У Московской биеннале появился ЖЖ, мраморная лодка в Кронверкском проливе, растет «Неофициальный Ростов». А также: первая в истории российского военного духовенства передвижная армейская церковь
Имена:
Авдей Тер-Оганьян · Юрий Шевчук
«Против исключения», но без комментариевПоявился
ЖЖ 3-й Московской биеннале. Здесь можно будет получить информацию о спецпроектах в порядке ее поступления, а также прочесть отзывы в прессе. Если вы, например, пропустили московскую фотосъемку Спенсера Туника, можете о ней почитать и посмотреть телесюжет. Но комментарии оставить невозможно: этот ЖЖ служит чисто информационным целям.
Новости из ПермиНаша колумнистка Лиза Морозова участвовала в выставке «Видение» в Перми и
пишет об этом в своем ЖЖ. Запись немного сентиментальная, но с очень точными наблюдениями: «Впечатления от самой выставки “Видение” меркнут перед гельмановским голосом, который также доносился из всех радиоприемников в офисе музея, но уже в жанре интервью. Марат, думаю, в моей рекламе не нуждается, так что я просто его благодарю за поездку и желаю окончательной победы над непростым культурным пространством Перми. На самом деле город сам по себе так странен (каждый предыдущий дом как будто специально не сочетается с последующим), что музей вполне вписывается в эту логику непредсказуемости. Я бы назвала Пермь “городом вставных челюстей”. И конечно, в этом смысле музей — самая большая вставная челюсть (в содержательном, а не архитектурном плане)».
Читать текст полностью
Мрамор плавал по Кронверкскому проливу
Как сообщает сайт tv100.ru, «в Кронверкский пролив спустили моторную лодку, сделанную из <...> каррарского мрамора. 34-летний скульптор из Турина Фабио Виале изобрел это уникальное плавсредство в 2002 году, катался на мраморной лодке по водам Рима, Милана и Венеции, а теперь публичным заплывом около Петропавловской крепости открыл выставку своих скульптур в Петербурге». Как это все работает, читайте здесь, там же видео с выставки. Удивляет энтузиастическая оценка Анны Матвеевой: «Это искусство, несомненно, очень декоративное, очень развлекательное, с ним всегда интересно. Оно может быть прекрасной достопримечательностью для любого города, который, например, купит вот такую лодку, которая каменная, в то же время не тонет. Туристы будут приходить смотреть на нее толпой».
«Забавно, какие все же разные причины подталкивают юзеров к заведению собственного ЖЖ!»
У директора Петербургского филиала ГЦСИ Марины Колдобской появился ЖЖ, где есть пока единственная запись — ответ критикам ее последней выставки. «Определенно, выставка “Золото для народа” — моя удача. Получила целый букет сюрпризов. Во-первых, прямо на открытии некто в маске, войдя в раж, написал на плакате матерное слово. Во-вторых, бывшая сотрудница, коллега и приятельница Анна Матвеева опубликовала вздорную статью в Коммерсанте. Далее, неизвестная до сих пор в нашей тусовке Елена Андреева ... написала мне похвальное слово. Как выяснилось, она писала что-то вроде рецензии о СПБ биеннале по просьбе Марата Гельмана. Гельман, который со мной много лет сотрудничал, а потом поссорился, пришел в ярость и теперь пиарит меня с такой страстью, что я сама удивляюсь. Уж ему ли не знать, что ругань — лучшая реклама. Особенно удачный пассаж: я “мелкое трусливое ничто”. Именно такой меня все и знают».
В ЖЖ художника Сергея Тетерина, где мы обнаружили эту новость, художник и куратор Дмитрий Пиликин комментирует: «Забавно, какие все же разные причины подталкивают юзеров к заведению собственного ЖЖ! Ну что ж, может в данном случае это позволит избежать создавшегося перекоса, когда в таком большом городе арт-мирок крайне маленький, критики почти нет и от этого реакция на любую публикацию не вполне адекватная и болезненная».
