Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет – Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм».
Просмотров: 34074
Важнейшие биеннале и ярмарки первой половины 2011 года
Страницы:
10th Sharjah Biennial, Шарджа
16 марта — 16 мая
Кураторы биеннале Сюзан Коттер, занимающаяся проектом Guggenheim Abu Dhabi, и Раша Сэлти, художественный директор ArteEast (в сотрудничестве с Хайгом Айвазяном), предложили тему «Сюжет для биеннале» (Plot for a Biennial) и решили по-новому подойти к взаимодействию различных художественных медиа на биеннале. В частности, они отказались от деления на выставку, видеопрограмму и событийную программу, запланировав
Читать!
Art Paris, Париж
31 марта — 3 апреля
Весенная ярмарка современного искусства в Париже, прежде менее интересная и более скромная, чем FIAC, но тоже проходящая в Grand Palais, в прошлом году обновила свой формат. Директор Лоренцо Рудольф сделал ставку на «проектное искусство» и «концептуальные стенды», на которых будет представлена живопись, фотография, скульптура, рисунок, видео, инсталляции. Также в круг современного искусства на ярмарке, как сообщается, будут каким-то образом включены архитектура, мода, литература, дизайн, кино, музыка, реклама и даже гастрономия. Ожидается около ста интернациональных и французских галерей, список которых еще открыт для участия.
Art Brussels 2011, Брюссель
28 апреля — 1 мая
(профессиональное превью — 27 апреля)
167 галерей из 26 стран, более 1300 художников. Главным образом, здесь представлены европейские галереи, но в списке есть десяток американских участников и по одной галерее из Китая, Кубы, Бразилии, Чили, Мексики, Турции, ОАЭ, Южной Америки и из России («Айдан»).
Art Cologne 2011, Кельн
13—17 апреля
(профессиональное превью — 12 апреля)
В 2011 году Art Cologne проводится в 45-й раз, и она по-прежнему находится в некотором кризисе, связанном с утратой Кельном звания художественной столицы Германии. В списке галерей очень мало американских и вообще международных. В рамках ярмарки в седьмой раз проводится проект Open Space, в котором участвует 29 галерей, представляющих экспериментальный подход к художественной ярмарке, который, как сообщается в пресс-релизе, должен «вдохновить и привести в трепет всех любителей искусства». Из знакомых нам художников в этом проекте участвуют Саня Ивекович и Эрвин Вурм. Российских галерей в списке ярмарки пока нет.
Vienna Art Fair
12—15 мая
В этом году новыми художественными директорами ярмарки на три года стали совершенно нетрадиционные люди — критики Георг Шельхаммер и Хедвиг Заксенхубер, выпускающие важный и уважаемый в арт-мире журнал Springerin. Это обещает гораздо более интересную, чем обычно, ярмарку, поскольку они пригласят к участию разные гибридные пространства между кураторскими и коммерческими. Сохранится также традиционный — и уникальный — фокус Венской ярмарки на искусстве из Центральной и Восточной Европы, причем список участников пока еще открыт. Наверняка будет кто-то из России, кто — пока неясно. О планах этой ярмарки мы еще расскажем подробнее.
54-я Венецианская биеннале, Венеция
4 июня — 27 ноября
(профессиональное превью 1, 2, 3 июня, официальное открытие — 3 июня)
Главное художественное событие года, международная художественная выставка в Венеции в 2011 году называется — как одна из книг Беньямина — «Озарения» (ILLUMInations). В названии есть также игра со словом «нации» — это ответ куратора на часто задаваемый вопрос о том, не являются ли павильоны отдельных стран в Венеции анахронизмом; она считает, что отнюдь нет. Главный куратор этой биеннале Биче Куригер (Bice Curiger) — искусствовед, куратор и критик из Цюриха, главный редактор журнала Parkett, с 1993 года возглавляющая Zurich Kunsthaus, один из крупнейших мировых музеев современного искусства. Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет — Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм». То, что пока известно, подтверждает эти опасения: г-жа Куригер вдохновляется картинами венецианца Тинторетто, который, по ее словам, «атаковал условности своего времени», и находит в работах современных художников тот же нерациональный, экстатический свет. Список художников, участвующих в основном проекте биеннале, еще не опубликован.
