Просмотров: 93348
Где искать современное искусство в Санкт-Петербурге
Где в Петербурге ловится современное искусство — и какое. Версия OPENSPACE.RU
Начертить четкую карту мест для современного искусства в Петербурге непросто. Традиционно тут все слитно. Художники разных поколений и даже направлений не только сосуществуют в одном пространстве, но и по-прежнему претендуют на внимание одного и того же, в общем, зрителя. Не растратившие творческих сил семидесятники и совсем молодые, бывший Союз художников и бывшие авангардисты — все они делят между собой одни и те же некоммерческие выставочные площадки и не такое уж большое число коммерческих галерей, причем граница между теми и другими неопределенна порой даже для самих владельцев. Однако картина начинает проясняться, и в последнее время невнятность уступает место определенности с заметными прагматическими нотками.Итак, в городе существует три-пять коммерческих галерей московского типа. Правда, в них более заметно, чем в Москве, преобладает живопись, причем некоего доглянцевого этапа. Тому, кто хочет «интересно провести уик-энд», скорее стоит побывать в новых выставочных пространствах молодого искусства — такое ощущение, что в Питере все время открываются новые места с похожей программой «выставка и дискотека». А для того чтобы почувствовать петербургскую атмосферу, лучше всего подойдут небольшие некоммерческие галереи. Правда, посмотреть такие места зачастую можно только с проводником из местных, знающим пароли и явки и умеющим ориентироваться на местности... В Петербурге силен «урочищный» принцип, о котором писал В.Н. Топоров, и буквально в полушаге от Невского проспекта жизнь существует в ином ритме, и везде есть место для искусства...
Возможно, Петербург задержался в поисках большой идеи столичного масштаба. Создание в городе музея современного искусства до сих пор актуально. Но, видимо, грядут большие перемены. Ни один значимый проект и ни одна архитектурная новостройка, включая небоскреб Охта-центр, не обходится без объявления о планах создания музея современного искусства — разумеется, крупнейшего в своем роде, о чем смотри, например, здесь. Питерские частные коллекции уже готовы показать свое собрание публике. Одна из них, «Эрарта», уже объявила о постройке специального здания для своей коллекции на Малом проспекте Васильевского острова (см. об этом здесь). В основе коллекции «Эрарта», как и других подобных собраний, все варианты ленинградского-петербургского нонконформизма и современной живописи. Есть информация, что в будущем году ожидается превращение в центр искусства фабрики «Красное знамя», построенного Эриком Мендельсоном шедевра архитектуры 1920-х. Еще ходили слухи про Музей современного искусства, который якобы должен открыться в реконструированной Новой Голландии усилиями московского фонда Stella Art Foundation, но пока все затихло.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ
Эрмитаж, здание Главного штаба
Дворцовая площадь
Примерно год назад Эрмитаж, до того пускавший современное искусство не дальше залов третьего этажа, громко заявил о своем намерении показывать и собирать это искусство. Центром масштабного проекта «Эрмитаж 20/21» (цифры означают века) стал Главный штаб (его восточное крыло), тем более что он подчеркнуто отделен пространством площади от дворцовых зданий и готов к реконструкции. Именно здесь была показана первая в России выставка инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых. Возглавил новое направление деятельности молодой и энергичный Дмитрий Озерков. Решив заниматься contemporary art,
в новом подразделении Эрмитажа сразу показали, что умеют пользоваться таким неотъемлемым его атрибутом, как пиар вплоть до скандала. Весь прошлый сезон все говорили про America today: эта передвижная выставка молодых американских художников из собрания Чарльза Саатчи вызвала сравнения с бродячим паноптикумом: она была до необъяснимого разнородна и странна. Потом на время взбудоражило обещание привезти «ради любви к богу» (точнее, «ради всего святого») знаменитый бриллиантовый череп работы Дэмиена Херста (пока обещание не реализовалось). Новостью начинающегося сезона в проекте «Эрмитаж 20/21», несомненно, станет ретроспектива основателя неоакадемизма Тимура Новикова (24 сентября). Проникновение Эрмитажа на традиционную территорию Русского музея, где уже давно существует специальный Отдел новейших течений, стало главной интригой последнего времени.
Мраморный дворец и Музей Людвига в Русском музее
Миллионная ул., 5/1. (812) 312-90-54
пн 10.00—17.00, ср—вс 10.00—18.00
Сам Отдел новейших течений, располагающийся ныне в Мраморном дворце, продолжает регулярно делать там выставки и «встраивать в контекст» известные имена и явления в современном искусстве (из прошедшего — Юрий Злотников, из объявленного на следующий год — некрореалисты). Планку задает «музей в музее» — постоянная экспозиция работ из коллекции кельнского шоколадного короля Петера Людвига, подаренная Русскому музею в 1995 году. Это небольшой, но довольно представительный экскурс в историю современного искусства, зарубежного и российского, дополненный ныне работами из коллекции Марата Гельмана.
