Пале-де-Токио (Palais de Tokyo)
13, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 12.00—24.00. Вход на выставки и другие мероприятия программы €1—6
На настоящий момент самая модная и передовая площадка современного искусства Парижа разместилась в одноименном дворце — почти сталинского стиля здании, построенном в 1937 году для Всемирной выставки искусства и промышленности. Слава центра Palais de Tokyo восходит к его первым кураторам — Николя Буррио и Жерому Сансу. В 1990-е годы Буррио сформулировал теорию «эстетики взаимодействия», вызвавшую пылкие дебаты по всему миру, и политика Palais de Tokyo отвечала ее главной идее — искусство как пространство общения. Под руководством швейцарца Марка-Оливье Валёра, ставшего куратором Palais de Tokyo в 2006 году, у этого общения появились серьезные основания. Согласно видению Валёра, в свое время получившего философское образование, искусство не знает границ, а его ценность — в загадке или парадоксе, который всякий раз обновляет наше восприятие реальности. В результате в сегодняшнем Palais de Tokyo выставки уживаются с конкурсом деревянных скульптур и лекциями о «черных дырах», что, без сомнения, расширило представления многих. Оригинальное нововведение Валёра — приглашение художников в роли кураторов. В 2007 году выставку курировал швейцарский художник Уго Рондиноне, а в 2008-м — британец Джереми Деллер. Кроме того, в Palais de Tokyo есть две площадки для молодых художников (Les Modules), где выставки меняются раз в месяц, а каждый четверг здесь проходят лекции, видеопроекции, концерты и другие события, сопровождающие выставки. С самого начала в Palais de Tokyo действует Le Pavillon — учебная программа для молодых художников под руководством Анжа Леччиа. Разумеется, здесь есть книжная лавка, бутик, ресторан, два кафе и свободный WiFi. В течение 2008 года на крыше Пале размещался микроотель Everland (вместительная кабина, спроектированная швейцарскими художниками Сабиной Ланг и Даниэлем Бауманном), где можно было остановиться на ночь, но только на одну, потому что каждый миг, как гласил текст создателей, должен быть редким и незабываемым. Вернисажи в Palais de Tokyo открыты для всех желающих, и народу здесь бывает много.
Музей современного искусства города Парижа (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris)
11, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 10.00—18.00, по четвергам на временные выставки вход до 22.00. Вход на выставки €3,5—7
Музей располагается рядом с Palais de Tokyo и делит с ним террасу с кафе, откуда открывается вид на Эйфелеву башню и на скейтеров, которые катаются у фонтана и у подножия огромной лестницы. В отличие от Palais de Tokyo в музее проходят классические тематические и персональные выставки искусства ХХ века и известных современных художников. Хотя в 2008 году здесь по-хулигански и с концертом отметились художники из австрийского коллектива Gelitin, знакомые зрителям 1-й Московской биеннале по туалету с большой свисающей сосулькой. На нижнем уровне рядом с кафе в музее располагается книжный магазин.
Страницы:
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Спасибо. Отличный обзор.
-
Choroshii obsori! Odno malenkoe dopolnenie k russkim galereiam: na monmartre nachoditsia molodaia russkaia galerea "Russian Tea Room" kotoraia vistavila na nedavno proshedshem SLICKe (iarmarka molodich galerei v ramkach FIAC) Olega Dou i voobche specialisiruetsia na russkich fotografach (v spiske chudognikov est naprimer Sergey Maximishin)
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452351
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343697
- 3. Норильск. Май 1270225
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898005
- 5. Закоротило 822663
- 6. Не может прожить без ирисок 785451
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762591
- 8. Коблы и малолетки 742243
- 9. Затворник. Но пятипалый 474085
- 10. ЖП и крепостное право 408368
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404817
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371869