Главную выставку традиционно будут сопровождать национальные экспозиции в павильонах Джардини и разбросанные по всей Венеции. Чтобы объединить Международную выставку и национальное участие, г-жа Куригер попросила художников национальных павильонов и участников основного проекта ответить на пять вопросов на тему выставки. Комиссаром российского павильона назначена Стелла Кесаева, о которой вся международная пресса пишет как о коллекционере и супруге биллионера Игоря Кесаева. Она пригласила куратора Бориса Гройса, а тот — художника Андрея Монастырского и группу «Коллективные действия». Что именно представит Монастырский в российском павильоне, пока не объявлено.
Относительно других стран известно, что в павильоне США будет известный художественный дуэт пуэрто-риканского происхождения Аллора и Кальцадилья с инсталляцией острого геополитического плана, которая затронет темы Олимпийских игр, международной торговли, войны, военно-промышленного комплекса и, разумеется, самого института биеннале, который от всего вышеперечисленного не слишком далек. Для немецкого павильона был выбран театральный режиссер и радикальный перформер Кристоф Шлингензиф, однако он скончался в 2010 году от рака в возрасте 49 лет, не успев разработать проект. Что будет в павильоне, еще решается, но объявлено, что Шлингензиф остается художником павильона. Были предложения оставить павильон пустым, но куратор Сюзанна Генсхаймер, директор Музея современного искусства во Франкфурте, склоняется к мемориальной ретроспективной экспозиции этой, с нашей точки зрения, очень интересной фигуры. Выбор Шлингензифа в качестве художника павильона вызвал протесты, в том числе художника Герхарда Рихтера, мотивированные тем, что он и не художник вовсе. Шлингензиф делал в свое время проект на Венецианской биеннале, и чрезвычайно провокативный, — «Церковь страха».
Во французском павильоне — два ветерана: Кристиан Болтански, представленный куратором Жан-Юбером Мартеном (отчего-то так получилось, что оба за свою карьеру еще ни разу не «делали» венецианский павильон, а это считается обязательным). В павильоне Великобритании будет инсталляция Майка Нельсона, который известен гигантским масштабом своих работ. В павильоне Израиля — Сигалит Ландау, которая в свое время замучила все человечество и, в частности Москву, своими двумя фильмами, в одном из которых она красиво плавает среди арбузов, а в другом — красиво крутит хулахуп из колючей проволоки. Видеть это больше невозможно, и мы надеемся на что-то новое. В павильоне Австралии — скульптор египетского происхождения Хани Арманиус (Hany Armanious), Канаду представит мультимедиахудожник Стивен Ширер (Steven Shearer). В павильоне Швейцарии — известнейший художник-активист Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn), что есть некая новость, по крайней мере для нас, так как он всегда отказывается представлять Швейцарию по политическим мотивам, и относительно менее известная Андреа Таль (Andrea Thal), которая руководит Les Complices, галереей художников в Цюрихе, и организовывала проекты, основанные на музыке и перформансе. В павильоне Румынии будут замечательный концептуалист Ион Григореску (аналог Монастырскому) и две молодые художницы — Анета Мона Киша и Лючия Ткачева, чья работа была в этом году на Уральской биеннале в Екатеринбурге. В Palazzo Malipiero будет Среднеазиатский павильон с проектом Lingua Franca. Художники из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — Наталья Андрианова, Саид Атабеков, Галим Маданов и Зауреш Терекбай, Ербосын Мельдибеков, Александр Николаев, Марат Райымкулов, Алла и Алексей Румянцевы, Адис Сейталиев, Артем Эрнст. Будет также видеоретроспектива среднеазиатского авангарда. Кураторы — Георгий Мамедов, Борис Чухович, Оксана Шаталова. Неожиданны результаты открытого конкурса на павильон Польши: его выиграли кураторы Себастиан Чихоцки и Галит Эйлат, представившие уже немало прославленную художницу и кинематографистку из Израиля Яэль Бартану — она также одна из наших любимых художниц. Бартана покажет свою «Польскую трилогию» последних лет, в которую входят известные «Мары-кошмары» (2007), «Стена и башня» (2009) и новый фильм «И Европа будет потрясена».
