Просмотров: 38525
«Политические темы стали функционировать не как критика, а как реклама неолиберализма»
В продолжении опроса OPENSPACE.RU международные эксперты возвращаются к Венецианской биеннале
Доминик Ланг. Спящий город. Павильон Чехии и Словакии на 54-й Венецианской биеннале (вид экспозиции)
Франческо Бонами, куратор; старший куратор Музея современного искусства Чикаго, художественный директор Фонда Сандретто Ре Ребауденго, Турин; куратор Венецианской биеннале 2003 года
Массимилиано Джони, куратор; директор выставочных программ Нового музея, Нью-Йорк
Миран Мохар, художник; член группы ИРВИН, Словения
Мария Хлавайова, куратор; директор Центра современного искусства BAK в Утрехте, Голландия; в этом году — куратор Цыганского павильона (существующий уже несколько лет проект павильона детерриториализированного народа ромалэ — европейских цыган. В его рамках в этом году с аншлагом выступал среди прочих Салман Рушди)
1. Каково ваше впечатление от главного проекта куратора Биче Куригер, особенно в сравнении с двумя последними биеннале?
2. Как вам видятся национальные павильоны в контексте главного проекта? Какой павильон вам понравился больше других, какой разочаровал?
3. Каково ваше общее впечатление от дней превью в этом году? Какова динамика биеннале, по вашему мнению, куда она идет?
4. Удалось ли вам увидеть павильон России и другие русские и (или) украинские проекты в Венеции? Каково ваше мнение о них?
Франческо БОНАМИ
1. Биеннале все больше становится одним из многих событий, что происходят в Венеции, а не «тем самым» событием. Главные выставки биеннале из года в год все более похожи.
Читать!
2. Самым большим разочарованием явился павильон США. Австрийский, швейцарский, аргентинский, немецкий, мне кажется, показали сильную идентичность. Через несколько дней поеду смотреть снова. Но в любом случае, павильоны — это опять-таки всего лишь «выставки».
3. Огромный перебор светской суеты; перебор искусства, болтовни, алкоголя, еды; все слишком дорого, слишком много идиотов вокруг. И, несмотря на все эти переборы, в итоге очень мало мысли, мало качественно проведенного времени с приятными людьми. Все рыщут в поисках пригласа на эксклюзивный ужин, чтобы в итоге понять, что ничего там эксклюзивного нет, а весь эксклюзив дико скучен. Также перебор по части консенсуса, стратегий и дипломатии. Мне недостает моей биеннале 2003 года, которую все просто ненавидели. Было так весело, а никто вокруг этого не понимал. Сегодня вся веселость тщательно организуется и щедро оплачивается, а в итоге все очень банально и скучно.
4. Нет, поеду в августе. А что, русский павильон надо смотреть? У меня на сетчатке места уже крайне мало, но если ты скажешь, что смотреть стоит, я поеду и посмотрю.
Массимилиано ДЖОНИ (он несколько изменил порядок вопросов)
1. Выставку главного проекта в Джардини я нашел очень хорошей; возможно, слишком спокойной и музейной, но все же очень, очень хорошей. Диалоги между работами Керстин Брач (Kerstin Bratsch), Линн Фукесн (Lynn Foukesn), Фишли и Вайса, Джека Голдштейна, Зигмара Польке, Ребекки Квейнтман (Rebecca Quaytman) и Кристофера Вула (Christopher Wool), например, были очень сильны и захватывали. Я также очень оценил комбинацию работ Моники Сосновской, Дэвида Голдблатта и Харуна Мирзы (Harun Mirza), это было очень сильно, и мне понравился еще один временный павильон, Оскара Туазона. Арсенал был, возможно, более неровным, но у него был великолепный финал с произведениями группы «Желатин», [Элен] Стюртевант, Фрэнсиса Старка (Frances Stark), Триши Доннелли и Катарины Фрич. Что касается сравнения с предыдущими версиями, мне совершенно все равно: это такая типичная венецианская забава — критиковать нынешнюю биеннале и реабилитировать прежние. Но я в эту игру не играю. Пардон.
