Свиблова против жира. Маркин навешивает мишуру. Хачатуров подводит итоги, а Спайдер — антиитоги
Начнем с новости из другой области жизни, из мира экономики. Бывший кремлевский советник и экономист Андрей Илларионов утверждает, что спад русского производства почти беспрецедентный. Там можно найти и таблицы. «В самые тяжелые месяцы промышленных спадов 1992-го, 1994-го, 1998 годов таких темпов падения в российской промышленности не отмечалось. Очевидно, последний раз, когда сокращение промышленного производства на территории России происходило сопоставимыми темпами, это период Второй мировой войны — октябрь—декабрь 1941 г., май—август 1942 г.».
...кризис как способ похудеть...
Ольга Свиблова в интервью «Ведомостям» говорит о том, что значит экономический кризис для нее и для искусства в целом. Она еще не знает, какой у нее будет бюджет, но выставки и проекты отменять не собирается. Как кризис ударит по ее спонсорам, она пока не знает, но полагает, что худо-бедно можно будет дальше работать, даже если, как она говорит, жир уйдет. А те нежирные, кто останется? «Будут работать, как работали, — говорит она, — по большому счету художнику нужна только тишина. Если он работал с дорогостоящими материалами и высокими технологиями, то теперь свои креативные возможности будет реализовывать в других материалах».
...и новый год у Маркина
Очень тяжело кризис ударил по Игорю Маркину, чей музей ART4.RU теперь будет только работать по пятницам. Очень меланхолично о своем визите на новогодний праздник в этот музей пишет в своем ЖЖ Диана Мачулина (melancholerik). Особенно ее впечатлило то, что Игорь решил в связи с праздником выставить некоторые работы из коллекции в новогоднем свете, «с новым счастьем» — то есть украсить их мишурой и серпантином.
Итоги...
Под Новый год все журналисты вроде бы обязаны подвести какие-то итоги и написать некие рейтинги, чтобы народ на секунду вспомнил прошедший год, выделил какие-то моменты и тенденции и потом немедленно о них забыл. Часто бывает так, что вспомнить особо нечего, и тогда из мух делают слонов. В этом году ровно наоборот: были действительно важные события, настоящие победы и провалы. Они легко вспоминаются, а все остальное уходит в тень. Вот такой довольно попсовый рейтинг в журнале «Тайм аут»: «Мечты сбывались, цены поднимались, но в целом мало что менялось».
...и еще раз итоги
Очень хорошие итоги подвел критик Сергей Хачатуров в газете «Время новостей», скорее выделяя тенденции прошлого года в целом, без чрезмерного пафоса. Отличный текст. Удивительно, сколько анализа можно все же пропихнуть в достаточно банальный формат арт-журнализма. Единственное, в чем можно упрекнуть Хачатурова, это в пиетете перед разными «мэтрами», что звучит как иронизирование, но он явно этого не имеет в виду. Мы также не думаем, что слово «уютный» является положительным определением по отношению к художественной галерее. Но это придирки, а так итоги очень серьезные.
Рейтинги...
Кроме итогов бывают еще и рейтинги, где утверждается иерархия арт-мира и отмечаются тенденции его внутренней политики. Почти все люди искусства имеют большую тягу к феодальным формам и жизни при дворе; им очень нужен некий суверен. Для «АртХроники» в уходящем году это Роман Абрамович... Николай «Спайдер» Палажченко выложил весь рейтинг «АртХроники» у себя в ЖЖ. Марат Гельман, который в этом рейтинге на втором месте, спрашивает экспертов рейтинга «АртХроники»: «На творчество какого художника повлиял Абрамович? На судьбу какого художника повлиял Абрамович? Если не влиял ни на творчество, ни на судьбу, но при этом самый влиятельный — что такое «самый влиятельный», что вы оценивали?». Потом он сам себе отвечает на поставленный вопрос: «Что бы ни говорили эксперты, самый влиятельный — это Кабаков».
...и еще раз рейтинги
Вообще, Спайдеру эти рейтинги не дают покоя. Сначала он предложил угадать ЕГО выбор трех самых влиятельных фигур. Этот конкурс бурно развивается, уже три страницы комментариев, результатов он еще не объявил на момент написания этого текста. После вчерашних новостей Спайдер затеял еще один жизнеутверждающий конкурс: берем любую из трех картинок наших новых суверенов, пририсовываем «баблы» или надписи и постим в комменты. «Призы: 2 билета на футбол и подарочный набор из Harrod's». Смотреть можно здесь. К тому же Спайдер подготовил антирейтинг на Gif.ru: он опросил 7 арт-критиков, 7 художников и 7 кураторов и продюсеров, мнение которых может представлять некий срез чаяний и тревог художественного сообщества. Голосовали они в шести категориях: «Фальстарт года», «Скандал года», «Провал года», «Увольнение года», «Жертва года», «Антиперсона года». Результаты и комментарий здесь.
Herr Beljajew-Gintowt...
Даже не читая антирейтинг Спайдера, можно догадаться, кто выиграл в номинации «Скандал года». И это, безусловно, вручение премии Кандинского стилисту Евразийского движения молодежи Алексею Беляеву-Гинтовту. Этот скандал, между прочем, продолжается. В понедельник Милена Орлова подключилась вновь к обсуждению премии Кандинского с целым блоком материалов: позиционный текст в журнале «Власть» и еще один, даже более жесткий, в «Коммерсанте». Там же два интервью, одно с Анатолием Осмоловским, другое — с Шалвой Бреусом. Кипела и немецкая общественность. В понедельник, вторник и среду вышли самые разные статьи, о некоторых сообщил plucer. Началось в Австрии с публикации Хервига Хёллера. Читателям, владеющим немецким, рекомендуем смотреть здесь. В переводе весь скандал теряет свою бульварную окраску и становится, наконец. серьезным событием. С литературной точки зрения особенного внимания заслуживает Инго Пец. Также появилась очень хорошая статья о всей истории в журнале «Фриз». Автор нам неизвестен, но вдруг он это прочтет: просим к нам обратиться после Нового года. Может быть, вы нам тоже напишете?
...и новогоднее обращение
«Мы пережили трудный год. Мы долго вставали с колен», — пишет Екатерина Дёготь в своем новогоднем обращении как бы от имени главы государства. Как это происходило и куда это ведет, можно на сей раз прочитать не на OPENSPACE.RU, а в «Ведомостях».
И ещё:
Кроме рейтингов и новогодних обращений, одна из главных радостей нового года — различные подарочки и игрушки, которые можно купить на благотворительных ярмарках и в подземных переходах. Любовь к такой мелочи имеет большую традицию. Достаточно вспомнить Вальтера Беньямина, который в своем «Московском дневнике» пишет с наслаждением обо всех игрушках, которые он купил в России. Ему даже пришлось специально оформить их на вывоз, что было очень сложно тогда. Мы вам подготовили намного более легкий пакет разных забавных подарков из сети. Он состоит из абсурдной азбуки, сделанной в Китае, футбольных билетов 20-х годов и сайта с подробными описаниями советской радиотехники. С наступающим, товарищи!
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452161
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343631
- 3. Норильск. Май 1269795
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897932
- 5. Закоротило 822503
- 6. Не может прожить без ирисок 784372
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761550
- 8. Коблы и малолетки 741894
- 9. Затворник. Но пятипалый 473112
- 10. ЖП и крепостное право 408252
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404282
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371469
http://lenta.ru/articles/2008/12/27/finalart/