Впервые свой национальный павильон получат Андорра, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бангладеш, Малайзия, Руанда, а также Конго и Индия, которые не участвовали соответственно с 1968 и 1980 года. Из этого списка особенно интригует Индия — среди художников индийского происхождения есть интересные. Индию неоднократно приглашали к участию в биеннале, но по бюрократическим причинам это не складывалось. Пока художник или художники не названы.
Относительно других павильонов пока не все известно. Большие проблемы у павильона Гонконга, где по политическим и бюрократическим причинам конкурс много раз переносился и проводился заново. Уже произошел скандал с павильоном Исландии, где комиссаром была назначена Эмили-Джейн Кирван, директор Pace Gallery в Нью-Йорке (назначение коммерческой фигуры само по себе уже скандально), а выставляется художник ее галереи Корбан Уолкер (Corban Walker).
Но самые большие споры вызывает павильон Италии, куратором которого в год 150-летия итальянского единства, то есть основания нынешней государственности, был назначен Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi), известный своей ненавистью к современному искусству как занятию, по его выражению, мафиозной кучки кураторов и критиков. Сгарби — скандальная фигура, берлускониевский ставленик, бывший сотрудник итальянского минкульта, основатель Партии красоты по борьбе с новым строительством в городах, публичный оратор реакционного толка. Он пригласил к участию 1200 художников, из которых двести будут показаны в новой пристройке к итальянскому павильону в Арсенале, а остальные по всей Италии. Среди художников есть и иностранцы итальянского происхождения (академичный абстракционист Сай Твомбли и консервативная фигуративная художница Дженни Савиль). Куратор заявил, что хочет сосредоточиться на недостаточно репрезентированных фигурах. Сгарби очень хотел показать выставку в самом центре Giardini в бывшем итальянском павильоне, который теперь называется Дворец выставок, но ему, к счастью, не разрешили. Обо всем этом не утихают споры, если не сказать ругань: Франческо Бонами заявил, что для Сгарби современное искусство — «что Америка для бен Ладена», что жест этот для Италии «самоубийственный», но что Италия «заслужила» Сгарби из-за своей антипатии к современному искусству.
Как обычно, у биеннале будет необозримая параллельная программа. Нам пока известно, что будет показана выставка российского фонда «Виктория» и куратора Франческо Бонами «Модерникон. Современное искусство из России», которая переедет сюда из Турина. Но, зная наших соотечественников, мы предполагаем, что этим дело не ограничится — русские выставки и банкеты будут литься рекой.
Art 42 Basel, Базель
15—19 июня
(профессиональное превью — 14 июня)
Главная мировая художественная ярмарка в будущем году планирует показать 300 ведущих галерей из Европы, Азии, Африки и обеих Америк и более 2500 художников, начиная от классиков модернизма до только заявившего о себе молодого поколения. Поездка сюда прямо из Венеции (как это обычно и делается) наверняка позволит поподробнее изучить творчество тех, кто только что засветился на биеннале. Как всегда, будет особая часть для больших инсталляций и программа дискуссий, которая пока не объявлена. Art Basel неоценим не только для коллекционеров, но и для кураторов и искусствоведов, поскольку предоставляет широчайшие возможности изучить творчество того или иного художника, посмотреть его фильмы, каталоги и т.д. Из россиян в списке пока только «Риджина».
P.S. У нас нет точной информации, но в марте — апреле подойдет время для 11-й Гаванской биеннале, в мае — для 3-й Биеннале в Салониках и 5-й Пражской биеннале. На сайтах этих биеннале пока никаких дат на 2011 год не заявлено.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451882
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343461
- 3. Норильск. Май 1268875
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897745
- 5. Закоротило 822231
- 6. Не может прожить без ирисок 782839
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759719
- 8. Коблы и малолетки 741148
- 9. Затворник. Но пятипалый 471914
- 10. ЖП и крепостное право 408003
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403368
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370736
Ещё показательно: Шарджа биеннале приглашала меня поучаствовать (до сих пор не знаю, откуда у них мой имейл). А вот родная Московская биеннале - нет.
O, Rus...