Просмотров: 37758
Что смотреть в музеях Европы и Америки в первой половине 2012 года
Thank You for the Music, понаехавшие в Британию, искусство из неона. Тернер–Моне–Твомбли, Дэмиен Херст, Синди Шерман и Шанталь Акерман
Ханна Дарбовен / Hanne DarbovenCamden Arts Centre, Лондон
20 января — 18 марта
Одна из лучших некоммерческих площадок Лондона представит первую в Великобритании персональную выставку немецкой концептуалистки Ханны Дарбовен (1941—2009). Участница четырех выставок «Документа» (1972, 1977, 1982 и 2002), почти всю жизнь работавшая в Гамбурге, известна как автор масштабных инсталляций —
Читать!
Спасибо за музыку. Как музыка движет нами / Thank You for the Music. How Music Moves Us
«Киасма», Хельсинки
20 января — 17 июня
Названная словами знаменитого хита группы ABBA, выставка финского музея «Киасма» посвящена эмоциональному отклику, рождаемому в нас музыкой, ее влиянию на художников и искусство. В произведениях художников (здесь собраны самые разные медиа, включая видео, живопись, рисунок, фотографию, скульптуру и инсталляцию) музыка выступает источником вдохновения, дополняет визуальное впечатление или, наоборот, вступает с ним в спор, при этом многие авторы в своих работах заимствуют клиповую эстетику. (Музей «Киасма» при новом директоре делает акцент на чрезвычайно популистские выставки, и это, очевидно, одна из них.) В выставке участвуют известнейшие Катажина Козыра (Katarzyna Kozyra, Польша), Пипилотти Рист (Pipilotti Rist, Швейцария), Кэндис Брейц (Candice Breitz, ЮАР), пятеро британцев — Дэвид Блэнди (David Blandy), Грэм Долфин (Graham Dolphin), Йен Форсит и Джейн Полард (Iain Forsyth & Jane Pollard), Софи Маккоркодейл (Sophie MacCorquodale), финские художники — Адель Абидин (Adel Abidin), Петри Ала-Маунус (Petri Ala-Maunus), Йени Хилтунен (Jenni Hiltunen), Петра Линдхольм (Petra Lindholm), Яни Хяннинен (Jani Hänninen), Мария Стерео (Maria Stereo), Рауха Мякиля (Rauha Mäkilä), Калле Ниеминен (Kalle Nieminen), Тери Юлимяйнен (Terhi Ylimäinen), Аннели Нюгрен (Anneli Nygren), Лииса Лоунила (Liisa Lounila), Pink Twins в сотрудничестве с Эдуардо Баланцей (Eduardo Balanza, Испания), а также Сусанна Бюрнер (Susanne Bürner, Германия), Роз Экен (Rose Eken, Дания), Фабьен Жиро (Fabien Giraud, Франция), Боян Сарцевич (Bojan Sarcevic, Сербия).
