Буквы в русском искусстве, бумажная страна Шалвы Бреуса, сухие факты и сплетни
Почти всех арт-критиков и журналистов на прошлой неделе больше всего занимала Венеция. У «Коммерсанта» самый полный блок материалов о Венецианской биеннале. Чистый и в меру критический репортаж обо всех русских событиях и не только. Милена Орлова описывает всю «арт-олимпиаду» и только частично касается проблем «русской сборной». В другой статье она объясняет, почему выбор жюри разочаровал тех, «кто ждет от биеннале новых ориентиров». В том же «Коммерсанте» Татьяна Маркина пишет о новом музей Франсуа Пино.
Кроме большого блока материалов в «Коммерсанте», в других источниках тоже есть много на эту тему. Сергею Хачатурову «стало ясно: художественный процесс для России сегодня не менее важен и престижен, чем футбол, хоккей и Мариинский театр». Его это настолько радует, что он интерпретирует все работы так тщательно, как будто его заперли в павильоне на целую ночь. Сухие факты и сплетни, хотя не все настолько бессодержательные, как освещение событий клубом «Сноб», можно читать в журнале «Профиль»: «В лабиринтах сознания современных художников в поисках смысла бродила корреспондент “Профиля”». Все описано сухо и четко, как положено, — сначала о России, потом о павильонах. Ни слова о главной выставке, зато много сплетен под конец. Особенно интересно это: «Марат Гельман рассказывал директору Института современного искусства Иосифу Бакштейну о том, как его галерея осваивает культурные пространства Перми. “С нашей помощью ради записи альбома в Перми на некоторое время воссоединятся легендарные Led Zeppelin”, — интриговал гостей Гельман». What does it mean? В «Известьях» чистая светская хроника, и искусство вообще ни при чем.
Есть и иные, более критичные отзывы. Ольга Кабанова в «Ведомостях» наезжает на Гошу Острецова, как будто он один во всем виноват: «Если даже нам вручат “Золотого льва” как лучшему национальному павильону — что невозможно, но предположим, — все равно никакие силы не заставят его заново смотреть. Из работ семи художников одна настолько отвратительна, что напрочь отравляет общее впечатление. Почему куратор нашей выставки Ольга Свиблова выбрала грязный замогильный сарай-ужастик, сочиненный Гошей Острецовым, — тайна. Этой помоечной инсталляции из гнилых досок с торчащими муляжными ручонками место в провинциальном луна-парке. И больше о ней — ни слова». Также очень компетентная статья о других проектах и о биеннале в целом: «Принято говорить, что на Венецианской биеннале обнаруживаются новые тенденции и определяется мода в современном искусстве. Трудно сказать, тенденция это или личный выбор Бирнбаума, но на выставке, как и в национальных павильонах, почти не было ни политического, ни социально-критического, ни шокирующего искусства. Никто не поминал проклятый экономический кризис (не ковыряли мировую болячку) и не критиковал общество потребления (которое теперь многим кажется внезапно потерянным раем)».
Большой фоторепортаж о русском павильоне сделал Игорь Маркин. Удивительно (или, может быть, не очень), но он полном восторге. Но Молодкин с Острецовым его не вдохновили. «Если мы не будем признаны лучшими, то благодаря этим статистам. Тут ведь не евровидение, скрипач с фигуристом только портят».
Отчет о кураторском павильоне Даниэля Бирнбаума специально для блога «Гаража» написала Диана Мачулина. «От куратора проекта в Арсенале, Даниэля Бирнбаума, я ожидала после прочтения его изданной в России книги «Хронология» изобилия видео и размышлений о времени. Не оправдалось — видео было очень мало, а размышлений и того меньше. Девиз «Создавая миры» раскрылся как эскапистский подход к искусству — если этот мир нас в чем-то не устраивает, не будем говорить об этом, лучше создадим параллельную реальность. Социальное искусство отсутствует, оно изгнано на выставку «Общество страха» в Арсенале Новиссимо. Торжествует автономия искусства, фантазии ушедших в себя отшельников». Уффф.
Буквы в русском искусстве
На прошлой неделе во время книжного фестиваля в ЦДХ открылся новый проект Андрея Ерофеева. Интересное наблюдение Сергея Хачатурова во «Времени новостей»: «Удивительно, что куратор, принципиально порвавший с государственной застойной музейной институцией, во многом мыслит в тех же категориях большого государственного музейного проекта постсоветской России. Тема формулируется слишком общо, и под нее тащатся по максимуму экспонаты из фондов. Главное, чтобы было много и нажористо. А о смысле зрители пусть думают сами».
«Получается странный аналог выставок “Власть воды” или “Красный цвет в искусстве”, когда в экспозицию просто подбираются предметы по признаку наличия некого избранного элемента. В данном случае это буквы. Отлично — смело и размашисто сгребаем в кучу все буквы и надписи! Нет смысла подвергать такую стратегию развернутой критике — ее слабости очевидны», — считает Егор Кошелев.
Особенно ругался наш старый друг kotomish: «Как наши кураторы слабы и местечковы... просто ужас берет... Мало того, что их всего ничего, так они все еще предсказуемы — начиная от списка авторов и заканчивая построением экспозиции...»
Был и скандал, что тоже предсказуемо. «С выставки [...] были сняты работы арт-группы “Война”», — сообщил plucer. «Возникла потасовка, некоторые экспонаты были испорчены, а художника Петра Верзилова задержала милиция». «По словам очевидцев, охрана действовала довольно грубо. При задержании некоторых художников избили. У Петра Верзилова отобрали и разбили мобильный телефон. Охрана также сорвала плакат «Войны» — «Я ебу медвежонка», — сообщает Ульяна Иванова на сайте kasparov.ru. На grani.ru отличное видео об этом событии. Охрана притворяется простым зрителем («ребята, я только хотел на книжки посмотреть»), а активистка Ира из группы «Война» машет руками после драки.
Интервью с Григорием Ющенко
Скандал, понятное дело, это вид рекламы, причем «партизанского формата». Исходя из этого new age branding (блог маркетингового инженера) делает интервью с Григорием Юшенко о его проектах в арт-группировке «Протез». «Чем ты никогда не станешь заниматься? — Выставку без большого алкофуршета на открытии делать. Кому-то покажется дурацким ответом, но он очень объясняет, чего я не допущу». Почему-то редкостно противный материал.
Новый Сокол
У художника Хаима Сокола была выставка в Лондоне, и он «наконец сподобился повесить на сайт фотографии». Стильная, почти декоративная «бедность» с модным куратором, текст которого можно прочитать на сайте .
Бумажная страна Шалвы Бреуса
Очень интересный материал в «Ведомостях». Как вы знаете, Шалва Бреус не только владелец «АртХроники» и один из учредителей премии Кандинского, но еще и контролирующий акционер одного из крупнейших в России целлюлозно-бумажных комбинатов. Много интересного из мира бизнеса: как Бреус отбивался от рейдерских атак и как он борется с кризисом в своей области. Про искусство он тоже говорит под конец, но это не так интересно почему-то.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454403
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345067
- 3. Норильск. Май 1272452
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898764
- 5. Закоротило 823883
- 6. ЖП и крепостное право 810227
- 7. Не может прожить без ирисок 789951
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765411
- 9. Коблы и малолетки 744314
- 10. Затворник. Но пятипалый 477698
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407473
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373971