Почему же некоторые наши вполне приличные искусствоведы выставку Жан-Юбера Мартена страшно не полюбили?

Оцените материал

Просмотров: 7245

«Мир прекрасен в своем разнообразии»

Давид Рифф · 02/10/2009
Жан-Юбер Мартен говорит о цензуре, Сэм Клебанов восхищается «хорошо подобранной коллекцией» в «Гараже», а Сергей Хачатуров отвечает критикам 3-й Московской биеннале, которые, оказывается, не все «леваки»

Имена:  Жан-Юбер Мартен

©  OPENSPACE.RU

«Мир прекрасен в своем разнообразии»
Очень много о 3-й Московской биеннале писали в «Коммерсанте». Здесь изобилие полезной информации; обзоры главного проекта и параллельной программы, и даже светская хроника. Однако критического взгляда здесь не ищите: по мнению Анны Толстовой, «Рифмы, парадоксы, монтаж аттракционов — выставка неназойливо доносит до зрителя очевидную гуманистическую идею: мир (и мир искусства тоже) прекрасен в своем разнообразии». Проблем нет, короче говоря.

Лучшее, что есть в «Коммерсанте», это интервью с Жан-Юбером Мартеном о цензуре (ее не было в «Гараже», уверяет Мартен) и, в частности, суде над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым.

«Я бы назвал это архаизмом, — говорит здесь Мартен. — Случай с “Запретным искусством” очень показателен: эта выставка изначально была посвящена цензуре. Показ был в маленьком зале, сведенный к символическому подглядыванию в дырочку. То есть были приняты все меры предосторожности... Есть такая дурацкая распространенная идея, что музей — это институция для детей. Ваша Третьяковка, по-моему, придерживается такого мнения, что она значительно умиротворяет зрителей, которые смотрят бесконечные русские пейзажи. Русские художники и кураторы должны прежде всего стараться быть смелыми. На мой взгляд, то, что сейчас у вас происходит, — это следствие всякой революции. Вы ее пережили, а теперь идет контрреволюция. Конечно, в коммунизме была масса отвратительных сторон, но это было светское государство. А сейчас, на мой взгляд, происходит захват власти православной церковью, и поражает именно то, что ей позволяется контролировать так много сфер публичной жизни». На вопрос, можно ли наладить диалог между РПЦ и структурами современного искусства, Мартен отвечает очень определенно, что это «абсолютный абсурд. <...> Мы знаем историю и знаем, чем кончаются все попытки конструктивного диалога, — больше не будет свободного искусства. Русские художники только начали жить свободно, и снова возвращается эта агрессия. Религиозные взгляды не смогут ужиться с радикальным художественным жестом или с бунтующей природой гуманизма».

Сайт «Сноба» тоже по-своему занялся биеннале, но очень своеобразно: члены клуба Михаил Каменский и Евгений Митта рассказывают, куда пойти (и это очень личный выбор), а Мария Байбакова говорит напрямую: идите ко мне. Александра Рудык из журнала «Афиша» собрала много блиц-интервью с участниками, такими как Спенсер Туник и Кун ван Мехелен, и местными зрителями, как Василий Церетели («картина как будто написана одной рукой») и Сэм Клебанов, который почему-то говорит все время о том, что очень хорошо подобрана «коллекция». Гениальная оговорка, так как выставку в «Гараже» действительно можно считать своего рода кунсткамерой, в которой (колониальный?) куратор представляет свою коллекцию «со всего мира».

Читать текст полностью

КомментарииВсего:5

  • agitarch· 2009-10-03 00:36:43
    "некондиция или как сделать за госбюджет посредственную выставку" см. у nikto001. в его комментарии были и более сильные выражения, позже отредактированные. он же сообщил, что "..вы удивитесь, но подобное мнение прозвучало далеко не один раз на открытии". не так мало было критики справа, как убеждает читателей один из "розничных" критиков.
  • pitrova· 2009-10-03 12:01:47
    Гараж: PRO et CONTRA
    ПРО 1) технически хорошо сделано "рука мастера" "изумительная режиссура" "точная работа с пространством" 2) толерантность, разные и многочисленные страны и художники первого ряда, которых до этого не было в москве 3) все очень разное и красивое, "полный спектр изобразительных средств", красочное шоу позволит популяризировать современное искусство
    КОНТРА 1) колониализм: с миру по нитке зрителю на потребу с перебором африки, феноменальный реакционизм, выставка не несет никакого смысла, несмотря на ряд отдельных блестящих работ 2) "вчерашние новинки" не выдерживают уровня биеннале, римейк выставки 20-летней давности 4) зоопарк, аттракцион, кунсткамера, политехнический музей, магазинчик экзотических товаров, разные авторы из разных контекстов, художникам рты зашили 5) дефиле, неоправданный эстетизм и гедонизм, ориениация на легкость восприятия 6) глуповатые экспликации и недоделанные этикетки без техники
  • agitarch· 2009-10-03 13:24:27
    КОНТРА - "лажу посредственную" не забудьте.
    ПРО - лучше, чем у Бирнбаума в этом году.
Читать все комментарии ›
Все новости ›