3. Я думаю, в Венеции происходит важный и, наверное, необратимый процесс: то, что было самой большой выставкой в мире, сейчас является платформой для сотен других выставок, и в особенности выставок, тесно связанных с частными коллекциями. Результат — это взгляд на искусство как на нечто гламурное, что, безусловно, расширяет аудиторию современного искусства за пределы арт-мира, но также постепенно сужает спектр того, чем искусство вообще может быть, чего мы от него ожидаем, что оно могло бы сделать. Не хочу звучать консервативным или чересчур встревоженным, но — особенно в дни открытия биеннале — начинает казаться, что искусство служит исключительно демонстрации богатства…
Еще важнее то, что размах события достиг той точки, при которой почти невозможно, а наверное, и бессмысленно пытаться пробить пузырь консенсуса, который окружает каждую из выставок. Если быть очень пессимистичным, то придется сказать, что Венецианская биеннале — это просто микрокосмос, в котором отражаются изменения в самом искусстве. Если это так, то мы живем в эру гиперразвлекательности, в которой от искусства ожидается, что оно будет просто искусством, и не более того, и будет довольствоваться тем, что его показали, и при этом весьма пышно. В лучшем случае искусство может репрезентировать власть и деньги. Опять-таки, не хочу ностальгировать, не хочу быть идеалистом, но нам нужно стремиться к тому состоянию, когда потенциал искусства будет более сложным, чем просто культура гламурного показа…
Возможно, это противоядие в Венеции уже есть: тот факт, что так много стран все еще хотят найти тут место для презентации своего искусства и культуры, свидетельствует о том факте, что искусство играет все-таки большую роль, нежели закуска на банкете…
2. Что касается национальных павильонов, то они все еще представляют собой один из наиболее интересных элементов Венецианской биеннале, и Биче Куригер сама старалась это подчеркнуть. Именно в национальных павильонах становится видно сложное представление о современном искусстве сегодня: они описывают идею «быть современным» как полифоническую и крайне гетерогенную. На самом деле Венеция — это не про глобализацию, а скорее про гиперлокализацию; я думаю, мы про эту ее особенность слишком часто забываем.
Артур Баррио. Records+(Ex)tensions y points. Бразильский павильон на 54-й Венецианской биеннале (вид экспозиции)
4. Я большой поклонник Монастырского, и я был полон предвкушений, когда узнал, что он приглашен представлять Россию, при том что эта роль была трудна для художника, который всегда старался быть почти невидимым и гордился своей неофициальностью. Причисление к лику святых — это всегда непросто. Хотя выставка как-то колебалась между ретроспективой и новым проектом, мне особенно понравилось, что художник рискнул сделать новую сложную инсталляцию, избежал искушения самодовольной репрезентации «творческого пути».
Я, конечно, также видел выставку «Модерникон», которую уже посмотрел и в Турине, и нашел венецианский показ более энергичным и точным. Увы, я слишком близок и к фонду «Виктория», и к Фонду Сандретто, чтобы быть объективным, но эта выставка мне кажется очень впечатляющей. И меня очень тронул тот факт, что от входа на выставку была видна Набережная неисцелимых, которую так любил Бродский; я, наверно, единственный придурок, который на это обратил внимание :)
Выставка премии Фонда Пинчука Future generation prize тоже приятно удивила: должен признаться, что в принципе я не восторге от учреждения очередной премии, но выставка хорошо справилась с задачей показать работы многих молодых авторов.
Миран МОХАР
1. Я бы сказал, биеннале средняя. В сравнении с двумя предыдущими особой разницы нет.
2. В этом году национальные павильоны были приятным сюрпризом, разница в качестве между главной выставкой и павильонами, которая всегда была, теперь исчезла. Но это заняло почти два десятилетия. Так что национальные павильоны были в этом году в хорошей форме. Мой фаворит — Польша с проектом Яэль Бартаны. Я также отметил, что многие восточноевропейские страны показали своих концептуалистов (Сербия, Россия, Румыния, Хорватия, Черногория). К чему бы это?