Духи интернационализма. 6 европейских коллекций, 1956—1986 / Spirits of Internationalism. 6 European Collections, 1956—1986
Музей М HKA, Антверпен
19 января — 29 апреля
Музей Ван Аббе, Эйндховен
21 января — 29 апреля
Проект в рамках обмена коллекциями между несколькими самыми прогрессивными европейскими музеями — программа называется «Интернационал». Выставка, проходящая одновременно на двух площадках, бельгийской и голландской, представляет искусство с 1956 по 1986 год из четырех европейских музеев и двух архивов художников. Партнеры проекта — MACBA (Барселона), Moderna Galerija (Любляна), Архив KwieKulik (Варшава) и Общество Юлиуса Коллера (Братислава). Кураторы Бар де Баэр, Чарльз Эше и Стивен тен Тийе (Steven ten Thije) предлагают по-новому взглянуть на тот интернациональный дух, который сегодня благодаря европейскому кризису, геополитическому сдвигу с Запада на Восток и «арабской весне», кажется, находится на последнем издыхании. Достижения предыдущей динамичной эпохи технологического развития — высадка на Луну, изобретение сверхзвукового самолета, телевидения и компьютера, а также новые международные отношения (и новая напряженность) — изменили способ производства и представления искусства, привели к смешению (и противоречию) интернационального и региональных, локальных художественных контекстов. По замыслу кураторов, выставка, показывающая знакомые и малоизвестные работы в неожиданных сопоставлениях, должна разрушить черно-белый образ «закрытого» Востока и «открытого» Запада, а представленный пейзаж будет неразделим на центр и периферию — в нем каждый художник имеет собственную перспективу и занимает свое место. В частности, на выставке будут прояснены отношения бельгийской/фламандской и нидерландской сцен 1960—1970-х с гегемонией и «каноном» международного искусства. Среди художников, чьи работы будут представлены на выставке, — Младен Стилинович (Mladen Stilinović), Томислав Готовац (Tomislav Gotovac), Панамаренко (Panamarenko), Антонио Мунтадас (Antonio Muntadas), Джеймс Ли Байерс (James Lee Byars), Юлиус Коллер (Julius Koller) и др.
Миграции / Migrations
Tate Britain, Лондон
31 января — 12 августа
Взгляд на британское искусство с 1500 года до наших дней сквозь призму миграции предлагает выставка, основанная на музейной коллекции Тейт. Она должна обнаружить фундаментальное влияние, оказанное на британское искусство последовательными волнами миграции, притоком в Великобританию художников — от фламандских и голландских пейзажистов и мастеров натюрморта XVI и XVII веков до наших дней, когда Лондон остается одной из художественных столиц мира. На выставке будут представлены работы «некоренных» британских художников — от голландца Питера Лели (1618—1680), немца Годфри Кнеллера (1648—1723), австро-швейцарки Ангелики Кауфман (1741—1807) до американцев Джона Сингера Сарджента (1856—1925) и Якоба Эпштейна (1880—1959), голландца Пита Мондриана (1872—1944), польского еврея Дэвида Бомберга (1890—1957), гайанца Франка Боулинга (р. 1936) и других художников. (Тут вы, конечно, вспомнили про «Россию для всех» Гутова—Бондаренко.)
Эдвард Мунк. Современный глаз / Edvard Munch. The Modern Eye
«Ширн», Франкфурт-на-Майне
9 февраля — 13 мая
Tate Modern, Лондон
28 июня — 14 октября
Новый взгляд на работу всемирно известного норвежского художника Эдварда Мунка (1863—1944), одного из основоположников экспрессионизма, предлагает выставка во франкфуртском кунстхалле «Ширн», подготовленная в сотрудничестве с Центром Помпиду. Речь пойдет об увлечении Мунка современными техниками производства образов — фотографией, кинематографом, а также театральным дизайном — и о том, как в его собственных живописных и графических работах просматривается влияние специфических фотографических и экранных форм, композиционных приемов повествования. Отдельная глава посвящена опытам самого Мунка в области фотографии и кино, она дополняет показ около 60 его картин и 20 работ на бумаге. Также выставка демонстрирует повторения у Мунка одного и того же сюжета в рисунке, фотографии, живописи, графике и скульптуре и частые возвращения художника к уже проработанным мотивам, дающие ключ к пониманию его работ. Кураторы — Клеман Шеру (Clément Chéroux), Ангела Лампе (Angela Lampe), Ингрид Пфайфер (Ingrid Pfeiffer). Из Франкфурта выставка отправится в Лондон.
