Оцените материал

Просмотров: 70953

Международные выставки первой половины 2011 года: выбор OPENSPACE.RU

19/01/2011
Страницы:
      

Эрнаут Мик (Aernout Mik)
Музей Jeu de Paume, Париж
1 марта — 8 мая

©  Aernout Mik / Courtesy Jeu de Paume, Paris

Эрнаут Мик. Парк (кадр из видео). 2002

Эрнаут Мик. Парк (кадр из видео). 2002

Ретроспектива выдающегося нидерландского художника-кинематографиста (р.1962), одного из наших любимых авторов, пионера драматичного «постановочно-документального видео» на самые острые темы современности (в одной из своих работ он предсказал биржевой крах, а если считать и другие работы предсказаниями, то становится страшновато…). Акцент сделан на работы последних лет. Очень рекомендуем.


Société Réaliste: Empire, State, Building
Музей Jeu de Paume, Париж
1 марта — 8 мая

©  Société Réaliste

Societe Realiste. Кадры из фильма The Fountainhead. 2010

Societe Realiste. Кадры из фильма The Fountainhead. 2010

Одновременно с выставкой Эрнаута Мика пройдет выставка новых произведений коллектива Societe Realiste (Ференц Гроф, Жан-Батист Ноди), известного своими критическими работами о современном политическом и экономическом мире — в основном это до сих пор были текстовые работы и разного рода карты и графики, всегда очень интересные и порой забавные. На сей раз авторы называют свою выставку «политической кунсткамерой» и показывают на ней среди прочего свой первый фильм The Fountainhead — перепрочтение голливудского фильма Кинга Видора (в русском переводе «Источник», 1949), снятого, в свою очередь, по одноименному роману Эйн Рэнд, американской писательницы русского происхождения, творчество которой есть бурная пропаганда рыночных ценностей и того, что позднее стало называться неолиберализмом. Героем романа и фильма является архитектор-индивидуалист. Societe Realiste стерли из фильма всех персонажей, оставив только много говорящие интерьеры — это их высказывание о связи между капитализмом, архитектурой и модернизмом. Звучит интригующе.


Нэнси Сперо (Nancy Spero)
Serpentine Gallery, Лондон
3 марта — 1 мая

©  Courtesy of the Estate of Nancy Spero and Galerie Lelong

Нэнси Сперо. Арто рисует: И будет затем...

Нэнси Сперо. Арто рисует: И будет затем...

До 10 января 2011 года выставку показывает Центр Помпиду, а затем она будет специально адаптирована к ведомству, где трудится Ханс Ульрих Обрист. Это первая крупная посмертная выставка американской художницы Нэнси Сперо (1926—2009), которой как-то не идет эпитет «великая», но по сути это так. Жена художника Леона Голуба, мать троих детей, Сперо получила традиционное живописное образование, в том числе в Париже, несколько лет она с мужем прожила в Италии и Франции, а с середины 60-х навсегда обосновалась в Нью-Йорке. Сперо была художницей и активисткой, участником «Коалиции работников искусства» и многих других радикальных движений. Одна из ее мощнейших графических серий — о войне во Вьетнаме, впоследствии Сперо посвятила себя репрезентации женской судьбы в разных странах и в разные эпохи, изображая пытки и другие сюжеты, связанные с жестокостью и злоупотреблением властью в отношении женщин. Ее образный словарь соединил архаику и современность — от этрусских фресок до модных журналов. С конца 80-х она располагала свои композиции прямо на стенах, и ее настенная живопись в Вене, Дрездене, Торонто и Чикаго составляет целую галерею истории репрезентации женщин с античности до наших дней. Ее живописные свитки, работы на бумаге и настенные композиции называют «неопровержимыми аргументами в пользу терпимости, равенства и неиерархического общества».


Мане, изобретатель современности (Manet, inventeur du Moderne)
Musee d’Orsay, Париж
5 апреля — 3 июля

©  Courtesy National Gallery of Art, Washington

Эдуард Мане. Мертвый тореодор. 1864

Эдуард Мане. Мертвый тореодор. 1864

Ретроспектива великого отца модернизма (1832—1883) ставит следующие интересные вопросы: генеалогия творчества Эдуарда Мане в работах его учителя, салонного живописца Тома Кутюра; влияние Бодлера; реформа религиозного искусства; эротическое воображение; искусство фрагментирования; отношения с искусством женщин-художниц (Берта Моризо, Ева Гонсалес); искушение светской жизнью; отношения с импрессионизмом и близость к «темному Малларме». В рамках выставки будет реконструирована экспозиция «Галереи современной жизни» (1880), которая, как обещается, позволит понять, что для Мане означал его лозунг «творить в республике». Все это звучит очень современно. С 1983 года такой крупной выставки Мане не было.