Центральный выставочный зал «Манеж»
Исаакиевская площадь, 1. (812) 314 88 59
Питерский Манеж можно сравнить с московским ЦДХ: два этажа, облицованные белым мрамором, тяжеловесный официоз архитектуры конца 1970-х. Это территория, малоподходящая для искусства вообще и современного в частности. Манеж всеяден, и он (в отличие от ЦДХ) обладает внушительной коллекцией: это самые разные по качеству произведения ленинградско-петербургского искусства последних двадцати лет. Недавно под свою коллекцию Манеж получил помещение на канале Грибоедова, 103. Пока что в необустроенных залах бывшего архива проходят интересные проекты, собравшие молодых художников — например, недавняя сессия молодого искусства «Переучет» .
Сomic art gallery
Галерная, 33. (812) 570 05 17
пн—сб 13.00—19.30
Сomic art gallery за год существования быстро расширила профиль деятельности. Вдобавок к библиотечке и магазину с комиксами и книгами по архитектуре в небольшие зальчики они запустили молодых художников, разрешив им делать все — кто во что горазд. Правда, при отсутствии практики кураторства бывают неудачи, и непонятно, на что или на кого тогда списывать невыразительность выставки. Но на вернисажах царит самая дружеская атмосфера, на улице, почти что «под аркой на Галерной», играют диджеи. Новый сезон галерея начинает выставкой живописи французского художника комиксов Фредерика Коше, чьи офорты вызвали ассоциации с работами Пепперштейна и с Утрехтской псалтырью одновременно. {-page-}
ФОНТАНКА
Галерея Марины Гисич
наб. реки Фонтанки, 121, домофон 13. (812) 314 43 80
посещение по предварительной договоренности
Пространство, на первый взгляд напоминающее дизайнерский шоу-рум. Хозяйка галереи Марина Гисич уверенно проводит свою политику с 2001 года. Как коммерческая галерея, она сторонится экспериментов и ориентируется на один круг художников и покупателей. Правда, фотореалистическая живопись Керима Рагимова давно перестала занимать умы художественных критиков, а похожие друг на друга инсталляции Петра Белого множатся в геометрической прогрессии, но эти хорошо известные зрителю художники — несомненные профессионалы и продуктивные авторы. В этом, похоже, не последняя причина того, что в текущем году галерея расширилась и теперь занимает два этажа.
Белка & Стрелка
наб. реки Фонтанки, 127, вход в арку, подъезд в левом дальнем углу, мансарда.
(921) 753 11 38 (Виталий Пушницкий)
работает в день вернисажа
«Белка & Стрелка» — это чердак над мастерской художника Пушницкого, где проходят фактически однодневные выставки. Кураторскую политику осуществляют совместно Виталий Пушницкий и Дмитрий Пиликин. Появление и быстрая популярность такого места лишний раз показали, что любое пространство в Петербурге востребовано если не бизнесом, то искусством. На чердаке у Пушницкого успели выставиться многие известные петербургские художники, преимущественно поколения сорокалетних, и хоть раз побывал каждый, интересующийся искусством. Однако у галереи «Белка & Стрелка» есть существенные отличия от подобных art space западного типа, которые заключаются в мощной фактуре самого места и его расположении. Именно это, вместе с возможностью делать здесь что угодно, привлекает художников на сохранившийся в старом доме в центре Петербурга чердак.
ЛИТЕЙНЫЙ И ЛИГОВКА
D137
Невский проспект, 90—92. (812) 275 60 11
вт—сб 12.00—19.00
Галерее D137 больше десяти лет, она может считаться самой старой из ныне действующих коммерческих галерей. Название, уже непонятное многим из нынешних посетителей, она получила от первого места расположения — дебаркадера, пришвартованного на Средней Невке. Сейчас D137 — это два зала в цокольном этаже дома на Невском проспекте. Галерея получила свое лицо, сделав ставку на неоакадемизм. Здесь проходили выставки Тимура Новикова (в том числе «Воздухоплавание и мореплавание», ставшая последней прижизненной), Ольги Тобрелутс, Георгия Гурьянова. Налаженный обмен выставками между D137 и галереями XL и «Айдан» тоже играл важную роль для петербургского искусства. Но неоакадемизм давно превратился просто в салонные картинки, а нынешняя звезда галереи Марина Федорова занимается тем, что переводит в живопись (и тем самым подновляет) гламур и журнальный глянец.