Эжен Атже. Документы для художников / Eugène Atget: Documents pour artistes
Музей современного искусства MoMA, Нью-Йорк
6 февраля — 9 апреля
«Документы для художников» — гласила вывеска на парижской студии фотографа Эжена Атже (1857—1927), обозначая скромные амбиции мастера, производящего образы, которые другие художники смогут использовать в качестве подручного материала. Великий французский фотограф (как потом стало ясно) Эжен Атже начал снимать в конце 1890-х, а все свои главные снимки сделал после Первой мировой войны, запечатлев колоритную городскую среду парижского Пятого округа, парки в окрестностях Со, а также витрины магазинов, в которых его интересовали почти сюрреалистические манекены. На выставке в MoMA покажут около ста фотографий, две трети которых принадлежит именно этому периоду. Куратор — Сара Хермансон Майстер (Sarah Hermanson Meister).
Панорама Герхарда Рихтера / Gerhard Richter Panorama
Neue Nationalgalerie, Берлин
12 февраля — 13 мая
Самый известный немецкий художник своего поколения Герхард Рихтер 9 февраля 2012 года отпразднует свой 80-й день рождения. К юбилею Национальная галерея Берлина в тесном сотрудничестве с самим художником, а также с Tate Modern и Центром Помпиду подготовила обширную ретроспективу Рихтера, которая представит его творчество во всем тематическом и стилистическом многообразии. Выставка — около 150 картин — построена по хронологическому принципу, поэтому продолжающийся у художника десятилетиями диалог между абстракцией и фигуративной живописью проходит по выставке красной нитью. Это не первый показ выставки, но специально для здания Новой национальной галереи художник создаст беспрецедентную по масштабу абстрактную работу длиной 200 метров (она будет огибать все выставочное здание), представляющую 4900 цветов (в знаменитой картине 1966 года из разноцветных квадратов, нарисованных по трафарету на сером фоне, было «всего» 192 цвета).
Шанталь Акерман. Слишком далеко, слишком близко / CHANTAL AKERMAN, Too Far, Too Close
Музей М HKA, Антверпен
10 февраля — 20 мая
В музее М HKA пройдет первая масштабная ретроспектива бельгийской художницы и кинематографистки Шанталь Акерман (р. 1950), многие годы живущей в Париже. Это первый показ ее работ в Бельгии после 1995 года, и сосредоточен он главным образом на художественной практике Акерман, которая с середины 1990-х все больше присутствует именно в художественном контексте (в том числе она участвовала в Венецианской биеннале и «Документе-11»). До этого Акерман успела стать одним из наиболее влиятельных режиссеров своего поколения и благодаря полнометражному фильму « Жанна Дильман, набережная Коммерс, дом 23, 1080, Брюссель» (1975) долгое время была иконой феминизма.
Неон. Кто боится красного, желтого и синего? / Neon. Who's afraid of red, yellow and blue?
La Maison Rouge, Париж
17 февраля — 20 мая
Открытие — 16 февраля, 18:00
Парижская выставочная площадка «Мезон-Руж» представит первую масштабную интернациональную выставку, посвященную искусству из неона с 1950-х годов до наших дней, — около 100 работ около 70 художников, многие из которых — абсолютные классики современности (см. ниже). Куратор — Давид Розенберг (David Rosenberg). Практическое применение пятого по распространенности элемента Вселенной открылось в начале 1910-х, когда французский физик и химик Жорж Клод создал первую газоразрядную лампу, заполненную неоном. Многие авангардисты начала века вдохновлялись огнями большого города и мечтали о световой живописи, но только в 1951 году Лучо Фонтана выставил первую в Европе работу, целиком сделанную из неона. Уже в начале 60-х такие художники, как Франсуа Мореле, Стефан Антонакос, Брюс Науман и Кейт Сонье во Франции, Греции и США, начали широко использовать неон в своих работах, а Дэн Флавин начал работать с люминесцентными лампами. В середине 60-х неон «заговорил» в работах Джозефа Кошута, Марио Мерца и Пьера Паоло Кальцолари, и надо сказать, и сегодня продолжает широко использоваться такими художниками, как Альфредо Джаар, Трейси Эмин, Клод Левек, Сью Вебстер и Тим Нобл, и многими другими. Вот неокончательный список художников (звездочками отмечены те, кто представлен не неоновыми работами), и глядя на него, в самом деле задаешься вопросом — кто боится красного, желтого и синего? Судя по всему, уже никто. Adel Abdessemed, Saâdane Afif, Jean-Michel Alberola, He An, Stephen Antonakos, Fiona Banner, Nathalie Brevet et Hughes Rochette, Stefan Bruggemann, Maurizio Cattelan, Pier Paolo Calzolari, Claire Fontaine, Martin Creed, Stéphane Dafflon, Cédric Delsaux*, Laddie John Dill, Tracey Emin,
Читать!