3. О биеннале трудно говорить как о целом — только о разных выставках. Это уже не компактное событие, но, впрочем, она все еще очень важна. В этом году все опять соответствовало моим ожиданиям. Другие биеннале, не венецианские, в последние десять лет бывали обычно интереснее. Имею в виду в особенности Стамбул, где я видел несколько последних биеннале.
4. Я видел две выставки двух очень хороших русских художников: Андрея Монастырского и «КД» в павильоне и Дмитрия Пригова в Ca’ Foscari Esposizioni. По моему мнению, концептуальные работы «КД» показать на таком зрелищном мероприятии, как Венецианская биеннале, почти невозможно — по самой их природе. Работы прекрасные, но, может быть, их следовало точнее экспонировать. Понимаю, что это очень трудно в силу герметичного, нематериального их характера. В случае Пригова же мы имеем пример того, как можно сделать плохую выставку из хороших работ. По-моему, в контексте дворца это все не работало. В Венеции это обычная проблема, но вопрос экспозиции слишком важен, чтобы его игнорировать.
Мария ХЛАВАЙОВА
1. Я, на самом деле, смогла лишь бегло посмотреть главный проект, потому что мой проект в Цыганском павильоне состоял из трехдневной непрерывной программы устных и уже записанных свидетельств, что как раз совпадало с превью. Эта ситуация требовала полной концентрации и присутствия в павильоне, и это было необходимо, выставка создавалась как раз благодаря этому. После превью я смогла посмотреть главный проект чуть подробнее, но, честно говоря, и особенно в сравнении с тем, что я испытала в нашем Цыганском павильоне, — чувство у меня было такое, что меня перенесли куда-то в прошлое. Выставка Биче Куригер — это безопасный, формалистический и чисто западный экзерсис. Я понимаю, что курировать такой проект — неблагодарное дело, что бы ты ни предпринял. Но все же: если завести зрителя в парк со скульптурами или показать картины Тинторетто (пусть даже прекрасные и исторически значительные) — это сегодня самый радикальный жест, на который мы способны, — тогда, я думаю, у нас большие проблемы. Может, это и жестко с моей стороны, но что у этой биеннале общего с двумя предыдущими — так это то, что они вообще не запомнятся.
Эрнут Мик. Архитектурная выставка (по мотивам «Дизайна цыганского лагеря» Константа). Проект «Вызовите свидетеля» в цыганском павильоне на 54-й Венецианской биеннале
Если меня что-то разочаровало, то не отдельные павильоны: я привыкла, что в большинстве своем они посредственны. Что было огорчительно, так это то, что мы так и не нашли пути по-другому позиционировать себя политически. Большинство рецензий на биеннале отмечали некую якобы беспрецедентную связь искусства с политикой сегодня. Но на самом деле нам давно пора было признать, что война, бедность, глобализация и т.д. — это темы, которые стали абсолютно обычными в современном искусстве вообще, и уж точно на глобальных биеннале. И что в большинстве случаев они, несмотря на, вероятно, намерения художника быть критичным, функционируют как реклама неолиберализма и его способность инкорпорировать эту критику. Я считаю, нам надо приложить усилия к тому, чтобы найти пути выхода за пределы такого искусства, которое либо всего лишь продукт, либо всего лишь пропаганда, глобальным примером чего и является Венецианская биеннале par excellence.
Проект в Цыганском павильоне для меня был возможностью поэкспериментировать в этом направлении. Конечно, первым и главным импульсом, стоящим за этой инициативой, была необходимость справедливости. До первого Цыганского павильона в 2007 году ни один художник-цыган не выставлялся ни в главном проекте, ни в национальных павильонах в Венеции. Сила Цыганского павильона, я считаю, состоит, во-первых, в невероятно интересной сети отдельных художников, живущих по всей Европе, которые работают исходя из своей цыганской субъективности. Они не просто ромалэ — проблемы этого народа являются их исходной точкой и важной темой. Во-вторых, очень важно, что в контексте Венеции это по определению экстранациональный павильон, он не принадлежит какой-то одной стране. Я думаю, это открывает совершенно новое поле возможностей для нас для всех — возможностей думать об искусстве и его потенциале в современном и завтрашнем мире. Цыганский павильон создан сотрудничеством, которое работает вне рыночной экономики и вне нации-государства в традиционном смысле, и вместе с самыми значительными рома-художниками и мыслителями мы хотя бы попытались представить себе, каким могло бы быть сегодня искусство за пределами рамок продукта или пропаганды.
