Затягивающая топь буржуазной suburbia глазами великого ленд-артиста
Для меня самый сильный момент в американском концептуальном искусстве 1960—1970-х — это когда оно берется за социальное пространство американских пригородов. Длинная вереницаЧитать!
Одно из самых глубоких исследований этого мира принадлежит скульптору и ленд-артисту Роберту Смитсону (о нем также читайте здесь), который в середине 1960-х стал совершать поездки на машине вокруг своего родного городка Пассаика в штате Нью-Джерси. Там он обнаружил, что больше всего его привлекают места, как он пишет, «расчлененные и распыленные» в результате послевоенного бума разраставшихся пригородов. В этих местах Смитсон увидел «архитектуру энтропии», архитектуру «дискаунтов и дешевых шопинг-моллов с их стерильными фасадами». Оттуда он направился на помойки, свалки, в заброшенные зоны. Он картографировал их, собирал там камни и мусор и выставлял их в «белом кубе» галереи в качестве серии non-sites.
В фильме, который Смитсон снял вместе со своей женой Нэнси Холт, он исследует самый типичный пейзаж вокруг Нью-Йорка — пустынные болотистые поля, которые порой находятся всего в нескольких метрах от шопинг-моллов и белых домиков.
Как заметил один блогер, вдохновленный этим фильмом, болота Нью-Джерси — это «странные зоны бесконечной грязи, где за камышами внезапно встают очертания небоскребов Манхэттена... пейзажи порока, где теряют девственность, где кассетник с ужасающей музыкой не тянет, потому что у него сели батарейки, а велосипедисты тренируются, прыгая с искусственных холмов. На этих болотах подросток из пригородов временно выпадает из нормативной мелкобуржуазной траектории своей жизни». Конечно, эти болота знамениты еще и тем, что в кино наемные мафиозные убийцы именно там прятали трупы своих жертв. Так что там чувствуется неопределенный, но постоянный запах опасности, исходящий от безлюдья.
В самом деле, «Болото», пожалуй, самый пугающий из трех фильмов Смитсона. Нэнси Холт, следуя странно жестким указаниям своего мужа, погружается в болото с включенной камерой. Смитсон идет за ней, давая инструкции. Камера налетает на камыш, «не волнуйся насчет фокуса», — говорит Смитсон, стебли острыми линиями перерезают объектив, и их движение напоминает об action painting. Холт и Смитсон теряют ориентацию в этом разорванном, распыленном, энтропическом мире, а когда они, кажется, готовы вырваться, Смитсон ведет их назад, в гущу болот.
Холт говорила об этом фильме, что «он — о границах восприятия глазом камеры, которые проявились в тот момент, когда мы с Бобом прорывались через топь. Трудно следовать словесным указаниям, когда камыш ломается о камеру, блокируя поле зрения и создавая постоянно меняющиеся картины. Получается хаос. Эта работа — про сознательное препятствование зрению, про расчет на бесцельность», — добавляет Смитсон.
По ходу фильма инструкции Смитсона жене кажутся все более садистскими, особенно когда она говорит, что ноги ее отяжелели от грязи, а он сознательно посылает ее обратно в ту же самую жижу, из которой она вышла. В конце фильма они вырываются на чистое место, и он предупреждает ее, чтобы не снимала слишком много неба. Они начинают беспокоиться, что кончится пленка, что и происходит, обрывая обыденную беседу на слове nothing. Может быть, это «ничто» и есть лучший комментарий к теме американского пригорода, к его странной, полной скрытого насилия красоте, вульгарной, пустой и банальной до ничтожества.
Перевод с английского Екатерины Дёготь
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17976631
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6758837
- 3. Норильск. Май 1293712
- 4. ЖП и крепостное право 1117507
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907076
- 6. Закоротило 837213
- 7. Не может прожить без ирисок 832369
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791081
- 9. Коблы и малолетки 766296
- 10. Затворник. Но пятипалый 508020
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 442000
- 12. «Роботы» против Daft Punk 412444
А что же потеряли эти два художника на этом пустыре. Что они там ищут?
вероятно этот самый «nothing»
Очевидно, что не тот «nothing», который чувствуешь в европейских городских или офисных пространствах – такой лунный, инопланетный, стерильный,
Этот «nothing» - хлябь земная, болото, чавкающая могила..
Чем-то напоминает пленэры «антихриста», ибо чем дальше человек от природы (от своей в том числе), тем страшнее для него этот тип «nothing»-а
В детстве дети рассказывают друг другу истории про могилы и зверства, ломятся в кино на страшилки, недаром в сопутствующих коментах – про захоронение криминальных трупов.
Налицо такой уже взрослый тип мифотворчества и почему-то в этот раз нет даже намека на «научность» - а можно было бы в дополнение к ассоциации болота\могилы пригласить специалиста, который рассказал бы о том, что болота питают подземные воды, которые в свою очередь питают водопровод – занимательный круговорот веществ, у кого-то и рвотный рефлекс может спровоцировать, а кто-то может проникнется мудростью мироздания и красотой круговращения веществ и энергий, и даже тем самым преодолеет свой страх перед ничто "полным скрытого насилия..".
Например, извечная научно-популярная страшилка – глисты, недавно трудами научного знания превратились из злейших врагов человека в полезных симбиотических существ, не просто поддерживающих баланс в организме, но даже обеспечивающих его иммунитет. (случается, что и обыкновенное естественно-научное знание может иногда вправлять мозги)
возможно и болотам еще повезет :+)