{-page-}
Пикассо и искусство британского модернизма / Picasso and Modern British Art
Tate Britain, Лондон
15 февраля — 15 июля
Выставка посвящена искусству Пикассо и его влиянию на художников туманного Альбиона, благодаря которому, как сообщается, «британское искусство стало современным». Наследие Пикассо (60 работ) будет показано рядом с работами семи самых преданных его поклонников — Дункана Гранта, Уиндэма Льюиса, Бена Николсона, Генри Мура, Фрэнсиса Бэкона, Грэма Сазерленда и Дэвида Хокни (всего более 150 работ). Пикассо впервые посетил Лондон в 1919 году, работая над сценографией и костюмами дягилевского балета «Треуголка». В послевоенные годы художник, известный своими антивоенными работами и политическими позициями, стал чрезвычайно популярен в Британии, а его выставка в Тейт в 1960 году пользовалась огромным успехом.
Print/Out
МoМА, Нью-Йорк
19 февраля — 14 мая
Третья выставка, подготовленная отделом печати и иллюстрированных изданий МoМА, посвящена, как и две первые (1980 и 1996 гг.), эволюции печатных медиа и их роли в расширении географии современного искусства, обмене идеями и ресурсами между отдельными регионами и целыми континентами. На этот раз наряду с традиционными печатными материалами будут широко представлены цифровые технологии и сетевые способы коммуникации. Среди заявленных художников — Ай Вэйвэй, Эллен Галлахер, Мартин Киппенбергер, Люси Маккензи, Томас Шютте, Риркрит Тиравания, Museum in Progress, SUPERFLEX.
Ай Вэйвэй — Интерлейсинг / Ai Weiwei — Interlacing
Музей Жё-де-Пом, Париж
21 февраля — 29 апреля
Парижский Жё-де-Пом впервые широко представит фотографии и видео знаменитого китайского художника-диссидента, который в настоящий момент находится под подпиской о невыезде. Выставка посвящена его роли коммуникатора — человека, который документирует окружающие его события любыми доступными способами (включая камеру мобильного телефона) и активно распространяет информацию, используя самые разные каналы: от выставок и интервью до блогов и твиттера. Именно с этой ролью блогера-активиста организаторы связывают «критическую» позицию Ай Вэйвэя, универсального профессионала — архитектора, концептуального художника, скульптора, фотографа, эссеиста и т.д. Выставка организована в сотрудничестве с Фотомузеем Винтертура (Fotomuseum Winterthur).
Синди Шерман / Cindy Sherman
МoМА, Нью-Йорк
26 февраля — 11 июня
Ретроспектива всемирно известной художницы Синди Шерман (р. 1954), которая с середины 1970-х годов снимает сама себя, примеряя разные образы, заимствуя имиджи из кино, телевидения, журналов, истории искусства и т.д. Совмещая роли фотографа, модели, гримера и стилиста, Шерман последовательно, убедительно и провокативно исследует природу репрезентации и способы конструирования современной идентичности. МoМА покажет всего более 180 фотографий из ее ключевых серий, начиная с «Кадров из неизвестных фильмов» (1977—1980), также заявлена премьера ее фотофресок (photographic murals) 2010 года. Параллельно с выставкой в музее будет показана программа фильмов из коллекции МoМА, отобранных Синди Шерман. Куратор — Ева Респини (Eva Respini).