Неофициальный Ростов растет
ЖЖ-комьюнити «Неофициальный Ростов 1980—1990» растет и растет благодаря неустанной работе Анны Бражкиной. Здесь можно прочесть среди прочего большое интервью с Авдеем Тер-Оганьяном, текст Ирины Кулик о «классических» работах Валерия Кошлякова и Юрия Шабельникова о его живописных работах 15-летней давности: «Видеть свои старые работы немного странно, потому что это вроде бы ты, но какой-то другой, и эта дистанция создает новую оптику, иное понимание. Интересно было бы знать мнение критиков, но вот Катя Деготь совсем недавно как-то вскользь обронила, что критик-де умер. Семь лет назад говорили, что умер автор, а вот теперь — критик. Грустно! А искусство?» Бражкина ему отвечает: «Я не критик, Юр, но скажу — похоже, что в 80-х ты был чуть ли не лучшим российским современным живописцем вообще. А сегодня, мне кажется, живопись, как и рок-н-ролл, просто удел юных:). Драйв потому что асоциальность и полная автономность. Но это девчачьи предположения».
Новое на сайте «АртХроники»
Много нового на сайте «АртХроники». Можно, пока не надоело, еще почитать про Ростов-на-Дону: Авдей Тер-Оганьян вспоминает о товариществе художников «Искусство или смерть», которому посвящается большая ретроспектива на 3-й Московской биеннале. Здесь же читайте о деятельности ее куратора Жан-Юбера Мартена. Имеется также большой блок материалов на тему ВВЦ (ВДНХ); 2 сентября там проходил благотворительный рок-фестиваль в защиту историко-архитектурных памятников, инициатором которого стал Юрий Шевчук. «АртХроника» его поддерживает — с самым «крутым» маршрутом через всю территорию. В своей очередной колонке Андрей Ерофеев страстно атакует решение о создании нового музея современного искусства.
«В старинном духе сочинилось»
Издатель журнала «Искусство» Леонид Лернер (bukler), который «в каталоги не писал лет десять», опубликовал в своем ЖЖ новый текст о художнике Аркадии Насонове. «Вот в старинном духе и сочинилось», — пишет он. И действительно: «Палимпсесты Насонова предъявляют разорванное сознание и, разумеется, разорванную реальность. Автор пытается — одновременно, параллельно — скрыть и обнажить швы визуального кроя, его практика сродни деятельности цензора, который уполномочен фильтровать художественную презентацию. И поэтому реальностей у цензора несколько; у него в отличие, скажем, от зрителя есть выбор, возможность транслировать изменчивое субъективное ощущение (или чей-то заказ) в объективную застывшую форму артефакта».
Жизнь молодежи в «Гараже»
«Гараж» за лето стал популярным местом среди московской продвинутой молодежи, замечает ветеран московской арт-сцены художник Владимир Сальников (salnikov-vova). «Посетили лекцию о молодежной моде. Полный зал. Сидели даже на полу. Юные и симпатичные лекторы несли полную чепуху, пытаясь теоретизировать, путая 50-е с 60-ми и 60-е с 70-ми, но публике это нравилось, хотя визуального материала почти не было, но жаждущие знания слушатели и это стерпели, поэтому мы тоже решили быть снисходительными к дерзкой юности». Смотрите там же фотографии симпатичных молодых людей и читайте комментарии менее молодых. The kids are alright, как говорилось в старой песне.
Два артефакта
Среди участников программной лекции в «Гараже» был street-художник Кирилл Кто, который показывает пример симулятивного уличного искусства «даже с наличием остро критической составляющей, в самой что ни на есть городской среде...». Более деревенский артефакт нашел Антон Николаев из группы «Бомбилы» (halfaman) — первую в истории российского военного духовенства передвижную армейскую церковь. Причем, как можно увидеть здесь, это не Photoshop и не симуляция, а реальность в России сегодня, в самой что ни на есть военной среде.