И главное – арток обязательно должен быть смешным или прикольным, в крайнем случае занимательным, никакой скукоты!
Члены коллектива Electroboutique мотивируют свой выбор в пользу искусства, легкого в исполнении и восприятии
АНКЕТАВ последние годы мы стали свидетелями бурного развития артка — направления в актуальном искусстве, восходящего корнями к ранним годам модернизма и стремительно утверждающегося на международной художественной сцене.
Читать!
В производстве артка используются в основном редимейды или копии предметов, людей, животных с минимальным вмешательством художника, без упора на ремесленные навыки, а в случае если таковые требуются, используется наемный труд людей, обладающих ими. Важной отличительной особенностью произведений артка является то, что практически полное представление о них можно получить по их фото- или видеодокументации. К тому же арток использует универсальный, понятный во всем мире символический язык, что позволяет ему молниеносно распространяться через интернет, подобно вирусу, шествуя из одного блога в другой. И главное — арток обязательно должен быть смешным или прикольным, в крайнем случае занимательным, никакой скукоты!
Предлагаемый английский вариант термина — artlet, по аналогии со starlet — звездочка, piglet — свинка.
Основные приемы артка
Взять что-то маленькое и сильно увеличить.
Взять единичный объект и размножить его.
Взять большой объект и перевернуть его вверх ногами.
Построить составной узнаваемый объект из «не тех», парадоксальных материалов.
Взять два или более объектов из разных, непересекающихся контекстов и соединить их вместе.
Рекомбинация — деконструкция с последующей «неправильной» сборкой.
Wow-фактор
Произведения артка стремятся удивить, поразить зрителя, или, как пишут критики, «заставить взглянуть по-новому на, казалось бы, привычные вещи».
Корни артка
Сюрреализм, дадаизм, реклама, МТВ, 3D-графика, компьютерные игры, дизайн продуктов, голливудские блокбастеры, культура ремикса и cut-and-paste.
Причины возникновения артка
Вытеснение ручного труда промышленным производством, доминирование медийных образов, драматический рост производства потребительских товаров. Выход дизайнерского продукта в фокус внимания. Бренды и тренды. Представление продуктов в рекламе в качестве абсолютных ценностей. Поколения, выросшие в пространстве масскультуры, активно использующей «шокирующие» образы, созданные с помощью приемов, аналогичных приемам артка.
Огромное, постоянно растущее количество молодых художников — выпускников художественных академий (а теперь еще и армада китайских художников). Арток позволяет им всем самовыражаться, создавая неповторяющиеся произведения в ситуации ограниченного количества актуальных идей, «носящихся в воздухе».
Бурное развитие цифровых технологий, интернета и социальных сетей. Каждый пользователь интернета сегодня может быть производителем, редактором, паблишером и дистрибьютором контента (в случае артка — своих собственных произведений).
Распад сознания, свойственный современному человеку.
Распад сознания
Это состояние, в котором субъект не может создать в своем сознании цельную картину мира (так называемая «цельная картина мира» не имеет отношения к «истинности» или «объективности», это просто модель действительности, которую субъект принимает и понимает — возможно, на каком-то интуитивном уровне — и руководствуется ею в жизни на достаточно долгом временном отрезке) или хотя бы построить некую локальную версию видения мира, обладающую определенной временной стабильностью.
В связи с отсутствием цельной картины мира субъект обладает фрагментированным сознанием (оно же клиповое), не в состоянии принимать решения, давать оценки. В результате важными становятся детали и их взаимоотношения.
Именно такое состояние сознания позволяет делать и воспринимать арток.
Интернет
Блоги — основной канал распространения артка. Многочисленные визуально яркие произведения артка удовлетворяют потребность интернет-медиа в постоянно возобновляемом арт-контенте. Можно также сказать, что арток уже и формируется интернетом: все больше художников сознательно или нет делают работы, выгодно смотрящиеся именно на интернет-страницах.
Мегаарток
Это дорогой в производстве, масштабный арток. Студентам, не имеющим доступа к бюджетам, мегаарток не по зубам. Им занимаются ведущие художники современности — Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Тони Мателли, Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, братья Чепмен и др.
Сюрреализм и дадаизм
Дадаизм во многом был реакцией сознания художников на разрушение старого мира, на ужасы Первой мировой войны. Кроме того, то время — это время становления массового общества, общества потребления товаров и образов. Другими словами, абсурдные произведения дада — первые арт-плоды распада сознания «массового человека».