Anna Nova
ул. Жуковского, 28
вт—сб 12.00—19.00
Эта коммерческая галерея открылась три года назад, и с тех пор она стала моим местом работы, так что могу честно признаться: я лицо заинтересованное. В череде новых галерей, которые стали открываться на волне галерейного бума, Anna Nova была первой и была запланирована в качестве «респектабельной» выставочной площадки — два не очень больших зала на первом этаже за дизайнерским фасадом из стекла. В основном здесь выставляется живопись. За три года по нескольку выставок сделали Петр Швецов, Елена Фигурина, Олег Маслов. Появились и будут появляться также молодые художники — неоконцептуалистка Дарья Буюн, видеоартист Максим Свищёв, живописец Андрей Горбунов. В наступающем сезоне откроется второй этаж.
Музей Анны Ахматовой
Литейный проспект, 53. (812) 579 72 39
вт—сб 10.30—18.30, ср 13.00—21.00
Не погрешу против истины, сказав, что в основную экспозицию музея за все время его работы мало кто заходил чаще одного раза, зато залы на втором этаже хорошо знакомы всем зрителям современного искусства. Ахматовский музей, принимая выставки в своих залах, так сказать, «ведет культурно-просветительскую работу». Делается это согласно хорошей музейной и милой интеллигентской традиции и с завидным постоянством. Не раз для выставок использовался и сад — подходящее пространство для ландшафтного искусства и скульптуры. Не все выставки здесь бывают концептуально продуманными, но место очень располагает к себе и зрителей, и художников. Во дворе, в маленькой галерее «Сарай» тоже нет-нет да и встретишь интересное искусство или кинопоказ.
Борей
Литейный проспект, 58. т/ф: (812) 275 38 37
вт—сб 12.00—20.00
«Борей» — это целый организм и даже государство: сейчас там есть галерея, книжный магазин, сувенирная лавка, видеоклуб «Люмьер» и легендарное «только для своих» дешевое кафе. В «Борее» проходят литературные вечера, концерты, здесь смотрят кино. Он существует уже так давно, что, кажется, был всегда (на самом деле — с 1991 года). В том, что «Борей» почти не меняется, его сила и слабость. Все чаще смотреть показываемое там искусство можно только из уважения к истории, а то и из любви к лично знакомому художнику. Но в этой вроде бы безнадежно устаревшей оценке искусства заодно с жизнью есть легкость и естественность, к тому же личное знакомство с хозяйкой «Борея» Татьяной Пономаренко действительно вещь не лишняя. И еще: ныряя первый раз в кроличью нору «Борея», берегите голову — не забудьте пригнуться в длинном коридоре! Там же, в коридоре, заодно обратите внимание на две артистические инициативы. Галерея «10х15» Владимира Козина выставляет произведения именно такого размера, причем показать здесь работы считают за честь многие известные петербургские художники. Галерея «Паразит», придуманная когда-то группой «Новые тупые», — это чисто абсурдистское предприятие. Последнее вообще выглядит для «Борея» символичным.
Фонд «Свободная культура» / Арт-центр «Пушкинская-10»
Пушкинская ул., 10 (вход с Лиговского пр., 53, под арку). (812) 764 53 71
ср—вс 15.00—19.00
сб — вернисажный день
Этот адрес известен давно и далеко за пределами Петербурга. Дом 10 на Пушкинской улице был первым настоящим художественным сквотом в городе: он практически стихийно самоорганизовался в легендарный момент конца 1980-х. Даже утративший часть помещений, даже со входом с Лиговского, даже обросший бюрократией администрации, под вывеской «Фонд «Свободная культура»«, этот дом по-прежнему претендует на то, чтобы представлять современную культуру Петербурга. На плане арт-центра сейчас значатся 22 точки — это выставочные залы, книжный магазин и магазин грампластинок, кафе, бар Fish Fabrique (попавший даже в роман автора киберпанка Брюса Стерлинга) и такое экзотическое заведение, как квартирка битломана Коли Васина под названием «Офис Храма Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона». Сюда по-прежнему ходят туристы, особенно иностранные. Меж тем ясно, что время, когда Пушкинская была настоящим центром художественной активности, давным-давно прошло. В прошлом году по странному решению администрации фонда был закрыт «Петербургский архив и библиотека независимого искусства» — основанное критиком Андреем Хлобыстиным собрание артефактов и документов по истории неофициального искусства. То, что выставляется в «Музее нонконформистского искусства», как правило, представляет семидесятническую художественную моду и в лучшем случае любопытно с исторической точки зрения. Интересное искусство можно найти на Пушкинской в залах галереи Navicula artis или Музея Новой академии изящных искусств.