Тихоокеанское поясное время. Искусство в Лос-Анджелесе 1950—1980 / Pacific Standard Time. Art in Los Angeles 1950—1980
Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
15 марта — 10 июня
Подробной информации о выставке пока нет; известно только, что она организована в сотрудничестве с Исследовательским институтом Гетти и Музеем Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
От Посады к Алюсу. Мексиканское искусство с 1900 года до наших дней / Posada to Alÿs. Mexican art from 1900 to the present
Кунстхаус, Цюрих
16 марта — 20 мая
Выставку открывает графика одного из важнейших мексиканских художников XIX века Хосе Гуадалупе Посады (José Guadalupe Posada, 1852(?)—1913), работы которого противопоставлены произведениям работающих с теми же темами современных художников — Франсиса Алюса, Карлоса Аморалеса, Терезы Марголес и других. Сам Посада прославился заимствующими традиции Дня мертвых карикатурами на мексиканское общество. Как сообщается, мексиканских художников вообще главным образом занимают темы жизни и смерти в контексте истории Мексики, и разрабатываются эти темы в искусстве в форме социальных и политических набросков. К сожалению, другие подробности концепции и состав участников пока неизвестны.
Превращение и разоблачение: от Гормли к Гаге. Британский театральный дизайн 2007—2011 / Transformation and Revelation: Gormley to Gaga. UK design for performance 2007—2011
Музей Виктории и Альберта, Лондон
17 марта 2012 — 30 сентября 2013
Выставка обещает «интригующий инсайт» в захватывающий творческий процесс и представит работы современных художников, работающих для театра, — костюмы, театральные установки, освещение, а также фотографии и рисунки более тридцати британских театральных художников, включая работы Энтони Гормли (Sutra) и Рэя Смита (War Horse), а также Monster Ball Tour Леди Гаги с костюмами и сценографией Эла Дэвлина.
Дэмиен Херст / Damien Hirst
Tate Modern, Лондон
4 апреля — 9 сентября
Музейная ретроспектива одного из самых влиятельных британских художников, лидера пресловутых YBA (Young British Artists), объединяет главные работы Дэмиена Херста за последние двадцать лет. В том числе будут показаны знаменитая скульптура «Физическая невозможность смерти с точки зрения живого человека» (1991), более известная как «акула в формалине», инсталляции In and Out of Love (1991) и «Аптека» (воспроизведение аптеки в натуральную величину, 1992), а также его инсталляции-кабинеты с таблетками и с инструментами и живопись с бабочками и мухами.
Строить революцию: советское искусство и архитектура 1915—1935 / Building the Revolution: Soviet Art and Architecture 1915—1935
Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
5 апреля — 9 июля
Выставка посвящена авангардной советской архитектуре, которая успела появиться за короткий период 1922—1935 годов и была вдохновлена открытиями конструктивизма (с 1915 года) и Октябрьской революцией 1917 года. В экспозиции, подготовленной Королевской академией искусств (Лондон), Государственным музеем современного искусства — коллекцией Костаки в Салониках и Музеем архитектуры им. А.В. Щусева, выстраиваются параллели между работами художников (Малевича, Татлина, Поповой, Лисицкого, Клюна, Клуциса) и рисунками архитекторов (Мельникова, Гинзбурга, Голосова, Весниных). Кроме исторических материалов на выставке будут показаны крупноформатные фотографии Ричарда Пэйра (Richard Pare), который многие годы по всей России снимал дожившую до наших дней (зачастую в бедственном положении) архитектуру молодой большевистской республики, призванную выражать идеи утопии и веры в будущее. Кураторы — Мария Цанцаноглу, Геркулес Папайоану и ныне, к сожалению, покойный Давид Саркисян.