Сюрреализм — это «абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии ready-made» — определение из «Википедии» подходит и к артку, разница лежит в культурно-историческом контексте и мотивациях. Сюрреалисты стремились к свободе через погружение в мир подсознания, в то время как производители артка просто пытаются сделать считываемое высказывание в ситуации отсутствия доминирующего дискурса и глобализации контекстов.
Арток в России
В России арток пока развит слабо. Сказывается отсталость российской арт-системы по сравнению с западной. У нас практически нет арт-школ, соответственно мало арт-студентов, вообще мало актуальных художников. Кроме того, наше искусство в принципе более консервативное, а также более литературное — в отличие от западного, имеющего богатую визуальную традицию. К тому же у нас менее продолжительна история общества массового потребления и капиталистических массмедиа, поставляющих агрессивные, захватывающие внимание зрителя визуальные образы.
Тем не менее арток в Росии есть! К артку имеют прямое отношение отдельные произведения многих известных художников — Игоря Макаревича, Вадима Захарова, Юрия Аввакумова, ABC и др. Мало-помалу развивается и молодежный, студенческий арток.
Значительный импульс развитию отечественного артка дали фестивали типа «Арт-Клязьма». Методы артка позволяют за короткое время и при ограниченном бюджете создавать яркие произведения — то, что нужно фестивалям и биеннале.
Легитимация артка
Арток прекрасно соответствует концепции Relational Aesthetics Николя Буррио, хотя и не исчерпывает ее. Арток выставляется на крупнейших кураторских выставках и часто продается за приличные деньги. Арток — это долгожданное яркое новое, пришедшее после постмодернизма.
Проблемы артка
Перепроизводство искусства и его медийных образов. Каждый день методами артка создается огромное количество объектов искусства, каждый из которых по-своему хорош. С одной стороны, это подрывает иерархию системы искусства, а с другой — девальвирует произведение, размывает критерии качества. Отпадает необходимость ходить на выставки: можно получить практически полное представление о произведении, глядя на его репродукцию в блоге.
Поскольку язык артка универсален и понятен во всем мире, то тут неизбежно уменьшение глубины высказывания и сужение круга затрагиваемых тем.
Будущее артка
Арток, несомненно, будет развиваться, так как он понятен массам и находит у них широкий и положительный отклик. Методы артка позволяют постоянно получать новые, неповторяющиеся арт-объекты; арток позволяет занять работой огромное количество художников. Арток демократичен — даже малоимущие студенты могут его производить. Арток коммуникативен и идеально подходит для блогов. Можно представить, что арток образует жанр интернет-культуры, существующий параллельно институализированному искусству.
Поскольку обычный арток с ростом его количества девальвируется и виртуализируется, будет развиваться мегаарток как составная часть индустрии арт-бизнеса и культурного туризма. Кроме того, репродуцируемый характер артка и мегаартка актуализируют те виды искусства, которые «не работают» в репродукции, которые надо воспринимать «здесь и сейчас», в физическом пространстве. Правда, тут возможны проблемы восприятия такого искусства зрителями, привыкшими к артку в интернете и на выставках.
Делать или не делать арток?
Читать!
Ресурсы
www.vvork.com — ежедневно обновляемый блог по искусству. Много артка.
www.whokilledbambi.co.uk — британский блог: арт, дизайн, мода, музыка.
www.colectiva.tv/wordpress — испанский блог.
www.valentinatanni.com — персональный блог арт-критика.
Ссылки
КомментарииВсего:35
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455890
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346074
- 3. Норильск. Май 1273641
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899194
- 5. ЖП и крепостное право 853067
- 6. Закоротило 824438
- 7. Не может прожить без ирисок 792106
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766398
- 9. Коблы и малолетки 745250
- 10. Затворник. Но пятипалый 479251
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409694
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374917
Но меня более интересует другое - то , что у вас в манифесте написано - про то , что вы своим искусством легитимизируете "чёрный нал" нувориший - или их претензии на комильфо. Вот это бомба!
http://www.porjati.ru/pictures/17581-skulptury-i-pamyatniki.html
Может "ржуарт" ?