Миро (Miró)
Tate Modern, Лондон
14 апреля — 11 сентября

©  Succession Miro / ADAGP, Paris and DACS, London 2008 / Courtesy Tate

Жоан Миро. Голова каталанского крестьянина. 1925

Жоан Миро. Голова каталанского крестьянина. 1925

Первая большая ретроспектива за последние полвека крупнейшего модернистского художника каталонского происхождения Жоана Миро. Более 150 произведений живописи, оригинальной и печатной графики и скульптуры, охватывающих впечатляющую художественную карьеру Миро, которая длилась более шестидесяти лет. Миро испытал влияние сюрреализма и дадаизма и, по словам Бретона, был «большим сюрреалистом среди нас всех», но придерживался своего, сугубо индивидуального пути в искусстве и создал собственный образный мир, якобы связанный с детским рисунком. Миро относится к любимцам широкой публики, и выставка явно будет популярной.


Другие возможные миры. Предложения по эту cторону Утопии (Other Possible Worlds. Proposals on this Side of Utopia)
NGBK, Берлин
30 апреля — 13 июня
Открытие — 29 апреля


Выставка в одной из самых интересных художественных институций Берлина. Отдельные художники и коллективы из разных частей света приглашены предложить свои видения того, какие роли могут играть художественные инициативы (проекты, пространства, самоорганизованные академии и лаборатории) в развитии концепций мира, которые идут дальше чисто экономической глобализации. Ожидается, что художниками будут затронуты проблемы культурных различий, изменения климата и другие вопросы, которые помогут сформировать общую платформу для проектирования лучшего будущего. В программе выставки пройдут мастер-классы, лекции и скрининги, а среди участников — «Что делать?», Международная художественная академия Палестины, Израильский центр цифрового искусства, Antimuseum, Maria Thereza Alves, Cedric Bomford, Leung Chi Wo, Periferry, Oda Projesi и Nadin Reschke, Åsa Sonjasdotter и др.


Франсис Алюс: история обмана (Francis Alÿs: A Story of Deception)
MoMA, Нью-Йорк
8 мая — 1 августа

Бельгийский художник, живущий в Мексике, Франсис Алюс использует поэтические метафоры и аллегории, чтобы говорить о таких политических и социальных фактах, как национальные границы, проблемы глобализации, локальные конфликты, обратная сторона прогресса и т.п. Оказывается, у него есть и живопись, и рисунки, но известен художник в первую очередь акциями в городе, которые документируются на видео, и видеоработами, которые сняты в городе. Выставка объединена вокруг трех важных работ художника, недавно приобретенных музеем, — «Воспроизведение действия» (2001), «Репетиция I» (1999—2001) и «Когда вера сдвигает горы» (2002). В последней художник привлек множество волонтеров, скромные усилия которых, будучи сложены вместе, достигли мифического результата, и художника неоднократно упрекали в эксплуатации бедных, особенно после закупки этой работы в коллекцию МоМА. Выставка организована главным куратором и директором МоМА Клаусом Бизенбахом.


The International
Музей современного искусства MACBA, Барселона
14 мая — 16 сентября
Открытие — 13 мая


©  Petr Štembera / Courtesy MACBA

The International. Петр Штембера. Соединение (c Томом Мариони). 1975

The International. Петр Штембера. Соединение (c Томом Мариони). 1975

Первая выставка амбициозного и сверхсовременного межмузейного проекта, транснациональной платформы, которая предполагает обмен коллекциями и произведениями, для того чтобы, как написано в программе, «совместно изменить доминирующие нарративы в истории искусства, распространенные каноны западного искусства, поставить под вопрос феномены включенности и исключенности внутри территории объединенной Европы». Это изменение баланса включенности и невключенности должно, конечно, произойти в пользу искусства Восточной Европы, но не только. В центре выставок, которые сосредоточатся на искусстве последних пятидесяти лет, будут конструкция времени в искусстве, понятия места, идентичности, политического и экономического контекста. Задачей проекта также является создание нового словаря и новой хронологии истории искусства. В Интернационал пока вошли MACBA в Барселоне, Moderna Galerija в Любляне, Общество Юлиуса Колера в Братиславе, Музей Ван Аббе в Эйндховене и MUKHA в Антверпене. Первая выставка будет состоять из ста ключевых произведений из коллекции Moderna Galerija в Любляне, которая является флагманским музеем современного искусства в Восточной Европе (работы Марины Абрамович, группы «Горгона», Иона Григореску, Сани Ивекович, группы IRWIN среди прочего). Осенью 2011 года коллекция MACBA будет представлена в Любляне. Параллельно будет проходить серия конференций и семинаров.