Лофт-проект «Этажи»
Лиговский просп., 74. (812) 339 98 36
пн—вс 12.00—22.00
Галерея «Глобус»
Лиговский пр. 74, 5-й этаж. (812) 334-98-36
вт—сб 14.00—22.00
Одно из самых модных мест в городе. Лофт-проект «Этажи», возникший немногим более года назад в здании бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте, — первый в центре Петербурга опыт приспособления под искусство промышленных помещений. И это, конечно, сразу вызвало сравнение с «Винзаводом»... Сейчас в составе «Этажей» уже несколько выставочных пространств, шоу-румы модной одежды и дизайнерская студия братьев Архипенко, управляющих всем этим беспокойным хозяйством. Первой здесь была галерея «Глобус». На открытии «Этажей» она показала дизайнера Эндрю Логана и Ирену Куксенайте, а в самое последнее время выставляла киевских граффитистов. Теперь новые вернисажи проходят практически каждую неделю, а по соседству идет незаметная посетителю выставок офисная жизнь. «Этажи» — это прежде всего искусство молодое и молодежное, которое изобретательно и интерактивно во всех смыслах, даже если не слишком самостоятельно. Молодые художники охотно выставляются на хлебозаводе, правда, мало кому из них удалось обыграть сложное пространство бывших промышленных цехов. Недоработки экспозиции или несовершенство показываемого искусства скрадывает наплыв на вернисажи модной публики и диджейские сеты. А недавно «Этажи» обзавелись постоянно работающим винным баром.
100 своих
Лиговский просп., 39. (812) 275 93 63
пн 16.00—21.00, ср—вс 16.00—21.00
Примерно тот же формат практикует галерея «100 своих», существующая при баре «Дружба». Здесь в приятной камерной обстановке выставлялись граффитист и модный журнальный иллюстратор Эдик Катыхин, группа дизайнеров Pprofessors, Андрей Помулев с объектами «Конструктор». Бар strongly recommended! {-page-}
ПЕТРОПАВЛОВКА И ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Институт «Про Арте»
Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона
(812) 233 00 40, (812) 233 05 53; факс (812) 233 00 40
Не столько выставочный зал или галерея, сколько институция. В помещении крепости проходят выставки только очень небольшого масштаба (места мало), но часто бывают лекции и другие мероприятия. «Про Арте», правопреемник давно почившего в бозе грантодающего Центра современного искусства Сороса, долгое время был известен как образовательная институция в первую очередь. Двухлетние курсы для художников (на базе компьютерной техники в основном) возникли в «Про Арте» в те годы, когда искусство стало привлекать молодых даже не как инструмент самовыражения, а просто как авантюрное приключение или не до конца понятный способ прославиться. Поэтому результат такой деятельности часто выглядел самоценным, и ее плоды могли иметь значение только для самих создателей. Но несколько последних выпусков показали, что даже парочка активных в современном искусстве молодых авторов — это уже достаточно высокий процент успеха в образовании, а среди выпускников «Про Арте», в частности, уже популярный Илья Трушевский. Правда, в этом сезоне, насколько известно, институт закрывает программу для художников. Кроме того, в «Про Арте» есть программы по музыке (концерты) и архитектуре (лекции), а среди закончивших программу «Культурная журналистика» есть журналисты и кураторы, которые в последние годы «на слуху». Музыкантов собирают весной ежегодные «Пифийские игры», а художников — фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который пройдет в этом году в восьмой раз, с 27 сентября. В программе фестиваля, который организуется совместно с различными, в том числе самыми необычными городскими музеями по грантовой схеме, в разные годы принимали участие такие звезды арт-сцены, как Игорь Макаревич и Елена Елагина, ФНО, Владислав Ефимов, Ольга и Александр Флоренские, «Синие носы» и многие другие.
