В инсталляции Эйи-Лиисы Ахтилы If 6 Was 9 (1995) девочки-подростки ищут себя в чужих воспоминаниях
− Oh…
− Ah… yeah…
− No more!..
− Ah… yeah…
− No more!..
В трехканальной видеоинсталляции финской художницы Эйи-Лиисы Ахтилы If 6 was 9, переведенной с кинопленки, главные героини — девочки-подростки и их истории об опытах и желаниях, чаще всего сексуальных. В видео они едят, разговаривают, опять едят, рассказывают, рассказывают, рассказывают. Позируют. Поза здесь важный элемент, который художница вводит параллельно словесному повествованию. Весь текст написан художницей на основании ее бесед с реальными женщинами (которые были гораздо старше), но персонажи в фильме, как подчеркнуто в конце, вымышленные. Девочки читают заученный текст.
Читать!
Иной раз впечатляет разрыв между неказистой или непривлекательной внешностью героини и тем успехом, которым, по ее словам, она пользуется. Накладывая на девочек чужие воспоминания, художница помещает их в неопределенное время. Где они — в прошлом или будущем? Зависая между одним и другим, настоящее становится одновременно наполнено ожиданиями и воспоминаниями. Ахтила смещает время. Прошлое рассказывает будущее. Ну, или будущее вкладывает в уста прошлого другой текст. Сложно точно установить. Как и уловить все, что происходит одновременно на трех экранах. Даже в статичных сценах мельчайшие движения образуют мягкую смену рисунка. Такая текучесть характерна и для строения самого фильма. В начале интригующий закадровый текст обещает традиционный фильм с линейным сюжетом, но потом все становится более похоже на телесериал с множеством переплетенных друг с другом историй, а порой превращается в интервью. И все это еще обильно пересыпано пейзажными заставками и иногда — съемкой предметов, напоминающей рекламу. Они и обеспечивают мягкость постоянной трансформации жанра.
Ахтила из тех художников, которые подобно, например, Дугу Айткену, работают с формой рекламного ролика и соотношением его с короткометражным фильмом. Но этим все не ограничивается. Одна из героинь ссылается на просмотр MTV, для которого в 1990-е годы был характерен именно такой текучий формат (фильм Ахтилы снят в 1995-м). Как и MTV, фильм эксплуатирует молодежную сексуальность.
Ахтила завораживает образом старлетки, которая уже все знает и все умеет, однако выглядит на свои тринадцать. Но дальше раскручивается совсем другая история. От попсовой в первой оптике истории художница переходит к глубокому исследованию экранных форм — документального и игрового кино, рекламы, видеоарта. Однако в версии художницы не действуют законы ни одного из этих жанров. Только начинает казаться, что алгоритм фильма понятен и ясно, как он будет развиваться, как художница срезает на повороте и заезжает в другую систему мышления. Конечно, не будь тут реальных или псевдореальных историй, смотреть десятиминутное видео, играющее с жанрами, было бы неинтересно. Постоянное переключение жанров также означает постоянную смену ролей. Все отношения — прошлого и настоящего, настоящего и будущего — здесь нестабильны. Художница монтирует музыку из картинок, не теряя смыслов. Банальные действия нужны ей не в своей буквальности и не для того, чтобы ими любоваться, а с тем, чтобы создать из них симфонию: огни торгового центра, чайник на плите, темная арка, брошенная на скамейку майка, соблазняющая улыбка.
Читать!
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451766
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268669
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897694
- 5. Закоротило 822148
- 6. Не может прожить без ирисок 782459
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759099
- 8. Коблы и малолетки 740940
- 9. Затворник. Но пятипалый 471386
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403157
- 11. ЖП и крепостное право 393799
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370543