Я своими глазами видел Петра Авена, с интересом разглядывавшего работы группы «Война».

Оцените материал

Просмотров: 7569

Буря в пустом стакане

Андрей Ковалев · 31/08/2010
Вайбель – обиженная собака; возвышенные критики и скучные торгаши; Сторр, Гринберг, Мизиано, невежественные крестьяне и просвещенные банкиры

Имена:  Александр Бренер · Виктор Мизиано · Олег Кулик · Петер Вайбель · Роберт Сторр

©  OPENSPACE.RU

Буря в пустом стакане
    

Вопрос: «Сколько процентов?»
Ответ: «Приблизительно 80 художников, 20—25% из них будут русскими». Такие цифры огласил куратор будущей Московской биеннале Петер Вайбель в интервью журналу «Коммерсантъ-Власть». Г-н Вайбель также сказал: «Я вижу свою будущую выставку как систему таких маленьких часовен. И у нее не будет одной выставочной площадки — она будет рассредоточена по всей Москве: “Гараж”, ЦУМ, где-нибудь еще». Из дальнейших его рассуждений стало ясно, что речь идет только о «медиаартистах», что вовсе не удивительно слышать от руководителя Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM).

Интересная деталь — Анне Толстовой удалось раскрутить Вайбеля на стенания о том, что его задвинули в тень феминистки. Они стойко не желают даже упоминать, что знаменитый перформанс VALIE EXPORT, когда та прогуливала на поводке Вайбеля, тогда еще венского акциониста, в действительности был акцией совместной. Такое бывает: Бренер тоже жалуется, что Кулик присвоил их совместный перформанс «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». (Галерея Гельмана, 1994). Забавно тут, что подобные стенания позволяет себе успешный европейский куратор.

Поцелуй Олега К.
Олег Кулик в сообществе Grundrisse рассказал чудную историю, произошедшую на дискуссии Кулика и Вайбеля в Берлине. Кулик встал на пути Бренера, намеревавшегося вручить австрийцу пакетик с фекалиями собственного приготовления. И подверг товарища по искусству братским объятиям. Замечательная получилась картина на классический сюжет.Теперь же Кулик предлагает «Приколоть на инаугурации Новому Куратору 4-й Московской биеннале, Первому Человеку-Собаке в Мире Запредельно Новых технологий прямо на грудь, как орден этот технический продукт Человека разумного кусок говна Саши Бренера, Великого поэта». Впрочем, Вайбель может признать Бывшую Собаку также и медиаартистом, тогда перформанс обретет совсем другой сценарий.

Место в храме искусства
А вот заокеанские кураторы ни на кого не жалуются. Более того, проявляют активную жизненную позицию. Роберт Сторр на рассказ Милены Орловой о том, что местные галерейщики ни во что не ставят местных критиков, ответил ясно и жестко: «Те дилеры, которые думают, что критика — это лишнее, не принадлежат к традиции Воллара, Канвайлера, Клерта, Верни, Кастелли, Зоннабенд, Шмеля и Фишера, а являются унылыми, пошлыми торгашами. Они способны рассуждать только о товарообороте и ловких сделках. Это довольно скучные разговоры. Гораздо интереснее говорить о том, что художники думают и что они делают и как проницательные эксперты толкуют их работы».

Еще Сторр рассказал, как он защищал в свое время Илью Репина от нападок Клемента Гринберга. Он же, видимо, и сообщил Гринбергу, что Репин нисколько не соцреалист, как тот полагал в 1939 году, когда писал свой «Авангард и кич». В дальнейших переизданиях в канонический текст были внесены поправки, и Репин назван уже «представителем академического китча в русской живописи». Но суть не изменилась — речь в каноническом труде идет о «невежественных крестьянах», которые «заполняют Третьяковку (московский музей современного русского искусства — китча)» (sic! — А.К.).

Власть переменилась
В конце тридцатых для убежденного троцкиста крестьяне были очень важной социальной группой. Но времена изменились, в фокусную группу выбились совсем другие классы. И теперь Кирилл Алексеев, хранитель отдела новейших течений искусства в ГТГ, в своем блоге утверждает, что незавидное положение современного искусства в России происходит оттого, что «собирателей актуального совриска так мало в России». И просвещать теперь следует не фермеров и шахтеров, но их эксплуататоров. Отметим, что под старость неистовый Гринберг говорил уже не о наклонности невежественных фермеров к безвкусице, но о middlebrow taste, то есть так называемом «хорошем искусстве».

Роман воспитания
Хотя блог Кирилла Алексеева и имеет подзаголовок «ВЕТЕР РОЖДАЕТ БУРЮ. НО НАДО МНОГО РАБОТАТЬ. САЛАХ-АД ДИН», но от начертанной им картины веет какой-то безысходностью. Вот и Виктор Мизиано упадочнически говорит о том, что «Крупная буржуазия во всем цивилизованном мире уже не первый десяток лет умиляется протестным, критичным, социально-ангажированным артом. В Лондоне Галерею Тейт активисты залили бензином за связи с BP, так высокопоставленные особы, посетители экспозиции, были просто в восторге. Им тоже, знаете ли, свойственна политическая меланхолия. И я бы не сказал, что тут больше лицемерия, чем в позиции “левого интеллектуала”, который знает, что революции не будет. Да что там, я своими глазами видел Петра Авена, незадолго до открытия выставки “Русский леттризм” с интересом разглядывавшего работы группы “Война” на темы “Е…сь за наследника Медвежонка”, “П…ц легавым, е…аным начальникам” и “Пестель на х…й не упал”. И это же не какие-то филантропы. Это капитализм, детка!» (Пересказ лекции Виктора Мизиано в галерее на Солянке в исполнении Антона Котенева на сайте Liberty.ru.)

КомментарииВсего:1

  • kustokusto· 2010-08-31 16:48:04
    Ковалёв - ну хоть ты-то понимаешь - что развлекать современным искусством сегодняшнюю русскую "буржуазию" - это как в обществе слепых - кино показывать -
    вроде мероприятие провели - а осадок остался.
    А остальному народу оно на%уй не нужно. У нас скоро страну на части растащат - а они биенале ...
Все новости ›