Музей сновидений Зигмунда Фрейда
вт и вс 12.00—17.00
Большой пр. П.С., 18а. (812) 380 76 50
Одно из наиболее оригинальных мест для современного искусства в Питере. Экспозиция Музея сновидений, который существует с 1999 года при Восточноевропейском институте психоанализа, представляет собой целостный художественный проект в духе тотальной инсталляции, состоящей из двух залов — «светлого» и «темного», которые предлагают зрителю «прогулку по сновидению Фрейда». Психоактивная экспозиция действительно оказывает воздействие на зрителя, даже того, кто не знаток искусства и не адепт психоанализа. Проходящие здесь постоянно лекции, семинары делают музей близким к исследовательскому кабинету (кстати, «Кабинет» — это серия из книг и сборников по психоанализу и современной культуре под редакцией основателя Музея Виктора Мазина), если не к узкому закрытому клубу. Временные выставки, под которые отведено пространство длинного коридора, по-разному трактуют безграничные темы сна и сновидения. Здесь неоднократно выставлялись Павел Пепперштейн, Юлия Страусова и многие другие любимые художники Виктора Мазина.
Выставочный зал журнала «Новый мир искусства»
Ижорская ул., 13/39. (812) 233 08 54
Выставочный зал или, скорее, салон журнала «Новый мир искусства» хоть и не является коммерческой галереей, старается проводить выставки художников вполне коммерчески успешных — Ольги и Александра Флоренских, Юрия Александрова, Петра Швецова, Владимира Шинкарева. Одним из первых в городе «НоМИ» стал показывать прибалтийскую фотографию. Как и журнал (единственное в городе издание по искусству), эти выставки демонстрируют выбор и индивидуальный вкус главного редактора Веры Бибиновой.
ВАСИЛЬЕВСКИЙ
Галерея «Альбом»
В.О., 5-я линия, 36. (812) 323 57 15
Одна из галерей, пытающихся быть коммерческими, «Альбом» на Васильевском по-прежнему пребывает в поиске собственного лица и в процессе становления. Имея в активе достаточно известных петербургских художников поколения сорокалетних (Андрей Рудьев и Виталий Пушницкий), галерея, существующая с 2004 года, никак не может определиться. Кураторские усилия известного критика Дмитрия Пиликина не пропали даром: «Альбом» перестал заниматься курсами рисования для начинающих, что было сначала, и заявил о себе на прошлой Арт-Москве. Но качество искусства, показываемого здесь, все равно остается под вопросом. Недаром даже упомянутые художники, выставляясь в «Альбоме», предпочитают работать и с другими галереями.
ДАЛЕКО
Открытые мастерские «Сквот Непокоренных»
Проспект Непокоренных, 17/4, последний этаж
(метро «Площадь мужества»)
«Непокоренные», присвоившие себе название проспекта, за последний год стали очень известными в обеих столицах. На самом деле это то ли художественная группа, то ли арт-коммуна, то ли квартирная галерея. По указанному адресу располагаются мастерские художников, и только иногда тут проходят выставки. Многие из «Непокоренных» учились в Мухинском училище на отделении монументальной живописи, и выполнить роспись на заказ для них профессиональное дело и источник заработка. Последний, технический этаж здания советского научного института они получили в результате несостоявшегося художественного бартера с одним владельцем сети кинотеатров. Место это нельзя назвать «сквотом» в истинном смысле слова: молодые художники существуют здесь пусть на шатких, но все же вполне официальных основаниях. Но сколько времени это продлится, неизвестно. Поэтому, если на Непокоренных проходит художественный фестиваль или вас просто пригласили в мастерские — не отказывайтесь.
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451725
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897670
- 5. Закоротило 822096
- 6. Не может прожить без ирисок 782243
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471233
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403061
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 358461
www.cyland.ru
Saint-Petersburg, Liteiny, 57, (812) 272 0790, open 20.00 – 06.00 every day
Coyote Ugly Saloon is the most famous bar all over the world and is now in Moscow and Saint-Petersburg.
The original Coyote Ugly Saloon opened January 27, 1993, in New York City, after New York University alumna Liliana Lovell declined an internship on Wall Street for a career as a bartender. Lovell held several bartending jobs during college and perfected a routine of dancing on the bar, singing, and challenging customers to drinking contests. Applying a business model learned from her former boss, Tom McNeill, she began hiring young women and training them in the wild routine, which included such antics as chugging alcohol, setting light to it, then breathing fire. While some women were good at singing, others good at dancing, and others good at yelling, Lovell found that not all the women were talented in each of the three aspects, so she often paired women with complementary abilities.
From 2001 to 2003, 19 bars were in operation across the United States. In 2009, the Coyote Ugly expanded to Europe opening two new locations in Germany and one in Moscow, Russia in November 2009. This brings the number to fifteen in the chain today. In 2010 Coyote Ugly in Saint- Petersburg opened his doors and welcome you right now in Russia!
Club & Nightlife
Saint-Petersburg, Liteiny prosp., 57, (812) 272 0790, open 20.00 – 06.00 every day