Пол Чен, автор сверхпопулярной видеоинсталляции «7 Lights», оказывается, снял и Ирак — так, что это скоро не забудешь
Пол Чен (Paul Chan) прославился своим проектом 7 Стоит немного покопаться на этом сайте, и вы узнаете, что 7
Тем радостнее узнать, что Пол Чен совсем не тот, за кого мы его принимаем. Он вовсе не формалист, до тошноты повторяющий один и тот же прием, а плодовитый видеохудожник, писатель, медиаактивист и график, причем огромное количество его работ доступно в сети.
Baghdad In No Particular Order by Paul Chan — Part 1/8
Остальные части видео вы найдете здесь: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Например, недавно я натолкнулся в YouTube на снятый им документальный фильм «Багдад вперемешку» (Baghdad in No Particular Order). Пол Чен снял его накануне вторжения в Ирак войск коалиции под предводительством США — он посетил Багдад в составе группы активистов под названием «Голоса в пустыне» (Voices in the Wilderness). Это замечательно красивые сцены повседневной жизни иракской столицы, и в отличие от «платоновой пещеры» его световых проекций они, похоже, затрагивают саму реальность. Но в то же время в них, кажется, содержится очень грустный и неподдельно ужасающий образ довоенного Багдада.
Мы видим кучу книг, лежащих на земле. Страницы листает ветер: математические труды на французском языке, немецкое издание «Кон-Тики» Тура Хейердала, поэтические сборники поэтов типа Т.С. Элиота или Лорки в арабском переводе, как объясняет закадровый голос. Так иракская интеллигенция переживала тяготы экономических санкций: горы трепещущих стихов и трактатов выставлены на продажу прямо на земле. Продавец нахваливает свой товар, а затем читает стихотворение по-арабски. Оператор говорит «спасибо» по-китайски. Язык фильма постоянно меняется — французский, испанский, кантонский. Все это слегка напоминает фильм «Вавилон» с Брэдом Питтом; чересчур буквальный прием, но в фильме он использован весьма продуктивно.
В одном из эпизодов снята чайхана, куда часто заходят багдадские художники, которых, если верить Чену, было много. Они продавали свои работы в основном страдающим комплексом вины сотрудникам международных гуманитарных миссий.
Затем в форме быстрого слайд-шоу показаны работы этих художников — эпигонство разных вариантов современного искусства. А-ля Матисс, Чак Клоуз, Филип Гастон, Пауль Клее, Майк Келли, Альберто Джакометти. «И, к сожалению, Питер Макс» (коммерческий американский иллюстратор 60-х годов. — OS), — добавляет Чен.
Его фильм — опыт бодлеровского фланера, гуляющего по городу, который скоро станет зоной войны. Пол Чен похож на Вальтера Беньямина, которому попала в руки цифровая камера: он особенно чуток к старому знакомому звуку, виду и запаху модернизма в трагический момент его исчезновения, но он осознает и оборотную его сторону — возвращение иррациональной, но искренней политической религии, которая проповедует протест и отчаяние. Мы видим, как суфии медленно доводят себя до исступления под прекрасную песню-плач, которая звучит все громче и громче, так что становится страшно, взрослые люди превращаются в дикарей. Здесь я даже прослезился. Рассерженное сердце бьется в такт бессердечному миру.
Ну и что же мне теперь с этим всем делать? Я еще точно не решил. Есть масса материала, который нужно просеять, причем зачастую он весьма сложен. Только загляните на веб-сайт Пола Чена. Он изобилует документами и проектами, достойными рассмотрения, от аудиокниг из его «Личной Александрийской библиотеки» критической и не слишком критической теории к подкастам альтернативных СМИ о левизне американских аспирантов и радостях легкого рока. Он пишет, как Адорно, рисует, как суперкультовый в узких кругах художник Генри Даргер (Henry Darger), и создает анимацию, которая посрамила бы любого профессионального флеш-дизайнера. Что мне про него думать? Я не могу решить.
Пока что давайте сформулируем так: Пол Чен — один из тех «политических художников», которые не вписываются в избитую матрицу академической ностальгии по прямой политической агитации или радикальной социальной критике, хотя он весьма вовлечен в политику и искусство и, очевидно, в плане идеологии принадлежит к критически настроенным американским левым. И если его приверженность леволиберальным политическим идеалам более подлинна, чем у большинства самозваных «художников-активистов» — он вовлечен в профсоюзную политику и движение независимых СМИ Indymedia movement с конца 1990-х, — то его искусство в высшей степени автономно. Очень вдохновляет умное, хорошо сформулированное интервью Пола Чена в журнале Bomb, где он говорит, что часто сталкивает одно с другим, расшатывая политику искусством.
Работает ли это? Я не вполне уверен. Может быть, он усиливает одно другим. А может быть, формализм у него чуть-чуть слишком орнаментальный, а реализм слишком магический. Или же все эти образы волнуют меня, потому что они уже находятся на грани политического кича? Возможно. Но не исключено, что эта «неразрешимость» и есть точное определение сегодняшнего «политического искусства», хорошо ли, плохо ли. И тогда получается, что Пол Чен действительно великий «политический художник».
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455881
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346071
- 3. Норильск. Май 1273637
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899191
- 5. ЖП и крепостное право 853067
- 6. Закоротило 824436
- 7. Не может прожить без ирисок 792084
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766396
- 9. Коблы и малолетки 745247
- 10. Затворник. Но пятипалый 479247
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409687
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374912