Не дадим раздарить Москву. Пламенный Сергей Ануфриев, каким мы его давно не слышали. Зураб Церетели о Малевиче. Как заработать миллиарды на искусстве
Имена:
Зураб Церетели · Сергей Ануфриев
Нет сносу ЦДХ!
«20 декабря, в 15:45, у входа в ЦПКиО имени Горького прошел митинг против сноса ЦДХ и принятия Генерального плана, —
пишет Диана Мачулина. — Организаторами протестной акции выступили активисты движения “Право на город” и социалистического движения “Вперед”. Несмотря на мороз, на площадь напротив ЦДХ выразить свое несогласие с Генпланом-2025 вышло около 200 человек».
На сайте
Grani-tv.ru видеорепортаж с митинга. Говорят Илья Будрайтскис, Андрей Ерофеев. Далее — выступление уличного театра с персонажами «Юра», «Лена», «Вован» и «Генплан», которые потом вручают друг друга новогодние подарки.
Диана Мачулина в своем кратком отчете сообщает: «На митинге был показан сатирический новогодний спектакль “Фальшивый Дед Мороз раздаривает Москву инвесторам”. Мальчик Юра в кепке прочитал Деду Морозу и Снегурочке-Генпланне стихотворение
Евгения Лесина “Новая Москва”, а девочка Лена подарила Деду Морозу оранжевый шарик со словами “Я взяла пластилин и слепила апельсин, пошла на прием, получила целый дом”. Они получили в подарок ЦДХ, перевязанный розовой ленточкой. Не остались без новогоднего куша и турецкий мальчик Гюнал Иншаат Тиджарет Ве Санайи Аноним Ширкети — он стал
обладателем Пушкинской площади, а второе народное достояние имени великого поэта, ГМИИ им. Пушкина, досталось маленькому
лорду Норману. Подарок Норману Дед Мороз сопроводил чтением «Распоряжения», текст которого соответствовал стихотворению Марины Цветаевой «Из рук моих — нерукотворный град / Прими, мой странный, мой прекрасный брат». Процесс раздаривания Москвы остановил мальчик Москвич, сорвавший с Деда Мороза его праздничную личину, под которой обнаружилась маска террориста. Юный Москвич рассказал всем, что Дед Мороз — фальшивый, и предложил всем вместе позвать настоящего, который вернет Москву горожанам».
Фоторепортаж с митинга снял Валерий Леденёв (
tramway_desir).
Читать текст полностью
Звездочетов в ММСИ
Игорь Маркин выложил в сеть фотографии с выставки Константина Звездочетова в ММСИ. Еще более подробный репортаж у Ромы Эсса. В газете «Коммерсантъ» рецензия на эту выставку Анны Толстовой: «Вы приходите в музей, поднимаетесь на второй этаж и видите, что весь он завешан пейзажами: голубой фон, черный контур, бегло обрисовавший дорожки, леса, поля и долы, тронутые зеленым, а также домик с красной крышей. То есть все картины разные и в то же время одинаковые, поскольку собраны, как конструктор, из одних и тех же элементов. <...> Ага, концептуальный проект, догадываетесь вы и поднимаетесь на третий этаж, а там опять те же домики. “Домик в Одессе”, “Домик в Барвихе”, “Домик в Коломне”, “Домик в Капотне”. Тут вас начинает разбирать смех, превращающийся в откровенный хохот на четвертом этаже, где всё то же самое. И вы понимаете, что имеете дело не с концептуалистом, а с клоуном». На пятом этаже все-таки некий дайджест творчества Звездочетова.
Тайная полиция Сергея Ануфриева
Новый манифест Сергея Ануфриева в ЖЖ Кирилла Шаманова (art_quasar) и Антона Николаева (halfaman). «Кураторы, критики и прочие функционеры пользуются плодами наших побед — они отняли все, что помогало нам выжить. Вместо нас они ездят на выставки по всему миру, получают наши деньги — а ведь мы спокойно распоряжались своими делами без посредников. Да, советское неофициальное искусство выполняло свою миссию в политической игре тех времен, но ведь это героизм! Своей борьбой мы проложили путь всякой сволочи, сделавшейся посредниками и превратившим нашу лабораторию в бессмысленно-тупой балаган для богатых, которые, будучи жлобами, предпочитают намазюкать что-то и объявить себя художником, нежели помочь умирающей бесценной культуре». Чтобы бороться с этим печальным явлением, Ануфриев основал новый карательный орган против коррупции под названием МУСАРТ (на английском ART POLICE). «В структуру “МУСАРТА” входят профессиональные юристы, разбирающие дела, ходатаи, или жалобщики (пострадавшие), тайная полиция и карательные отряды, непосредственно исполняющие акт правосудия. Отряды, или дружины, имеют свою униформу — бархатную одежду (берет, куртка, шаровары, башмаки с пряжками) поверх которой надет передник из холста, запачканный свежей масляной краской. Они вооружены палитрами и длинными кистями. На палитре — свежая масляная краска». Как будет осуществляться уголовный процесс над экспроприаторами художественного труда, читайте здесь.