Клод Каюн (Claude Cahun)
Музей Jeu de Paume, Париж
24 мая — 25 сентября

©  RMN / photographie : Gérard Blot

Клод Каюн. Автопортрет. 1928

Клод Каюн. Автопортрет. 1928

В Jeu de Paume много интересных выставок в последнее время… Клод Каюн (1894—1954) — «тайное сокровище» сюрреализма, писательница, художник перформанса, скульптор и фотограф, чье глубоко оригинальное творчество десятилетиями замалчивалось и только в последнее время привлекло к себе внимание. Она наиболее известна своими странными автопортретами, в которых она предстает межполым травести.


Борис Михайлов: История болезни (Boris Mikhailov: Case History)
Музей современного искусства (MоMA), Нью-Йорк
29 мая — 5 сентября

©  Борис Михайлов

Борис Михайлов. Из серии «История болезни».  1999

Борис Михайлов. Из серии «История болезни». 1999

Уроженец советского Харькова и самый известный на Западе постсоветский фотограф Борис Михайлов покажет в МоМА свою самую скандально известную серию «История болезни». Это один из самых страшных документов постсоветской действительности. Серия с портретами бомжей была снята Михайловым в 1997—1998 годах в Харькове, куда фотограф вернулся после долгого отсутствия. Как он сам вспоминал, «разруха прекратилась, город приобрел почти современный европейский центр. Многое было восстановлено. Жизнь стала более красивой и активной, вокруг было много рекламы — снаружи просто солнечная обертка. Но я был потрясен количеством бездомных (раньше их не было). Богатые и бездомные — новые классы нового общества, как и должно быть при капитализме, как нам его преподавали». Михайлова любят упрекать, что он «вынес сор из избы», но скорее он начал критиковать капитализм, когда все на него только уповали.


Алан Капроу (Allan Kaprow)
NBK, Берлин
31 мая — 22 июля
Открытие — 27 мая


О выставке пока нет подробной информации, но Алан Капроу (1927—2006), пионер хеппенинга, радикальный «безобъектный» художник, оказавший влияние на Флюксус и концептуализм; один из наших любимых авторов. Куратор — Катрин Беккер.


Андре Кертес — Фотографии (André Kertész — Photographs)
Martin Gropius Bau, Берлин
11 июня — 11 сентября

©  Courtesy Attila Pocze, Vintage Galeria, Budapest, Hungary / RMN

Андре Кертес. Мартиника, 1-е января 1972 года

Андре Кертес. Мартиника, 1-е января 1972 года

Большая ретроспектива (более трехсот фоторабот) одного из самых значительных фотографов ХХ века, родившегося в Венгрии и жившего в Будапеште, Париже и Нью-Йорке. Несмотря на непростые времена, он прожил долгую жизнь (91 год) и оставил после себя около ста тысяч негативов. Он начал снимать еще в Будапеште, где был знаком с Ласло Мохой-Надем, Робертом Капой и другими, а в Париже после Первой мировой войны начал вести свой визуальный дневник — он говорил, что снимает не «что видит, а что чувствует». Его странное сюрреалистическое восприятие позволило ему сделать гениальные снимки самых простых вещей и ситуаций. Он был знаком с Мондрианом, Леже, Цадкиным и Калдером, у него учился Брассай, и его влияние признавал Анри Картье-Брессон. И уже в 80-е годы он умудрился сделать книгу из шедевральных карточек, снятых из окна его квартиры в Нью-Йорке простым «полароидом».


Вортицисты: манифест современного мира (The Vorticists: Manifesto for a Modern World)
Tate Britain
14 июня — 4 сентября


©  Wyndham Lewis and the estate of Mrs G A Wyndham Lewis by kind permission of the Wyndham Lewis Memorial Trust (a registered charity) / Courtesy Tate

Уиндхем Льюис. Workshop. 1914–15

Уиндхем Льюис. Workshop. 1914–15

Вортицизм — авангардное движение, название которому дал поэт Эзра Паунд, — было своеобразным ответвлением итальянского футуризма в Великобритании. В движении наряду с его лидером, художником Перси Уиндхемом Льюисом, участвовали скульпторы Анри Годье-Бжеска и Джейкоб Эпстайн и художники Уильям Робертс, Элен Сондерс и Эдвард Уодсворт. Художники и скульпторы были захвачены в водоворот современного мира, ощущали себя в центре модернистского вихря. Очередная музейная ретроспектива этого движения посвящена почти исключительно двум выставкам группы — 1915 года в Лондоне и 1917-го — в Нью-Йорке, а кроме того, представит журнал вортицистов BLAST, до сих пор поражающий смелостью дизайна, и малоизвестные «вортографии» 1917 года Элвина Лэнгдона Кобурна — один из первых примеров абстрактной фотографии.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • figli· 2011-01-26 01:22:28
    «Красивое, как случайное столкновение швейной машинки и зонтика на операционном столе» — так поэт Лотреамон описал ключевой аспект сюрреалистической теории искусства.

    ---
    Лотреамон оказался в гробу задолго до того, как появился сюрреализм, хотя бы поэтому он никакого ключевого аспекта теории он описать не мог.
Все новости ›