Два современных китайских фильма чем-то смутно знакомы
Читать!
Bumming in Beijing: The Last Dreamers (см. видео здесь)
Это реалии некоего условного круга, которые режиссер У Вэньгуан (Wu Wenguang) выделил внутри китайского андеграунда в своем дебютном фильме «Слоняющийся в Пекине: последние мечтатели» (1990). Вэньгуан — один из пионеров китайского видеоарта и лидер китайского движения «Новая документалистика». Почти все его герои смогли осуществить свое, как выяснилось, основное желание — уехать. А некоторые, как Жанг Дали (Zhang Dali) или Гао Бо (Gao Bo), потом вернулись и интегрировались в художественную систему нового Китая. Не собирался уезжать только один — театральный режиссер Моу Сен (Mou Sen).
Фильм хоть и относится к стилю «спонтанного реализма» (jishizhuyi), для которого характерны ручная камера и речь не по сценарию, наделен ясной структурой. Через разговор на общие темы — искусство, бездомность, работа — режиссер выходит на конкретные события в жизни героев и заостряет свое зрение на них. Любое принятое решение или действие, совершенное одним из круга, обрастает комментариями, мнениями и оценками остальных. Которые, правда, не сказываются ни на чем.
Ближе к развязке выяснится, что мало кто понимает планы другого. Девушка с как будто бы наименее определенным будущим, лежа на полу, вопиет о подлинном искусстве и своей связи с богом, а совсем недавно она говорила в камеру о своем желании родить детей и завести семью. Еще немного, и она уже выходит замуж в Вене.
— Вот. «Ностальгия» Чайковского.
— Тарковского.
Пекин — город, на дне чаши которого находится Запретный дворец, а вокруг строятся новые многоярусные дороги и светящиеся от лучей солнца асимметричные стеклянные здания. Автомобили пришли на смену велосипедам. В одном из последних фильмов Вэньгуана, Fuck Cinema (2005), действие снова происходит в Пекине. С дебютным его роднит множество молодых людей, мечтающих прийти к успеху (здесь — через кино), среди них выделяется Ван, он ищет продюсера. Разница между «Слоняющимся» и Fuck Cinema — в коммуникации. Круг китайского андеграунда 1980-х очень узок, связи внутри него проявляются даже в придыхании, с которым герои упоминают то или иное имя. В Fuck Cinema персонажи не объединены ничем, кроме индустрии кино и желания быть к ней причастными. Они тоже неприкаянны, причем в первом случае мы больше слышим об этом, во втором — видим тягучие и бессмысленные скитания. Герои первого фильма сквотируют дома или живут у друзей, Ван спит на крыше университета. Махина китайского кино не впускает внутрь, разве что через крыльцо, бесконечно удаленное от главного входа. Даже в массовку попасть трудно: 300 юаней стоит зачисление в агентство, 20 юаней надо заплатить за съемочный день.
Второй фильм по структуре гораздо более рыхлый, потому что герои не имеют связей между собой. Их жизненным
Читать!
Они убеждены во врожденном таланте, основывают тексты на собственном опыте. Но желания смутные — играть в кино или снимать кино? Рефреном всего фильма звучит вопрос: «Что вы думаете о проституции?» Никто не хочет уезжать. В Пекине цветет специализированный мир, где стало возможным изучать фэшн-перформанс в системе академического образования.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3453513
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344447
- 3. Норильск. Май 1271593
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898374
- 5. Закоротило 823297
- 6. Не может прожить без ирисок 788255
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 764230
- 8. Коблы и малолетки 743438
- 9. Затворник. Но пятипалый 476193
- 10. ЖП и крепостное право 453428
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 406222
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373118