так ведь в словарях не было когда-то слова "видео", "нет арт" и много других слов.
Язык развивается, и в том числе черпает из уличной культуры и жаргона. И великого и могучего русского языка когда-то не было, а вот на латыне нынче только рецепты выписывают, да и то только доктора старой закалки...
про черный нал пожалуйста поподробнее, что-то не припомню чтобы мы своим искусством легитимизировали нелегальный бизнес. Наоборот мы выступаем за ответственное производство и разумное потребление!
Кстати афорист Конягин по этому поводу говорил : большое искусство - это много раз по-маленькому.
Что касается статьи, то авторы описывают свой подход к искусству и свои приемы при создании объектов, а не новое направление в искусстве и уж тем более не искусство будущего. В описании "нового направления" царит жуткая каша, видимо легкий подход авторами культивируется во всем, включая интеллектуальный труд
====легитимизация капитала. Приобретая объекты искусства или другим образом материально поддерживая институт искусства, богатые люди получают новый, благоприятный социальный статус и пропуск в "высшее общество".====
Это одна из задач искусства - из вашего манифеста . Если это не ваши слова - я съем все 5 своих шляп.
Это не про наше искусство - это про все искусство.
во-первых это не манифест, а речь на напремии Кандинского.
во-вторых там нет ни слова про черный нал, а ты безосновательно обвинияешь всех этих людей в нелегальном бизнесе, так что можешь сесть свои пять шляп!
в-третьих если ты не согласен с этим высказыванием, то поясни что там не так, по-моему это чисто жизненный факт.
( впрочем, я так же осведомлён - что галереи отмывают чёрный нал ).
Вот вам простой факт из жизни: в Китае в этом году на отделения современного искусства в академии, институты. школы и школки поступило 1000000 (миллион) человек!
И как вы думаете что они будут производить по окончании? Правильно -АРТОК!!!
Масштабы этого явления сложно охватить, очень сложно принять эту ситуацию, еще сложнее решить что делать в этом свете.
Тем кто считает что это не икусство:
Если вещи, которые вы считаете не искусством работают на территории искусства лучше чем, то что вы считаете искусством, то вам необходимо пересмотреть свой взгляд на данный вид деятельность, иначе вы рискуете оказаться даже не на периферии процесса, а на задворках этой периферии.
Стоит мужик перед витриной зоомагазина - смотрит на рыбок. Час смотрит, другой - подходит к нему милицанер - Что гражданин нарушаем?
- Я испытываю влияние высшего разума на низший - вот смотрите - я говорю мысленно рыбке - плыви - влево - плывёт. Плыви вправо - плывёт.
- Не стойте, проходите - не положено!
Идёт через час мужык обратно и видит: стоит перед витриной милицанер и молча , как рыбка . шевелит губами.
вы молодцы.
Спасибо, даже нам нужна похвала )
Всё же искусства не должно быть много.
в том то и дело что вещи не старые, а новые, но художники используют старые приемы и наработки. И делают они это в новом социально экономическом и культурном контексте, поэтому и требуют нового определения, а про отличия от старых течений в статье все написано.
искусства должно быть много и разного!
А в каком направлении пишет Шилов в таком случае?..
И почему бы этому "новому направлению" не развиваться в рамках дизайна, например? В работе ценится не только её уникальность, но и некоторые другие качества. Никому не нужна ваза, купленная вон-у-того-китайца, лучше пусть это будет ваза Херста. Отсюда вопрос: что делать миру с 500 000 Херстами?
творчеством шилова пускай занимается тот кому это интересно.
видите ли mar_bob этому направлению совершенно безразличны ваши пожелания в какиx рамка ему развиваться.
Напрасно вы так того китайца недооценили, ведь это великий Ай Вэй Вэй(типа нашего Кабакова). А вот насчет того что делать миру с 500 000 Херстами вопрос очень интересный, в ближайшем будущем мы узнаем...
Это был риторический вопрос.
И китаец мой был как образ собирательный, ибо с Ай Вэйвэй знакома, пусть и не лично.
Всё равно кажется немного странным давать имя тому, что ещё явлением не стало. И в этом случае уменьшительный суффикс вовсе не ласкательный, а словно преуменьшающий значение и ставящий под вопрос существование: а был ли арток?
верно выделено такое искусство в отдельную нишу, хорошо схвачена "черта времени".