Джимми Дурам / Jimmie Durham
Музей М HKA, Антверпен
25 мая — 18 ноября
Выставка обращается ко всему многообразию деятельности художника Джимми Дурама (р. 1940), урожденного индейца племени чероки, который с 1994 года живет в Европе. Будет представлена его деятельность в качестве активиста Движения американских индейцев (American Indian Movement), эссеиста, поэта, перформера и скульптора, особое внимание будет уделено его работам 1960-х годов и документальным материалам, которые будут показаны впервые в Европе. Считается, что этот художник, соединивший глубину и доступность, политическое и личное, актуальность и невлипание в текущие тренды, оказал большое влияние на несколько поколений художников, кураторов и теоретиков во всем мире. После нескольких остановок на континенте выставка отправится в Мексику.
Альфредо Джаар. Как есть. Эстетика сопротивления / Alfredo Jaar. The way it is. An aesthetics of resistance
NGBK, Берлин
Июнь — август
Подробности этой выставки также пока неизвестны, разве что это будет ретроспективная выставка всемирно известного художника.
Тернер Моне Твомбли / Turner Monet Twombly
Tate Liverpool, Ливерпуль
22 июня — 28 октября
Выставка соединяет трех знаменитых и, как прежде представлялось, несоединимых художников — Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775—1851), Клода Моне (1840—1926) и Сая Твомбли (1928—2011). В частности, будут показаны известные работы Моне (например, «Водяные лилии»), романтические пейзажи Тернера, и впервые в Великобритании будут показаны цветы Твомбли (Blooming). Попытка обнаружить сходство в стилистике, сюжетах и художественной мотивации для тех, кто знаком с творчеством этих художников, обещает стать откровением, для новой аудитории — открытием, которое нельзя упустить. Выставка организована стокгольмским Moderna Museet в сотрудничестве с Tate Liverpool и Staatsgalerie Штутгарта.
Тино Сегал 2012 / Tino Sehgal 2012
Tate Modern, Лондон
17 июля — 28 октября
В 2012 году Тино Сегал (р. 1976) станет тринадцатым художником, создавшим масштабную инсталляцию в Турбинном зале по заказу Tate Modern на спонсорские средства Unilever. Художник известен тем, что отказался создавать какие-либо художественные объекты — он работает с участием, присутствием, встречей людей друг с другом и называет свои работы «постановочными ситуациями». Он разрабатывает детальные инструкции для участников и часто использует хореографию и танец. Так, в германском павильоне на Венецианской биеннале 2005 года посетителей встречали танцующие смотрители, напевающие одну и ту же фразу: «This is so contemporary, contemporary, contemporary». На другой его выставке смотритель на ухо сообщал каждому зрителю: «Тино Сегал просил передать, что…» — и в этом и состояла его работа. Что художник представит в Турбинном зале Тейт, пока не сообщается.
Другой Лондон / Another London
Tate Britain, Лондон
31 июля — 17 сентября
Выставка посвящена Лондону, точнее, эпохе 1930—1960 годов, а еще точнее — тому, как британскую столицу, ее обитателей и местные сообщества снимали известные «неместные» фотографы. Выставка исследует восприятие города теми, для кого он был чужим, а это крупнейшие имена международной фотографии — Билл Брандт, Анри-Картье Брессон, Брюс Дэвидсон, Эллиотт Эрвитт, Уолкер Эванс, Роберт Франк, Элвин Лэнгдон Кобурн, Ирвинг Пенн, Вилли Ронис и другие. Учитывая две ранее упомянутые выставки, нам кажется, Tate Britain как-то всерьез заинтересовалась своими «приезжими», и нас это немного удивляет. Хотя, может, мы раньше просто не замечали.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451749
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343379
- 3. Норильск. Май 1268624
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897687
- 5. Закоротило 822139
- 6. Не может прожить без ирисок 782281
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758966
- 8. Коблы и малолетки 740916
- 9. Затворник. Но пятипалый 471328
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403122
- 11. ЖП и крепостное право 386610
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370506
Рыбка: У тебя всё было.