Проще говоря, Цыганский павильон в Венеции был создан как место художественного эксперимента, щедрости; как пространство искусства, мысли и действия, которые мы можем предложить в ответ на тяжкие политические реалии вокруг нас. Он был задуман как выставка, создающаяся прямо в дни превью биеннале через серию свидетельств: произведений, перформансов, лекций, бесед, чтений, которые проводят художники, мыслители, активисты, как ромалэ, так и не ромалэ. Они свидетельствуют о несправедливости и лишениях, которые выпадают на долю цыганского народа, об опыте солидарности, о преодолении дискриминации и недружественности, о выборе в пользу активизма и борьбы за права человека, а также, естественно, о художественных достижениях. Эти свидетельства мы снимали на видео и постепенно добавляли к экспозиции в Палаццо Дзордзи (венецианский офис ЮНЕСКО), основу которой составляли произведения искусства и выставочная архитектура, концептуально основанная на нереализованном проекте «кочевого поселения» для общины цыган, сделанном в 1950-е годы голландским художником Констаном. Записанные на пленку свидетельства, информацию о выставленных произведениях и другие материалы можно также посмотреть на «дигитальной площадке» проекта.
3. Ты знаешь, так легко влиться в общую лавину жалоб на то, что биеннале слилась в экстазе со всем мировым злом — со спектаклем, жаждой наживы, националистическими идеологиями, не говоря уже об олигархах и знаменитостях, с их бесконечными яхтами. Кто ж этого не знает? Что тут нового? Несмотря на все это, я все еще думаю, что Венецианская биеннале — это платформа, где появляется возможность быть увиденными для тех вещей, которые доминирующий консенсус держит в невидимом состоянии. Поэтому я верю, что имеет смысл настаивать на создании пространства внутри биеннале, где могли бы быть высказаны срочные, неотложные вещи, которые мы считаем необходимым артикулировать именно внутри такого престижного, high-end-контекста. У меня другого ответа нет: надо сохранять верность этой возможности, продолжать вырубать внутри биеннале это пространство, где мы могли бы сберечь основное право — право на рассказ с разных позиций и перспектив — и дополняющее его право быть услышанным.
Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия». Пустые зоны. Российский павильон на 54-й Венецианской биеннале (вид экспозиции)
Читать!
Перевод и подготовка материала Екатерины Дёготь
Ссылки
- Алексей Радинский. Прогнило что-то в каждом королевстве, 07.07.2011
- Почему в Венеции оказались цензурированы работы Айдан Салаховой? 01.07.2011
- Как вам понравилась Венецианская биеннале? 29.06.2011
- Венецианская биеннале: национальные павильоны — 2, 24.06.2011
- Венецианская биеннале: национальные павильоны, 16.06.2011
- ILLUMInations: 54-я Венецианская биеннале современного искусства, 10.06.2011
- Андрей Паршиков. Дневник биеннале. Часть третья, 04.06.2011
- Андрей Паршиков. Дневник биеннале. Часть вторая, 04.06.2011
- Андрей Паршиков. Дневник биеннале. Часть первая, 02.06.2011
- Гид по Венецианской биеннале, 27.05.2011
- Российский павильон на 53-й Венецианской биеннале: своими глазами, 18.06.2009
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451783
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343393
- 3. Норильск. Май 1268686
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897700
- 5. Закоротило 822155
- 6. Не может прожить без ирисок 782481
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759184
- 8. Коблы и малолетки 740955
- 9. Затворник. Но пятипалый 471409
- 10. ЖП и крепостное право 404278
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403187
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370552