Зураб Церетели о Малевиче и этнографии
В ЖЖ Зураба Церетели новые суждения о том, почему Малевич нарисовал свой поздний автопортрет: «Малевич это сделал потому, что закончилось искусство той эпохи.
Многие закончили так, потому что они не могли быть рабами — думать одно, делать другое. И потому те, кто были настоящими, эмигрировали, а кто ненастоящие — они перестроились, продали себя, а в результате это все сейчас может давать пустые мастерские, пустые музеи. Закономерно, что экспозиция Музея современного искусства постоянно меняется и включае например экспозиции “Этнография и современность”, “Этнография и авангард”. Ведь этнография — это то, что ни меньшевики, ни большевики не любили».
Как будто говорит не он, а само коллективное бессознательное. Жаль, что сам Зураб Константинович не отвечает: делает это для него «референт», чья работа, видимо, заключается в комментировании подобных мудростей.
Как заработать миллиарды на торговле искусством
В журнале Forbes Russia интересная статья о семье Нахмадов, входящей в число самых крупных дилеров на рынке искусства 19-го и 20-го веков. Голова семьи Дэвид Нахмад — «консервативный инвестор». Джеффу Кунсу он предпочитает Мане. Еще он «держит искусство»: «У большинства арт-дилеров запас картин невелик, от силы несколько десятков. Нахмады, потомки богатого банкира из Сирии, держат буквально целый склад картин. Свои сокровища они хранят в помещении площадью 1400 кв. м в беспошлинной зоне близ женевского аэропорта. Что внутри? “Это секрет”, — отвечает Дэвид Нахмад. Но три осведомленных человека говорят, что там хранится от 4500 до 5000 предметов искусства общей стоимостью $3—4 млрд. В их числе 300 работ Пикассо на сумму около $900 млн. Это не самое крупное собрание его работ вне музеев, но только потому, что крупнейшее — у семьи Пикассо». Как пишет один комментатор в ЖЖ knyazev-pavel (откуда мы взяли эту ссылку), «противно читать». «Но полезно», — замечает knyazev-pavel, и мы с ним согласимся.
Новый ресурс об искусстве в публичном пространстве
Приволжский (т.е. Нижегородский) филиал Государственного центра современного искусства представляет новый интернет-ресурс PROPUBLICART.RU. Цель проекта — чтобы каждый читатель стал корреспондентом и внес бы туда адреса новых или старых ресурсов по этой теме.
Сразу одна рекомендация от нас: читайте ресурс republicart.net, который с начала до середины 2000-х критически сопровождал радикальное переосмысление искусства в публичном пространстве на Западе. Проект был инициативой венского Института прогрессивной культурной политики (eipcp), и он очень плодовитый: там целых тринадцать номеров онлайн-журнала на эту тему.
Новогоднее
У Леонида Лернера в ЖЖ неделя «красного подарка». Графика взята с выставки «Лисицкий плюс» в Музее Vanabbe и, помнится, украсила первый выпуск газеты «Что делать» в 2003 году.
Найденный объект от Павла Герасименко: «объект, по-видимому, выпавший из кармана елены елагиной (либо же из кармана игоря макаревича), найден мною на полу сразу после встречи с художниками (в галерее)», — пишет он.
{-tsr-}Любителям тихой метафизической живописи от lena_hades_(Лена Хейдиз) настоящий новогодний подарок: виды из Дома-музея Джорджо Моранди в Болонье. Романтический интерьер, и длинная лестница, и три работы — м.б., не лучшее из того, что Моранди делал, но зато в хорошем разрешении.